Развитие внимания в дошкольном возрасте

Подготовка к школьному обучению охватывает множество сфер развития ребенка. Многие родители справедливо считают чрезвычайно важным делом развитие внимания, играющего едва ли не основную роль в обучении чему бы то ни было. Известно, что эффективнее всего ребенок развивается в игре. В какие же игры играть, чтобы развивалось внимание? Дочки-матери или футбол? Оказывается, есть целый набор специальных игр и упражнений. Сегодня и поговорим о них.


Как работает внимание дошкольника

Внимание - это механизм, позволяющий нам сосредоточится на одном или нескольких объектах из множества, существующего вокруг нас. Внимание мы направляем не только на предметы, но и на звуки, изображения, движение, смыслы и т.п. Этот механизм позволяет нам заниматься выбранным делом, игнорируя те внешние раздражители, которые к нашему делу не относятся. Развивается внимание постепенно и в индивидуальном темпе.

Дети дошкольного возраста могут быть внимательными, только если их не охватывает скука. Не интересный, не захватывающий, не вызывающий положительные эмоции предмет или деятельность вызывает скуку и желание переключить это самое внимание на что-то более интересное. Взрослым бывает трудно понять, что размышление о том, как ворона на проводах держится, может быть в тысячу раз более захватывающим, чем изучение новых цифр. Ведь взрослый уже научился тому, что внимание НАДО сосредотачивать там, где есть новые знания, а еще тому, что новое знание - полезно, потому что выгодно отличает нас от людей, этим знанием не обладающих. Но это знают взрослые. А ребенок ежеминутно увлечен своей основной миссией - познанием мира во всем его многообразии. Причем достаточно длительное время внимание ребенка остается в основном непроизвольным, его захватывает то, что существует или происходит прямо здесь и сейчас, и не всегда это “что-то” относится к тому, что предлагает взрослый. К счастью, с этим явлением можно успешно работать, а именно развивать основные качества внимания.

Произвольность внимания

Это способность сосредоточить внимание там, где “нужно”, а не там, где “хочется”. Для этого прекрасно подходят такие игры, как:

“Муха”. Поместите бумажную муху на поле 3х3, 4х4 или больше, в зависимости от возраста ребенка. Расскажите о том, куда отправилась муха: на одну клетку вверх, на две вправо, через одну вниз... Пусть ребенок следит вслед за вашим рассказом глазами по полю, а затем переместит муху на ту клетку, где она оказалась в результате своего путешествия.

“Летает-не летает”. Игр с мячом подобного рода множество. Если вы кинули ребенку мяч и назвали что-то, что летает (что съедобно, что живое, что сделано человеком, что работает от розетки и т.п.), то ребенок ловит мяч, а если это не летает (несъедобно и т.п.) - ребенок мяч упускает. Прекрасная возможность потренировать и ловкость, и слуховое внимание, и мышление. С малышами, которые еще не ловят мяч на расстоянии, начинайте перекатывать его из ладошек в ладошки.

“Черное и белое не называть, да и нет не говорить” и подобные речевые игры. Задавайте ребенку вопросы, на которые сложно ответить без использования запрещенных слов. “Какого цвета мороженое?” - “Светлого!”. Такие игры подходят для детей с 4-5 лет, так как до этого возраста многие дети еще не в состоянии удерживать в памяти правила игры, им может быть не понятно и обидно, почему нельзя говорить “да” - разве это плохо? :)

“Селекция”. Приготовьте вырезанные из бумаги разных цветов силуэты домиков, или грибочков, или шляп и т.п. Расскажите, что волшебник заколдовал все красные домики, и теперь их никто не может назвать. Разложите домики в ряд, так чтобы среди других цветов красные домики попадались в разных комбинациях, и предложите показывать на каждый домик, называя его цвет, кроме красных - раз они заколдованы, то их надо пропускать. Попросите ребенка проверить вас и сами пару раз ошибитесь. Игра для детей от 3 лет. Создавайте с малышом любые комбинации - из чередующихся баночек с крупой, из носков разного размера, из геометрических форм, из деталей конструктора...

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Объем внимания,

то есть способность удерживать в поле внимания сразу несколько объектов. Эти упражнения и игру помогут увеличивать объем внимания:

“Что я слышу”. Послушайте с малышом звуки окружающего мира, предложите рассказать все, что он слышит: лай собаки, шум машин, пение птиц, звук лопаты или метлы дворника, разговор людей... Звуки можно слушать и на улице, и дома.

“Сортировка”. Известное упражнение Марии Монтессори на сортировку различных предметов по цвету, размеру, материалу и т.п. способствует развитию объема внимания.

“Две одинаковые картинки”. Стараясь найти два одинаковых изображения среди нескольких разных, ребенок будет удерживать внимание сразу на нескольких деталях. 

“Сложи узор”. Соберите узор из счетных палочек или палочек для канапе, а рядом предложите ребенку собрать такой же. Узоры можно собирать из геометрических форм, мозаики, кубиков Никитина, макарон, шнурков и пуговиц и многого другого - подключайте фантазию!

“Найди тень”. В этом упражнении ребенку нужно найти подходящую тень к предмету, найдя совпадение всех очертаний этого предмета. На Айкьюше вы найдете одноименное упражнение, у нас много заданий!

“Лабиринт”. Рисуйте сами или находите в книгах лабиринты подходящей по возрасту сложности. Пусть ребенок показывает карандашом или пальцем путь героя от входа к выходу.

“Пазлы”. Простейшие пазлы из 4-9 кусочков можно делать и самим, разрезая на части любые картинки. Ребятам от 3 лет подойдут и покупные пазлы из большего количества частей. Пазлы осваиваются быстро и увлекают практически всех детей. Увлекательные пазлы вы найдете и на IQsha®.


Распределение внимания

Это свойство, отвечающее за способность выполнять несколько дел одновременно. К примеру, писать и качать ногой, разговаривать и отбивать ритм... Чтобы ваш дошкольник умел слушать инструкцию и выполнять ее, а также чтобы качество выполнения им заданий было высоким, выполняйте следующие упражнения:

* занимайтесь творчеством в сопровождении музыки. Слушайте характерные классические музыкальные произведения и рисуйте, лепите, творите из подручных материалов то, что происходит в музыке.

* упражняйте сочетание речи и движения. Рассказывайте с ребенком хором разученное стихотворение, размахивая руками, прыгая на одной ножке, хлопая в ладоши и т.п. Прекрасно для этих целей подойдет логоритмика - упражнения, в котором стихи сочетаются с движениями по сюжету этих стихотворений.

* приучайте ребенка проговаривать свои действия. Играйте в пальчиковый и кукольный театр, комментируйте вместе с малышом сюжетно-ролевые игры.

* играйте в разнообразные игры-путалки. Простое упражнение “сели-встали”, когда вы говорите одно, а делаете другое, развивают концентрацию и распределение внимания. Договоритесь с ребенком, что он должен делать либо то, что вы говорите (не смотря на ваши действия), либо повторять за вами движения, не обращая внимания на слова. Несколько раз дайте команду “сели-встали” и сопровождайте ее действием, а затем скажите “встали”, а сами останьтесь сидеть на корточках. Если вы договорились повторять движения, то ребенок должен повторить вашу позу, не взирая на слова.

А еще развитию внимания здорово способствуют разнообразные логические упражнения, в которых необходимо находить закономерности. Выполняйте их вместе с ребенком, подсказывайте решения и следите за успехами! 

Наталья Жеребилова,

редактор сайта IQsha.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями: