Методика Зайцева. Обучение чтению

30.04.2014, 10:32:12

Как учить малыша читать? Сначала он узнает буквы, потом складывает их в слова... Если процесс обучения кажется ребенку скучным и ненужным, если ему страшно не справиться со сложным заданием прочитать слово - он откажется учиться читать. Как сделать обучение чтению интересным и увлекательным? Присмотритесь к методике Н.А. Зайцева.

Пособие для обучения чтению состоит из кубиков и таблиц.

КУбики

В оригинале кубики разных цветов и размеров. Почему?

И цвет, и размер кубика несет на себе смысловую нагрузку.

Светло-серые кубики с темно-серыми буквами наполнены железочками (как правило, железными крышечками, как от лимонадных бутылок). На этих гранях кубиков находятся звонкие согласные Б В Г Д Ж З Л М Н Р, а также слоги с ними. Эти кубики называют "железными".

Кубики с бежевыми гранями содержат коричневые буквы, а внутри они наполнены небольшими деревянными втулками. На их гранях - глухие согласные П Ф К Т Ш С и слоги с этими буквами. Такие кубики - "деревянные". 

Кубики с гласными буквами - желтые:

  • на большом кубике несмягчающие гласные А-О-У-Ы-Э, 
  • на маленьком – смягчающие гласные Я-Ё-Ю-И-Е. 

В наборе Зайцева есть еще белые кубики со знаками препинания, твердым и мягким знаком и другими знаками (дефис, вопросительный, восклицательный и т.п.).

Размеры кубиков тоже обращают на себя внимание и что-то значат:

  • Все большие кубики – с твердыми складами, то есть складами, образованными гласными А О У Ы Э. 
  • Маленькие кубики – с мягкими складами, образованными смягчающими гласными Я Ё Ю И Е. 


Самые большие сдвоенные кубики выделаются среди всех остальных. Это кубики с буквами:

  • Ж, Ш и Ц - звуки всегда твердые, сдвоенные кубики с ними большие. 
  • Й, Ч и Щ – всегда мягкие, напечатаны на маленьких сдвоенных кубиках. 


Деление по цветам и размерам является основным достоинством кубиков Зайцева. Для обучения чтению такое деление совсем не обязательно, но если ребенок достаточно долгое время «пишет» слова и предложения кубиками, он зрительно запоминает, среди каких кубиков искать нужный. Обращая внимание ребенка на классификацию звуков, взрослый делает важную работу для освоения грамматического строя речи ребенком. 

Чтобы сделать процесс обучения по методике непрерывным, кроме кубиков родители и педагоги пользуются таблицей Зайцева, которая является замечательной подсказкой-пособием по звуковому составу слова, полезной для освоения грамматики в подготовительной группе детского сада и в младших классах школы. Большинство детей, которые обучались по методике Зайцева, быстрее и легче осваивают правописание!

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Комментарии (4)

Анна 09.08.2015 08:49:44
Скажите пожалусто! сыну 1 сентября будет 6 лет,и в данный момент учимся читать по логопедическому букварю Жуковой Олеси. правда очень медленно и у димы плохо получается читать слова правильно разбивая его на слоги . вот прочитала вашу статью и задумалась что по методике Зайцева ему будет проще.как вы считаете продолжить дальше читать букварь или начать данную методику???!! заранее блогадарна!!!

ответить

Natalya Zherebilova 10.08.2015 11:33:43
Анна, расскажите сыну о кубиках: о том, как их собирают и склеивают, о том, что каждый кубик звенит по-разному, и о том, что с помощью таких кубиков можно складывать слова. А когда мальчик научится читать с помощью кубиков, он сможет узнать множество интересных фактов, историй, сказок, загадок. А еще он будет рассказывать о кубиках своим друзьям, и может быть даже вместе заниматься чтением по этим кубикам. Посмотрите на реакцию ребенка. Если он "загорится", воодушевится идеей - смело берите Зайцевские кубики, плакаты, попевки и начинайте яркие, активные, совместные с друзьями занятия. Если сама идея "читать слова" вызывает у ребенка скуку и плохое настроение - кубики не помогут, продолжайте заниматься чтением по букварю Жуковой, все упражнения выполняйте как утреннюю зарядку - потому что надо, потому что для тренировки ума. Руки-ноги мы тренируем в разных играх, и голову нужно тоже. К сожалению, не у всех детей высокая мотивация к обучению, и "пихать" в них даже очень нужные знания нужно с оглядкой на особенности ребенка.

ответить

Урхия 22.05.2014 20:02:34
Очень хорошая методика, попробую применить. А эта система не помешает в дальнейшем системе Занкова (его применяет до сих пор будущий учитель моего сына)?

ответить

Natalya Zherebilova 22.05.2014 22:05:32
Урхия, если сын уже обучается по системе Занкова, к примеру, на подготовительных курсах, то начинать применять Зайцевскую методику не стоит - уж очень методы обучения чтению у Занкова и Зайцева разнятся. А вот если обучение по Занкову еще не началось, Зайцевская методика будет хорошим "фундаментом" для более успешного освоения звуко-буквенного анализа слов, обучения схеме слов и т.п., что присутствует в программах обучения по системе Занкова. По опыту, при обучении чтению по определенной методике нужно оставлять в стороне все остальные, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в той среде, которую только начинает осваивать.

ответить

Добавить свой комментарий:

Подпишитесь на статьи IQsha

Выполните упражнение:
Читайте также
Ребенок 2 года развитие речи

Что должен уметь говорить и понимать ребенок в 2 года? IQsha подскажет!

Читать
Игры в рифмы для детей

В возрасте около 4-5 лет дети обнаруживают, что многие слова звучат складно, рифмуются друг с другом. Речевые игры, в том числе и в рифмы, не только учат приемам сочинения, но и пополняют активный словарный запас.

Читать
Кубики Зайцева своими руками

Многие родители, в силу разных причин, не хотят покупать пособия Зайцева – отпугивает цена, настигает опасение, что ребенок не захочет по ним заниматься, смущает недостаток места для хранения и т.п. Но можно сделать пособие и самим или подобрать альтернативу кубикам.

Читать

Читайте также

Что такое любовь. О Дне всех влюбленных и не только

Как говорить с детьми о любви и стоит ли отмечать День всех влюбленных? Что такое повседневная любовь и в чем она выражается? Чтайте мнение нашего автора и делитесь своим в комментариях...

Читать