Научить ребенка понимать время

04.09.2014, 16:17:01

Многие родители замечали, что особо сложно научить дошкольника понимать время по циферблату со стрелками и называть его, не смотря на то, что ребенок знает буквы, знает цифры, схватывает все на лету.  Спешить с освоением часов не стоит, но лет в 6-7 старшим дошкольникам вполне по силам ориентироваться по собственным наручным часам.

 

Часовая система, если разобраться, является действительно сложной и двойственной системой (часы считают с 1 до 12, а минуты - с 1 до 60). Задача родителей - постепенно и последовательно ознакомить ребенка с обеими системами и закрепить уверенное владение ими.

Прежде чем научить малыша узнавать время по часам со стрелками, вам следует убедиться в следующем:

  1. Ребенок умеет считать до 12, а если вы осваиваете часы и минуты одновременно - то до 60. Иначе ваши усилия окажутся напрасными, занятия не будут иметь никакого результата, а ребенок надолго сохранит неприязнь к тем заданиям, в которых нужно узнать время или посчитать разницу во времени.
  2. Ребенок хорошо считает в уме, в том числе считает пятерками. Умение считать 5... 10... 15 и так далее можно сформировать в пять - пять с половиной лет, поэтому к старшему дошкольному возрасту, при условии регулярных занятий, проблем с этим не возникнет. А вот пригодится это умение как раз в определении места большой стрелки на циферблате.

В наше время существует множество методов обучения ориентации во времени по часам. Мы представим вам два наиболее распространенных и эффективных метода, которые подходят самым разным деткам.

 

Метод 1. «Большие часы»

  1. Вам необходимо обзавестись большими часами, на которых отсутствует стеклянное или пластиковое покрытие, и имеются большие стрелки, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать. Учебные пособия такого типа довольно дороги, можно обойтись обычными дешевыми настенными часами, сняв с них стекло.
  2. Объясните ребенку, что большая стрелка обозначает часы. Держите минутную стрелку на 12, а часовую стрелку ставьте в разные позиции. Расскажите о том, что когда большая стрелка находится на 12, то маленькая показывает, какое сейчас время, в часах. Разрешите ребенку самому передвигать стрелку, пока он не привыкнет и не начнет уверенно определять, который час.
  3. Объясните, что большая стрелка обозначает минуты. Держите маленькую стрелку на выбранном часе, а большую двигайте по кругу и рассказывайте, что обозначает каждая позиция. Начните с 5 минут, и двигайтесь дальше, пока ребенок не поймет закономерность. Разрешите своему чаду самому передвигать стрелку, давая разные задания. 
  4. Объедините две системы в одну. Начните с простого времени, например 1:05, 12:30, 7:45. Освоив этот этап, уделите особое внимание такому сложному времени, как 3:47 (приблизительно без десяти четыре), 9:59 (почти десять часов, без одной минуты десять) и т.п.
  5. Закрепите выученный материал. Попросите ребенка показать определенное время, используя как интересные, так и обыденные ситуации (когда мы обедаем, когда папа возвращается с работы и т.д.). Разрешите ребенку проверить вас, пусть он сам загадает время, а вы должны показать его на часах.
 

Метод 2. «Нарисованные часы»

  1. Научите малыша рисовать изображение часов на бумаге.  Для того, что бы сделать это занятие более интересным, вырежьте бумагу круглой формы, или используйте тарелку. Затем, разделите этот круг на 4 части с центральной точкой.  Отметьте каждую четверть:  12,  3, 6, 9.
  2. Разделите эти четверти на «дольки». Разрешите ребенку разукрасить эти дольки, как ему захочется. Позже, ассоциация с цветом сделает запоминание более легким.
  3. Используйте карандаш, чтобы показать часовую стрелку. Передвигайте его по часовой стрелке, фиксируя в разных позициях. Например, первая долька (красная или зеленая) – это один час, зеленая - 2 часа и т.д. Разрешайте ребенку самому проделывать манипуляции с карандашом-стрелкой, пока он не уловит смысл.
  4. Нарисуйте вторые часы, которые обозначают минуты. Эти часы не нужно делить на четверти и дольки, и разукрашивать их. Во время работы с минутами в этом нет необходимости.
  5. Используйте фломастер, чтобы объяснить работу минутной стрелки. "Передвигайте" ее по кругу, обозначая разными цветами, и объясните ребенку, на какой промежуток часа укажет каждая позиция.
  6. Используйте сточенный карандаш и фломастер, чтобы объяснить, как идут часы. Убедитесь, что маленький карандаш показывает часы, а большой фломастер – минуты. Для начала, спросите у малыша простое время (2:30, 7:10) и переходите к более сложным комбинациям (3:43, 8:57).
  7. Закрепите новый материал, разрешая ребенку самому спросить вас время.

Когда ваш ребенок начнет немного разбираться, используйте различные раскраски, книжки, картинки и игры, чтобы автоматизировать его навыки.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Добавить свой комментарий:

Подпишитесь на статьи IQsha

Выполните упражнение:
Читайте также
Что сначала, что потом? Учим малышей определять последовательность событий

После 2 лет можно объяснять на примерах значения слов «сначала», «до», «раньше», «потом», «после», «позже».

Читать
Счет в пределах 5

Трехлетних детей начинают обучать счету в пределах пяти. Обучение счету  - это умение отвечать на вопрос сколько? и какой по счету? А лучшим помощником при изучении счета в пределах первой пятерки станут пальчики ребенка.

Читать
Где больше? Учим малышей сравнивать предметы по количеству

После того, как ребенок освоил понятия «один» и «много», смело приступайте к сравнению количества предметов и изучению понятий «больше», «меньше», «равно». 

Читать

Читайте также

Что такое любовь. О Дне всех влюбленных и не только

Как говорить с детьми о любви и стоит ли отмечать День всех влюбленных? Что такое повседневная любовь и в чем она выражается? Чтайте мнение нашего автора и делитесь своим в комментариях...

Читать