Учимся решать задачи с детьми

25.04.2014, 16:14:49

Когда ваш малыш уже выучил устный счет и стал легко ориентироваться в примерах “2+1”, “1+3” и подобных, самое время приступить к освоению того, для чего примеры решаются - математических задач. Решение задач в возрасте 4-6 лет способствует становлению абстрактного мышления, а еще позволяет:

- понять зависимость величин от действий, которые с ними совершаются;
- научить ребенка выделять из сюжета числовую составляющую, обращать внимание на математическую проблему, возникающую в задаче;
- закрепить операции сложения и вычитания;
- совершенствовать навык устного счета, счета с опорой на наглядный материал и без опоры на него.

Представляете, сколько зайцев вы убиваете практикой решения задач?

Итак, мы поняли, что это занятие чудесно и увлекательно. Но рекомендовать после первого абзаца все бросать и врываться в детскую с намерением “ну-ка давай порешаем задачи” не буду, иначе зачем я все это пишу. Давайте двигаться поэтапно, постепенно, растягивая удовольствие на несколько месяцев, а то и пару лет, хорошо? Как обычно, предложу лишь одну из возможных схем усложнения задач, а вы экспериментируйте, внимательно наблюдайте за реакцией ребенка и за результатами занятий и выбирайте самый эффективный способ.

 
  • Читая хорошо знакомые сказки, сочиняйте “дополнительные” сюжеты с их героями, добавляя простейшие операции с числами. Начните с прибавления единицы чего-либо. “Лягушка-путешественница вчера увидела четыре страны, а сегодня еще одну”, “Красная шапочка взяла для бабушки три пирожка с вишней и один - с капустой”. Пробуйте лепить, рисовать, составлять аппликации с этими математическими сюжетами.
  • Прежде чем ставить вопрос к задаче, спросите ребенка: “теперь стало больше или меньше?”. Убедитесь, что малыш понимает суть увеличения или уменьшения количества, правильно употребляет слова “больше” и “меньше”, “увеличить” и “уменьшить”. Не двигайтесь дальше, пока эти слова не будут четко ассоциироваться у дошкольника с соответствующими действиями.
  • На следующем этапе начинайте задавать вопросы к задачам. К примеру,  “...а сколько теперь стало пирожков?”. Когда ребенок ответит на вопрос, не успокаивайтесь на этом, идите в рассуждениях дальше: “а как так получилось? что мы сделаем, чтобы этот ответ узнать?”. Рассказывайте о том, что такие истории с вопросами о количестве чего-нибудь называются задачами.
  • Просите помочь решить задачу в бытовых ситуациях. “Ты обул два сапога, а я только один. Сколько сапог вместе с тобой мы обули? А сколько будет, когда я обую еще один? На сколько сапог у тебя обуто больше?”, “На противень умещается 10 пирожков, мы с тобой слепили 3, сколько еще осталось слепить, чтобы заполнить противень?”. Числовые составляющие задачи подбирайте в зависимости от математической подготовки ребенка и его навыка считать в уме.

ВНИМАНИЕ! Ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе высказываний типа “ну ты чего, такой простой пример, а ты посчитать не можешь”, “ты что, посчитать не можешь? ну воооот” и т.п. Отбивается охота от решения задач за одну минуту. А решать их придется больше десятка лет, знаете ли. Видите, что не справляется  ребенок - сделайте паузу, подождите, пока он считает в уме. Через минуту-другую спросите его “тебе надо помочь посчитать?”, “может быть, решим более легкую задачу?”.

