Логическое мышление в 3-4 года. Больше ощущений!

Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли во взрослых, способных справляться с любыми задачами, будь они кем угодно - математиками, учителями или продавцами. Навыки решения проблем тесно связаны с телесными ощущениями и опытом интерпретации того, что вы видите, слышите и к чему прикасаетесь. Кроме того, логические способности строятся на базовых основах математики и логики, которые помогут вашему ребенку практиковаться в целом ряде сенсорного опыта и позволят ему сконструировать понимание окружающего мира.

А еще психологи-исследователи увидели, что навыки логико-математического мышления развиваются в тесной связи с музыкальными способностями, поэтому музыкальные игрушки играют важную роль в развитии у детей навыков решения различных проблемных задач.

Запомните:

  • Трех- и четырехлетки базируют собственное понимание окружающего мира скорее на том, что видят, нежели на логических умозаключениях.
  • Дошкольники затрудняются фокусироваться на чем-то большем, чем предоставляет им собственное, единственно верное восприятие вещей.
  • Числовые абстракции могут быть трудны для тех трех- и четырехлеток, которые еще не получили представление о названии цифр и количестве, которое они обозначают.

Трехлетний Саша настаивает на том, что в его высокой башне больше кубиков, чем у Сони, чьи кубики выложены "паровозиком", даже после того, как воспитатель помогает ему сосчитать каждую группу. Саша все еще полагается на свои наблюдения, которые говорят ему, что в его "большой" башне явно больше кубиков. Потребуется еще много занятий с воспитателям, прежде чем Саша сделает скачок к пониманию того, что его изначальное восприятие было неверным.

Младшие дошкольники для понимания мира используют чувственное восприятие окружающего в комбинации с единицами простой информации, усвоенными в своем прошлом опыте. Но они базируют свое понимание скорее на том, что видят, нежели на логических умозаключениях. Им необходимо пройти сквозь множество нелогичных мыслительных процессов, прежде чем начать постигать логическое ощущение мира.

Обеспечив своему ребенку возможность обучаться через игру, помните о следующих параметрах его мышления:

Оценка по признаку

Когда изменяется очертание, внешний вид или фактура предметов, дошкольникам становится сложно понять, что их количество остается тем же.

Например, на полднике Анюта вываливает коробку крекеров-животных на стол. Света заглядывает в собственную туго набитую коробку крекеров, после чего куксится и спрашивает, почему у Анюты больше крекеров. Она логически не понимает, что если собрать крекеры Анюты обратно в коробку, их количество будет и выглядеть, и являться таким же.

Концентрация на одной вещи в одно время

Поскольку младшим дошкольникам тяжело сфокусироваться на чем-то кроме собственного первоначального восприятия, они имеют тенденцию сортировать предметы скорее по одному признаку, нежели по двум.

К примеру, получив несколько кубиков разных размеров, цвета и формы, младшие трехлетки могут решить сортировать их, выстраивая в линию по размеру и называя "паровозиком". А вот старшие трехлетки и четырехлетки уже способны организовать группу кубиков по двум признакам (цвет-форма, цвет-размер).

Незнание цифр

Дошкольники также достаточно нелогичны, когда приходит время постигать абстрактные числа.

Наливая ковшики воды и пересчитывая их "четыре, пять, шесть", Федя совершенно не имеет в виду соответствие сосчитанного реальному количеству налитой воды.

Но к тому же, через непосредственных опыт, который он приобретет в процессе этого занятия, Федя придет к пониманию значения чисел и счета.

Как заниматься в 3-4 года?

Прибегайте к различным стилям обучения.

Некоторым детям безумно нравится целый день напролет прыгать и бездельничать. Направьте этих детей на исследовательскую деятельность как можно большего количества доступных материалов и предметов.

Другие дети чувствуют себя максимально комфортно, наблюдая чью-то деятельность и задавая вопросы. Убедитесь в том, что вы уделяете достаточно времени тому, чтобы обсудить с ними происходящее.

Стимулируйте детское любопытство и мыслительные навыки. Предлагайте увлекательные манипуляции - к примеру, попросите сравнить счетные цветные палочки или бруски по размеру и нанизать бусинку на нитку так, чтобы получился определенный узор.

Отмечайте вслух причинно-следственные связи. Добавляя яйцо в миску с мукой, спросите, "Что произойдет дальше?". Приготовьте стакан с окрашенной желтой водой и возьмите на кисточку синюю краску. Прежде чем смешать краски, спросите, что получится?

Выявляйте мыслительные задачки на протяжении всего дня. К примеру, когда ребенок убирает игрушки или расставляет книги, предложите классифицировать предметы по разным признакам. Предлагайте сравнить количество и даже вес "продуктов" во время игры в магазин.

 

Статья подготовлена Натальей Жеребиловой

На основе переводного материала

Понравилось? Поделитесь с друзьями: