Интеллектуальная готовность ребенка к школе

02.06.2014, 10:55:10

Интеллектуальная готовность ребенка к школе является одним из показателей общей готовности и заключается в кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Будущий первоклассник должен знать свой адрес, имена и отчества родителей, их место работы и должность, различать времена года и знать их основные признаки, знать месяцы и дни недели, перечислять основных животных, птиц, знать свой возраст и дату рождения, прямой и обратный счет в пределах двадцати, знать буквы, уметь аргументированно рассказать, почему он хочет идти в школу, что делает учитель, для чего парта и доска в школе.

Это тот минимум, который необходим к школе. Многие родители и педагоги не без оснований считают, что интеллектуальная готовность к школе не должна предполагать наличие у ребёнка каких-то определённых навыков, например, умения решать в уме примеры до 20 или 100, а в общем развитии его познавательных процессов – памяти, внимания, мышления. Рассмотрим 3 основных подхода к определению желательного уровня интеллектуальной готовности.

Сначала и потом  

В школе всему научат. Сторонники этого подхода уверены, что всего вышеперечисленного достаточно для поступления в первый класс. Более того, обширные знания программы первого класса могут привести к тому, что ребенку будет неинтересно в школе и к концу учебного года он может сдать свои позиции, в то время как менее подготовленные, но мотивированные дети вырвутся вперед.

Главное – уметь читать.  Сторонники этого подхода полагают, что чтение с пониманием прочитанного обеспечит ребенку легкий старт и хорошую учебу в начальной школе. Ведь ребенок не будет корпеть над пониманием условия задачки – он быстро ее прочитает и будет думать над решением. Педагоги призывают в последние месяцы перед школой сосредоточиться на обучении беглого чтения и не паниковать, если дошкольник не может решить в уме задачку.

Сначала и потом  

Продвинутый уровень. Данный подход можно выразить фразой – чем больше знаний, тем лучше. Ребенок читает 30 и более слов в минуту, решает задачи в два действия, умеет складывать и вычитать двузначные числа, пишет печатными буквами, обладает широко развитым кругозором (знает названия рек, городов, планет, оперирует энциклопедическими фактами о животных и растениях), умеет определять время по часам с разными циферблатами, решает логические задачи от простых до задачек с подвохом.

Какой подход выбрать – решать вам. Не забывайте о физической и психологической готовности, они не менее важны.

Сначала и потом  

Существует несколько методик тестирования ребенка на готовность к школе, начиная от опросников на  кругозор, заканчивая диагностикой памяти и зрительного восприятия (например, найти и разукрасить букву среди наложенных на нее контуров предметов).  Кроме того, есть тесты, включающие в себя графические методики. Например:

 - нарисовать фигуру мужчины. Чем больше деталей воспроизвел ребенок (пальцы, волосы, шея, уши, ресницы), тем лучше. Тест дает оценку личностных особенностей ребенка и личностной зрелости;

- скопировать фразу из трех слов, написанную прописными буквами на чистый лист. Чем точнее ребенок воспроизвел написанное (можно разобрать буквы), тем лучше. Тест выявляет развитие мелкой моторики рук и зрительной координации; 

 - скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали на белом листе. Чем точнее нарисован узор, соблюдено расстояние между точками, тем лучше. Выявляет зрительно-пространственное восприятие дошкольника.

Можно также протестировать ребенка на внимательность. Для этого прочитайте только один раз условие задачи: нарисуй 5 квадратов, второй и четвертый заштрихуй. Результат расскажет вам о том, как ребенок умеет воспринимать информацию на слух и запоминать.

Обращаем внимание, что высокое качество выполнения заданий всего лишь говорит о большей вероятности того, что ребенок будет успешно справляться с школьной программой. Невысокие результаты подскажут, на что стоит обратить внимание. Главное – это желание учиться. Уверенность в себе и поддержка родителей помогут вашему ребенку стать отличным учеником!

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Добавить свой комментарий:

Подпишитесь на статьи IQsha

Выполните упражнение:
Читайте также
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

Четыре года – непростой возраст, это словно маленькая дорожка между младшей и старшей группой детского сада. Малыш уже самостоятелен, умеет рассуждать и объяснять, а также твердо знает, что ему нравится, а что нет.

Читать
Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

3 года – это много или мало? Если вы спросите об этом своего малыша, то, скорее всего, он уверенно ответит, что уже вырос и многое знает. Так ли это, и по каким критериям оценивать развитие малыша в таком возрасте, узнаем в этой статье.

Читать
Что должен знать и уметь ребенок в 2 года

Как быстро летит время! Совсем недавно ваш малыш впервые улыбнулся, сделал первый шаг, а потом и сказал первое слово. А вот уже перед вами деловой двухлетний карапуз, который активно развивается и узнает мир. Что же должен знать и уметь ребенок в этом возрасте? Проверить это поможет наша статья.

Читать

Читайте также

Что такое любовь. О Дне всех влюбленных и не только

Как говорить с детьми о любви и стоит ли отмечать День всех влюбленных? Что такое повседневная любовь и в чем она выражается? Чтайте мнение нашего автора и делитесь своим в комментариях...

Читать