Раннее развитие детей: Методика Монтессори

01.10.2015, 10:51

Что вы знаете о методике Марии Монтессори? Может  быть, до вас донеслись слухи о безграничной свободе детей? Или вы видели в магазинах дорогостоящие игровые материалы, без которых “развитие по Монтессори” невозможно? Эта статья для тех, кто еще не слышал о Марии Монтессори и ее методике развития детей.

Самодостаточный, гармонично развитый человек, полезный себе и обществу и способный сделать счастливыми и себя, и близких  - вот идеал, который пыталась воспитывать Мария Монтессори, разрабатывая новые принципы и инструменты развития детей.  У методики Монтессори два ведущих лейтмотива: ненасилие и самостоятельность.

Принцип ненасилия

Еще 100 лет назад итальянский детский врач, педагог, психолог Мария Монтессори с прискорбием обращала внимание на то, как в семье повсеместно подавляется личность ребенка. Ребенка не спрашивают, когда и что он будет есть; одевают не столько по погоде, сколько по собственным ощущениям тепла или холода; заставляют поступать и учиться так, как этого хотят взрослые - а за ослушание наказывают. Став первым врачом-женщиной в Италии, Мария Монтессори протестовала против сложившегося порядка вещей, ведь медицинское образование в конце XIX века в Италии было доступно только для мужчин. Протест детского врача, получившего опыт работы с детьми с отставанием в развитии, коснулся и сферы обучения. Мария Монтессори настаивала на том, что для развития и отстающих, и здоровых детей требуется определенная организованная взрослыми среда, где малыш мог бы действовать самостоятельно и заниматься тем, что ему хочется в данный момент, с пользой для его обучения и развития.

Принцип самостоятельности

Еще раз подчеркнем: согласно Марии Монтессори, ребенок занимается не “тем, чем ему хочется”, а тем, чем хочется именно в организованной взрослым развивающей среде. Педагоги и родители, воспитывающие детей в Монтессори-стиле, предоставляют ребенку выбор из образовательных материалов, которыми можно заняться в любой момент и в любом порядке. Тем не менее определенные задания, заложенные в этих материалах, и определенная дисциплина, присутствующая в них же - есть! Но для того чтобы ребенок обучался и развивался в этой среде свободно, ему необходимо предоставить определенную степень самостоятельности. Вы зря смеетесь: далеко не все родители способны психологически “отпустить” от себя ребенка, чтобы не помешать ему лепить, считать, творить и изучать окружающий мир. Такие родители стремятся все сделать за малыша, облегчить ему жизнь - или вовсе лишить той или иной развивающей среды, чтобы не было эмоциональной или интеллектуальной перегрузки. Но далеко не каждый стиль воспитания самостоятельности в действии, сопровожденный “организованной развивающей средой” (то есть комнатой с игрушками), может носить имя Марии Монтессори.

Предметно-обучающая среда 

Формирование предметно-обучающей образовательной среды - краеугольный камень методики Марии Монтессори. “Помоги мне сделать это самому” - принцип, который заложен практически во всех обучающих пособиях. Ребенок обучается в игре с предметами, и предметы должны взаимодействовать друг с другом в рамках учебной задачи. Монтессори-материалы можно сделать из подручных средств, воспользовавшись дуршлагом и шнурком; ситом и мукой; рисом и фасолинами и т.п. Монтессори выделяет пять зон для развития ребенка, которые присутствуют в Монтессори-центрах:

  • Зона практической жизни предоставляет ребенку возможность научиться бытовым навыкам - гладить одежду, завязывать шнурки, накрывать на стол, стирать одежду, чистить зубы.
  • В зоне сенсорного развития ребенок знакомится с формой, фактурой, величиной, весом предметов. В этой зоне размещают различные кубики, башенки, образцы тканей и другого материала, геометрические таблички.
  • Зона математики сосредотачивает счетный материал, фактурные цифры, счеты, счетные карточки. Эта зона будет полезной для детей от 3 лет. Основная задача математической зоны - формирование понятия количества, а также развитие логического мышления.
  • Языковая зона будет интересна тем малышам, которые стремятся научиться читать и писать. Фломастеры, доска для письма, буквы алфавита различной величины и фактуры, прописи, книжки и игры на развитие навыков чтения находятся именно в этой зоне.
  • Наконец, за формирование представлений об окружающем отвечает зона космоса. В этом помогут географические атласы, карты звездного неба, часы, плакаты о временах года и прочие материалы, способные познакомить ребенка с историей появления мира и его устройством.

Как видите, создать Монтессори-среду дома совсем не сложно. Нужно помнить и придерживаться нескольких принципов:

  • ставьте перед ребенком учебную задачу
  • разбирайте ошибки и исправляйте их в рамках одного занятия
  • по окончании занятия убирайте все материалы на место
  • в процессе решения учебной задачи наблюдайте за ребенком, ничего не предпринимая и не вмешиваясь
  • в рамках учебной задачи хвалите ребенка не общими словами: “молодец”, “умница” и т.п., а оценивайте конкретные успехи: “ты быстро зашнуровала”, “у тебя красиво получилась эта буква”
  • занимайтесь по заранее составленному графику

А чтобы не упустить такие важные сферы развития, как творчество, общение и физическое развитие, которым в системе Марии Монтессори практически не уделяется внимание, обязательно планируйте дополнительные активности. Пусть развитие вашего ребенка приносит радость и вам, и ему!

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Комментарии (2)

Родитель 17.02.2017, 10:12
89899

ответить

Родитель 17.02.2017, 10:12
7899

ответить

Добавить свой комментарий:

Выполните упражнение:
Читайте также
Подвижные развивающие игры

Активные игры на свежем воздухе прекрасно развивают ловкость, меткость и выносливость ребенка.

Читать
Как мотивировать ребенка: карточки достижений

Стоит ли мотивировать ребенка на работу по дому или выполнение гигиенических обязанностей? Конечно, да! Но мотивация, конечно же, не должна быть денежной. IQша предлагает инструмент для создания награды за те или иные действия ребенка.

Читать
Вред развивающих занятий

Сегодня современными родителями быть непросто, ведь среди обилия информации, советов очень сложно определиться, что же действительно хорошо для малыша, а что может нанести вред. В данной статье мы хотим рассказать о самых распространенных проблемах, связанных с развивающими занятиями для детей.

Читать
Читайте также
Счет десятками

Научили дошкольника считать по порядку до 10? Переходить к счету десятками можно в любое время, если вы чувствуете, что ребенок к этому готов.

Читать
Геометрические фигуры для детей

Какие фигуры учить в раннем возрасте и как проводить занятия, чтобы названия фигур лучше запоминались?

Читать
Задания на логику для детей

С самого раннего возраста малыши познают причинно-следственные связи. С двух лет можно усложнять занятия по логике, например такими заданиями.

Читать
Изучаем часы со стрелками

Изучать время лучше всего в игре с часами со стрелками. Для этих целей можно приобрести, смастерить или распечатать циферблат...

Читать