Раннее развитие детей: Методика Монтессори

01.10.2015, 10:51

Что вы знаете о методике Марии Монтессори? Может  быть, до вас донеслись слухи о безграничной свободе детей? Или вы видели в магазинах дорогостоящие игровые материалы, без которых “развитие по Монтессори” невозможно? Эта статья для тех, кто еще не слышал о Марии Монтессори и ее методике развития детей.

Самодостаточный, гармонично развитый человек, полезный себе и обществу и способный сделать счастливыми и себя, и близких  - вот идеал, который пыталась воспитывать Мария Монтессори, разрабатывая новые принципы и инструменты развития детей.  У методики Монтессори два ведущих лейтмотива: ненасилие и самостоятельность.

Принцип ненасилия

Еще 100 лет назад итальянский детский врач, педагог, психолог Мария Монтессори с прискорбием обращала внимание на то, как в семье повсеместно подавляется личность ребенка. Ребенка не спрашивают, когда и что он будет есть; одевают не столько по погоде, сколько по собственным ощущениям тепла или холода; заставляют поступать и учиться так, как этого хотят взрослые - а за ослушание наказывают. Став первым врачом-женщиной в Италии, Мария Монтессори протестовала против сложившегося порядка вещей, ведь медицинское образование в конце XIX века в Италии было доступно только для мужчин. Протест детского врача, получившего опыт работы с детьми с отставанием в развитии, коснулся и сферы обучения. Мария Монтессори настаивала на том, что для развития и отстающих, и здоровых детей требуется определенная организованная взрослыми среда, где малыш мог бы действовать самостоятельно и заниматься тем, что ему хочется в данный момент, с пользой для его обучения и развития.

Принцип самостоятельности

Еще раз подчеркнем: согласно Марии Монтессори, ребенок занимается не “тем, чем ему хочется”, а тем, чем хочется именно в организованной взрослым развивающей среде. Педагоги и родители, воспитывающие детей в Монтессори-стиле, предоставляют ребенку выбор из образовательных материалов, которыми можно заняться в любой момент и в любом порядке. Тем не менее определенные задания, заложенные в этих материалах, и определенная дисциплина, присутствующая в них же - есть! Но для того чтобы ребенок обучался и развивался в этой среде свободно, ему необходимо предоставить определенную степень самостоятельности. Вы зря смеетесь: далеко не все родители способны психологически “отпустить” от себя ребенка, чтобы не помешать ему лепить, считать, творить и изучать окружающий мир. Такие родители стремятся все сделать за малыша, облегчить ему жизнь - или вовсе лишить той или иной развивающей среды, чтобы не было эмоциональной или интеллектуальной перегрузки. Но далеко не каждый стиль воспитания самостоятельности в действии, сопровожденный “организованной развивающей средой” (то есть комнатой с игрушками), может носить имя Марии Монтессори.

Предметно-обучающая среда 

Формирование предметно-обучающей образовательной среды - краеугольный камень методики Марии Монтессори. “Помоги мне сделать это самому” - принцип, который заложен практически во всех обучающих пособиях. Ребенок обучается в игре с предметами, и предметы должны взаимодействовать друг с другом в рамках учебной задачи. Монтессори-материалы можно сделать из подручных средств, воспользовавшись дуршлагом и шнурком; ситом и мукой; рисом и фасолинами и т.п. Монтессори выделяет пять зон для развития ребенка, которые присутствуют в Монтессори-центрах:

  • Зона практической жизни предоставляет ребенку возможность научиться бытовым навыкам - гладить одежду, завязывать шнурки, накрывать на стол, стирать одежду, чистить зубы.
  • В зоне сенсорного развития ребенок знакомится с формой, фактурой, величиной, весом предметов. В этой зоне размещают различные кубики, башенки, образцы тканей и другого материала, геометрические таблички.
  • Зона математики сосредотачивает счетный материал, фактурные цифры, счеты, счетные карточки. Эта зона будет полезной для детей от 3 лет. Основная задача математической зоны - формирование понятия количества, а также развитие логического мышления.
  • Языковая зона будет интересна тем малышам, которые стремятся научиться читать и писать. Фломастеры, доска для письма, буквы алфавита различной величины и фактуры, прописи, книжки и игры на развитие навыков чтения находятся именно в этой зоне.
  • Наконец, за формирование представлений об окружающем отвечает зона космоса. В этом помогут географические атласы, карты звездного неба, часы, плакаты о временах года и прочие материалы, способные познакомить ребенка с историей появления мира и его устройством.

Как видите, создать Монтессори-среду дома совсем не сложно. Нужно помнить и придерживаться нескольких принципов:

  • ставьте перед ребенком учебную задачу
  • разбирайте ошибки и исправляйте их в рамках одного занятия
  • по окончании занятия убирайте все материалы на место
  • в процессе решения учебной задачи наблюдайте за ребенком, ничего не предпринимая и не вмешиваясь
  • в рамках учебной задачи хвалите ребенка не общими словами: “молодец”, “умница” и т.п., а оценивайте конкретные успехи: “ты быстро зашнуровала”, “у тебя красиво получилась эта буква”
  • занимайтесь по заранее составленному графику

А чтобы не упустить такие важные сферы развития, как творчество, общение и физическое развитие, которым в системе Марии Монтессори практически не уделяется внимание, обязательно планируйте дополнительные активности. Пусть развитие вашего ребенка приносит радость и вам, и ему!

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Комментарии (2)

Родитель 17.02.2017, 10:12
89899

ответить

Родитель 17.02.2017, 10:12
7899

ответить

Добавить свой комментарий:

Выполните упражнение:
Читайте также
Что такое любовь. О Дне всех влюбленных и не только

Как говорить с детьми о любви и стоит ли отмечать День всех влюбленных? Что такое повседневная любовь и в чем она выражается? Чтайте мнение нашего автора и делитесь своим в комментариях...

Читать
Гостим летом у бабушки

Лето - подходящее время, чтобы отправить ребенка к бабушке и дедушке на несколько дней. Перемена места благоприятно скажется на развитии ребенка, а бабушка и дедушка поделятся со внуками своим бесценным опытом. 

Читать
Основные направления развития ребенка

Что нельзя упустить в развитии дошкольника? На какие аспекты обратить внимание и как лучше выстроить программу воспитания малыша, чтобы не возникло перевеса в сторону одного направления?

Читать
Читайте также
Счет десятками

Научили дошкольника считать по порядку до 10? Переходить к счету десятками можно в любое время, если вы чувствуете, что ребенок к этому готов.

Читать
Геометрические фигуры для детей

Какие фигуры учить в раннем возрасте и как проводить занятия, чтобы названия фигур лучше запоминались?

Читать
Задания на логику для детей

С самого раннего возраста малыши познают причинно-следственные связи. С двух лет можно усложнять занятия по логике, например такими заданиями.

Читать
Изучаем часы со стрелками

Изучать время лучше всего в игре с часами со стрелками. Для этих целей можно приобрести, смастерить или распечатать циферблат...

Читать