Главная Блог Развитие речи Ребенок не умеет читать: что делать?
Ребенок не умеет читать: что делать?
0
7516

Вы решили самостоятельно обучить малыша чтению? Соблюдайте поэтапность обучения, чтобы не требовать от ребенка слишком многого и не спровоцировать отказ от чтения. Алгоритм обучения чтению прост, но в то же время вызывает немало сложностей у детей и родителей. Перечислим основные этапы обучения чтению.

 

Шаг 1. Расскажите ребенку, как буквы собираются вместе, чтобы образовывать слова. Учите соединять слова из звуков.

Шаг 2. Подберите интересные книги с большими буквами, созданные специально для первого самостоятельного чтения.

Шаг 3. Ежедневно практикуйтесь в чтении.  Один из наиболее эффективных способов обучения детей чтению - это непосредственно само чтение. В первое время не стоит читать более 7-10 минут в день. Постепенно увеличивайте время, отведенное на чтение.

Шаг 4. Помогайте ребенку правильно прочитать незнакомые слова, подскажите, где расставить ударение или изменить интонацию. Вы заметите, что к концу прочитанного текста ребенок начнет узнавать часто встречающиеся слова и читать их бегло.

Шаг 5. Показывайте, как читаются знаки препинания, какую паузу следует выдерживать на месте запятой или точки.

 

Как только ребенок начал различать слова, предложения и знаки препинания на странице, можно с уверенностью говорить, что он читает. Но часто возникает ситуация, когда все сделано правильно, но у ребенка плохо получается читать. Почему это происходит? Выделяют 6 основных причин, снижающих скорость и качество чтения.

  1. Уровень восприятия и ориентировки в пространстве. Дети с невысоким уровнем восприятия часто заменяют одну букву на другую, дети с плохо развитым уровнем ориентировки в пространстве – переставляют слоги. Важную роль играет и величина бокового зрения.
  2. Уровень развития внимания. Недостаточно развитый уровень внимания проявляется в том, что ребенку сложно долгое время концентрироваться на чтении.
  3. Уровень развития памяти.
  4. Уровень развития мышления.
  5. Уровень развития речи. Дети с невысоким словарным запасом могут испытывать трудности при произношении слов, в понимании слов, они не умеют, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.
  6. Уровень самоконтроля. Невысокий уровень характеризуется тем, что ребенку тяжело дается сам процесс чтения, ему сложно прилагать волевое усилие для выполнение однообразного занятия, при чтении он может перескакивать через строчку.
 

Кроме того, на показатели чтения могут влиять индивидуальные особенности ребенка (работоспособность, скорость психических процессов, импульсивность, тревожность).

Все перечисленные навыки можно успешно развивать путем игр, заданий и упражнений. Необходимо выработать план занятий, подходящий ребенку. К примеру, если вы заметили, что ребенок путает правую и левую стороны, пишите, как можно больше графических диктантов, развивайте ориентацию в пространстве с помощью игр. И помните, что регулярное чтение и выполнение упражнений непременно приведут к отличным показателям чтения!

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Читайте также
Игры на развитие связной речи
В возрасте 3-4 лет речь ребенка из фразовой постепенно становится связной. И если интенсивно заниматься каждый день, вы можете помочь ребенку быстро и легко формулировать свои мысли.
Игры в рифмы для детей
В возрасте около 4-5 лет дети обнаруживают, что многие слова звучат складно, рифмуются друг с другом. Речевые игры, в том числе и в рифмы, не только учат приемам сочинения, но и пополняют активный словарный запас.
Читаем первые слоги и слова
Выучить буквы проще, чем складывать их в слова. Если вы не знакомы с методикой Зайцева и предпочитаете классические методы обучения чтению, начинайте учиться читать с коротких слов или слогов. Но просто читать скучно - давайте в слова играть!
Как привить ребенку любовь к чтению

Сделайте процесс чтения увлекательным для детей. Привнесите их любимые книги и персонажи в жизнь и наблюдайте за тем, как они растут заядлыми читателями! А мы подскажем 10 идей, которые помогут вашему ребенку полюбить чтение.