 
  • Ищите сюжеты в окружающем, чтобы ребенок сам сочинял задачи. Предлагайте ему сочинить задачу про сегодняшнюю прогулку, про блюда на обед, про машины на улице, про знакомых собак - границ фантазии в математических задачах просто не бывает. Не удивляйтесь, если ребенок задаст вам значительно более сложную задачу, чем вы задаете ему. Хмурьтесь, напрягайтесь, играйте в то, как вам сложно, говорите “хм”, “ээээ” и “сейчас посчитаааааю” и.... позволяйте себе ошибаться! Частенько дети не могут вас проверить, настолько сложные задачи они вам задают. Мягко и тактично обратите их внимание на это. Расскажите, что вы специально ошиблись, попросите ребенка следить за вашими ошибками, скажите, что это такая игра. Просите ребенка, заметив ошибку, рассказывать о том, в чем она заключалась и как решить задачу правильно. Больше хихикайте, восторгайтесь, удивляйтесь - наполняйте решение простейших задачек эмоциями!
 
  • Спрашивайте о компонентах задачи. Что такое условие? Что такое вопрос? Может ли вопрос без условия называться задачей? А условие без вопроса? А будет ли называться задачей такая задача: “Митя пошел в школу направо, а папа на работу - налево”? Пройдя этап решения простейших задач, просите ребенка самостоятельно выделять компоненты задачи. Не бойтесь терминов, таких как “компонент”, “слагаемое”, “вычитаемое” и прочих. Чем раньше освоит их ребенок, тем легче будет ему овладеть абстрактным мышлением в математике. Поверьте, времени на это нужно достаточно много.
  • На очередном этапе занятий сочиняйте условие задачи и предлагайте самому ребенку придумать вопрос.Вы можете столкнуться с сюрпризом, услышав от малыша совсем иные, новые типы вопросов, по сравнению с теми, которые вы уже рассматривали. Если же этого не происходит, постепенно, через неделю-другую, предлагайте новые типы вопросов сами.
  • Используйте как можно больше реальных предметов, особенно на первых порах. К абстракции переходите постепенно, сначала замещая смыслы объектов (счетные палочки будут обозначать конфеты или грузовики), а затем решая несложные задачи без помощи предметов вовсе. Когда увидите, что ребенок с легкостью справляется с несложными вычислениями в уме, усложняйте числовой состав задачи.

Постарайтесь отработать принцип решения задач до поступления в первый класс. В начальной школе много времени будет уделятся оформлению и записи задач, и понимание смысла задачи значительно облегчит обучение в будущем.

Наталья Жеребилова,

редактор сайта IQsha.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Добавить свой комментарий:

Подпишитесь на статьи IQsha

Выполните упражнение:
Читайте также
Настольные игры: блоки Дьенеша и палочки Кюизинера

Когда за окном дождливая погода, так хочется собраться всем вместе дома и поиграть во что-то интересное и увлекательное. Если прятки, жмурки и угадайки уже надоели, то самое время достать настольные игры. Расскажем о том, какие они бывают, чем полезны и как выбрать подходящую вам настольную игру.

Читать
Игры на умножение

Заучивание таблицы умножения наизусть до уверенной степени свободы занимает у детей от 4 до 6 месяцев. Как облегчить процесс запоминания? Надо играть в таблицу умножения!

Читать
Как научить ребенка считать

Когда дети еще маленькие, родители часто используют подручные средства, такие как игрушки или фрукты, чтобы научить ребенка основам математики. Просто выучить числа недостаточно, необходимо научить малыша мыслить.

Читать

Читайте также

Схемы снежинок для вырезания с детьми

Легкие, ажурные снежинки помогут создать вам праздничную зимнюю атмосферу. С помощью наших схем вы вместе с ребенком справитесь с их созданием легко и быстро. У вас получатся красивые украшения, которые можно просто развесить на окна или сделать из них гирлянду. Приятного творчества!

Читать
Как провожать старый год с пользой

Ах, как быстро растут дети! Один из способов задержать их детство активно набирает популярность. Это разнообразные "новогодние интервью", "обзоры года" и, конечно же, планирование желаемых действий и событий на следующий год. Как взять интервью у ребенка? Воспользуйтесь советами от IQsha.

Читать
Раскраска Изучаем цвета

Смотрите мультфильм и выполняйте задания в умных раскрасках от Айкьюши!

Читать