Самостоятельность дошкольников

08.07.2014, 09:59:58

Уровень развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение – ведь совсем скоро дети пойдут в школу! Если понаблюдать за будущими первоклассниками и их родителями, можно заметить некоторые крайности в воспитании этого качества. Одних детей 6-летнего возраста родители надолго оставляют дома без присмотра или отправляют гулять во двор городского дома без сопровождения взрослых. Других детей родители переодевают, приводя в школу. Педагоги отмечают, что таких, чрезмерно опекаемых детей, становится, все больше. Давайте разберемся, что же подразумевает под собой самостоятельность дошкольников?

5 - 6-лет – это возраст, когда формируется индивидуальность детей и развивается уверенность себе. Дети чувствуют себя «маленькими взрослыми», большинству из них нравятся любые проявления самостоятельности, дети пытаются обособить себя от родителей. Дети охотно готовы отправится сами к другу или в магазин, погулять сами на улице. Но время для таких самостоятельных походов еще пришло. Сейчас необходимо подготовить ребенка к ним.

Можно выделить следующие основные направления процесса становления самостоятельности дошкольников:

Совершенствование навыков самообслуживания. Перед школой ребенок должен уметь одеваться и обуваться, в том числе и справляться со сложными застежками, например, завязывать шнурки. Ребенок должен быть обучен правилам личной гигиены.  В этом возрасте многие дети начинают проявлять чувство собственного стиля и выражать свои пристрастия к одежде – обязательно учитываете их мнение в покупке одежды. Учите детей следить за своими вещами и бережно к ним относится.

Самостоятельность дома. Самостоятельное поведение дома включает наличие и выполнение домашних обязанностей, знание правил пользования простыми бытовыми приборами (чайник, микроволновая печь), приобщение к процессу приготовления пищи. Со временем ребенку предстоит научиться готовить для себя. Вначале это может быть умение сделать простейший бутерброд, чуть позже - достать из холодильника приготовленную пищу и разогреть ее, сделать чай.

Рассказывайте ребенку, как действовать в чрезвычайных ситуациях. Но оставлять ребенка одного дома на длительное время не рекомендуется до достижения хотя бы 10-летнего возраста.

Осторожность на улице. В дошкольном возрасте большое внимание необходимо уделить правилам безопасного поведения на улице. Обучайте ребенка переходить дорогу. Переходить неоживленную дорогу в одиночку ребенок сможет не ранее 7 лет, при условии, что он собран и обладает терпением.  Каждый раз, когда вы с ребенком переходите дорогу, напоминайте ему правила поведения на проезжей части (соблюдать сигналы светофора, посмотреть в обе стороны и убедиться, что нет машин, никогда не выскакивать между припаркованными автомобилями). Для того, чтобы переходить самостоятельно дорогу, необходимо много практики. Следуйте в нескольких метрах за ребенком, чтобы видеть, как он делает. Через пару недель можно встать на противоположной стороне улицы, и пусть ребенок без спешки придет к вам. Если в вашем районе оживленная дорога или ребенок легко отвлекается, подождите, пока ему не исполнится хотя бы 10 лет.

Научите ребенка правилам поведения с незнакомыми людьми. Научите ребенка правильно идентифицировать опасные ситуации и понимать разницу между безопасным и опасным своим поведением. Если ребенок может четко следовать простым указаниям и хорошо ориентируется в пространстве, он может самостоятельно дойти до соседнего подъезда друга. Проинструктируйте ребенка. Наблюдайте за ним в окно или стоя возле вашего подъезда, пока он не придет.

Ответственность за свои действия и поступки. Обучение ребенка ответственности и пониманию последствий за свои действия - это важная часть обучения самостоятельности. По мере своего роста дети начинают принимать все больше самостоятельных решений.  Важно предоставить им свободу в принятии решений – с кем и во что играть, что читать, что одеть и т.д. Но не менее важно очертить границы такого выбора. Например, можно сделать выбор только из подходящей по погоде одежды. А вопросы безопасности вообще не подходят для самостоятельного принятия решений. Есть мнение, что иногда даже нужно позволить ребенку ошибиться в учебных целях. 

Так, шаг за шагом, вы поможете детям подготовиться к первому классу. Не допускайте излишней опеки – ведь таким образом вы показываете недостаточную веру в вашего первоклассника. Меняйтесь, «взрослейте» вместе со своим ребенком! Не за горами будет то время, когда вы со спокойной душой отправите ребенка одного в школу и будете гордиться его самостоятельностью, собранностью, уверенностью в себе.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Комментарии (1)

Мама Оля 28.07.2014 13:55:49
Мне кажется, главный момент в формировании самостоятельности это предоставление свободной зоны ребенку. Мы часто лезем к детям со своей гиперопекой, не оставляя порой личного пространства, хотим как курицы-наседки взять все под контроль. Нужно доверять ребенку и предоставлять ему возможность быть самостоятельным... и он будет.

ответить

Добавить свой комментарий:

Подпишитесь на статьи IQsha

Выполните упражнение:
Читайте также
Правила телефонного этикета

Когда и как нужно начинать знакомить ребенка с правилами телефонного этикета и почему делать это необходимо?

Читать
Как воспитать дисциплину

Родители могут и должны воспитывать своих детей в дисциплине. Часть родительской работы – научить детей распознавать ожидания, правила, нормы морали и ценности.

Читать
Развиваем ребенка дома: ящики тихих игр

Ежедневно ли ваш ребенок отправляется на тихий час? Вам можно позавидовать, если да. Но если ваш малыш относится к тем ребятам, которые достаточно рано отказались от дневного сна - совместите приятное с полезным: займите ребенка тихими играми и упражнениями.

Читать

Читайте также

Что такое любовь. О Дне всех влюбленных и не только

Как говорить с детьми о любви и стоит ли отмечать День всех влюбленных? Что такое повседневная любовь и в чем она выражается? Чтайте мнение нашего автора и делитесь своим в комментариях...

Читать