Геометрические фигуры для детей

геометрические фигуры

Нужно ли ребенку учить геометрические фигуры?

Весь наш мир состоит из различных форм и фигур. Квадратное окно, прямоугольный телевизор и круглые часы - все предметы имеют форму. Объединяя схожие по форме предметы в группы, люди выявили геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат и прочие. Знание характеристик предмета: цвета, формы, размера, дает ребенку возможность научиться сравнивать, анализировать, развивать логику и внимание. Поэтому очень важно знакомить детей с понятиями форм и фигур ещё до школы. 

Хотите заниматься онлайн? Начните прямо сейчас

Однако, не стоит делать это в виде занятий за столом. Начните с самого простого. Прогуливаясь во дворе, обратите внимание вашего малыша на что-то круглое, шарообразное: колесо и мяч. В магазине продаются квадратные и прямоугольные предметы: коробочки и книжки. Даже если вы будете просто называть предмет и его форму, у вашего малыша будет расширяться кругозор, он будет учиться сравнивать предметы, увеличивать словарный запас и, конечно, у него начнет формироваться пространственное восприятие, которое очень пригодится  в жизни. 

С какого возраста можно начинать изучать фигуры?

Дети с рождения окружены разными по форме предметами: бутылочки, соски, погремушки, кубики, пирамидки.  Ученые выяснили, что уже 5-месячный малыш может зрительно различать предметы по формам. 

фигуры геометрические

Пока вашему крохе еще не исполнилось 1,5 года, ваша задача в этом процессе лишь помогать любознательному малышу в познании окружающего мира. В чем же состоит эта помощь? Первое - это не препятствовать ему в развитии. Давайте в руки всё, что для детей безопасно. Трогая, осязая и смотря на всё вокруг, малыши с раннего возраста учатся различать предметы, даже пока не зная названия их форм. Всё, процесс процесс обучения уже идет!  Второе: называйте не только предмет, но и его характеристику: “круглая тарелочка, квадратная книжка” -  на начальном этапе этого вполне достаточно, чтобы у ребенка постепенно формировалось пространственное представление.

С 2 лет дети учатся различать простые фигуры - круг, квадрат, треугольник.

Первая фигура, которую ребенку нужно запомнить - круг. Ищите вместе с ребенком круглые предметы, показывайте круги, рисуйте на мольберте круги разной величины и цвета.

В 3 года дети уже могут знакомиться с овалом, ромбом, прямоугольником. Вместе с тем, обязательно закрепляйте уже ранее изученные фигуры. 

К 4 годам детки уже могут группировать фигуры по форме, величине и цвету, делать небольшие аппликации из фигур, выделять фигуры из общей картинки. 

С 5 лет дети способны освоить понятия трапеции, многоугольника.  

В 6 лет дошкольники приступают к изучению объемных фигур - конус, пирамида, цилиндр, шар, куб.

объемные фигуры

Важно: не нужно заставлять малыша учить фигуры. Просто играйте,  приклеивайте, рисуйте фигуры, и конечно, проговаривайте их названия и цвет. Так ребенок гораздо быстрее и охотнее все запомнит. Не паникуйте, если ваш малыш быстро  не запомнил названия всех фигур. Каждый ребенок живет и развивается в своем темпе, не стоит требовать от него много и, тем более,  сравнивать с другими детьми. Регулярность игр с фигурами поможет ему запомнить их названия и разобраться в отличиях.

Играем в фигуры

Стоит немного пофантазировать, - и вот уже в гости к вашей крохе пришли друзья: Круг, Квадрат и Треугольник.  Большой Круг будет вместе с малышом искать все круглое вокруг (игра “Найди похожий предмет”). А его друг Квадрат просит помочь раскрасить на листе такие же квадраты (игра “Выбери такой же”). Треугольнику интересно найти вторую половинку от его фотографии (игра “Картинки-половинки”). 

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

15 игр, которые помогут запомнить и научиться различать геометрические фигуры:

  1. Сортер. Одна из самых первых игр малыша. Играя в сортер, ребенок будет запоминать фигуры, осознавать их различие, развивать мышление и мелкую моторику.

  2. Картинки-половинки. Нарисуйте фигуры и разрежьте эти картинки пополам. Малыш должен сделать картинку целой.

  3. Лото. Играть в геометрическое лото можно в любом возрасте. С малышами можно брать только три фигуры, разных цветов, а со старшими дошкольниками можно взять лото уже с более сложными фигурами.

  4. Лепка. Можно не только лепить фигуры, но и раскрашивать их кусочками пластилина, а  также делать длинные колбаски, из которых выкладывать контуры картонных фигур.

  5. Рисунок. Рисуйте фигуры, обводите по пунктиру, раскрашивайте одинаковые фигуры разными цветами (например, треугольники красным цветом , а круги зелёным).

  6. Найди такой же. Показывайте фигуру, которую нужно обнаружить на картинке или среди геометрических деталей. 

  7. Аппликация. Детям очень нравится приклеивать. С детками помладше можно просто приклеивать фигуры, проговаривая название и цвет.  Дошкольники постарше могут сделать из фигур несложные картины (домик, солнышко, цветок). 

  8. Найти предмет, похожий на фигуру. Выберите фигуру и помогите ребенку найти предмет такой же формы. 

  9. Обведи предмет. Сделайте трафареты фигур из картона или возьмите для обводки любые предметы, которые можно обвести и увидеть фигуру (тарелка, мыльница, кусочек сыра).

  10. Выложи фигуру. Нарисуйте пунктиром фигуры и попросите малыша выложить фигуру палочками.  В качестве палочек можно использовать ватные палочки, спички и счетные палочки. 

  11. Волшебный мешочек. Положите в непрозрачный мешок фигуры и попросите малыша наощупь определить, что за фигуру он нашел. 

  12. Логический ряд. Начните выкладывать ряд из фигур, а ребенок пусть продолжит его в логической последовательности. 

  13. Рисуем мелом. Нарисуйте мелом на асфальте  разными цветами фигуры такого размера, чтобы в них мог встать ребенок. Ведущий называет цвет,  а ребенок должен встать в фигуру такого цвета и назвать её. 

  14. Хлопни раз, хлопни два. Возьмите фигуры (можно вырезать из картона) и предложите ребенку, например, такие правила. Когда вы показываете квадрат, он должен хлопнуть один раз, а когда треугольник - два раза. Также этот вариант игры можно усложнить. Пусть ребенок еще и называет фигуру и её цвет. 

  15. Чего нет? Положите перед ребенком несколько фигур и попросите запомнить. Потом ребенок должен отвернуться, а вы уберете одну. Ребенок должен вспомнить все фигуру и назвать ту, которой нет. Это потрясающая игра на развитие памяти, мышления, внимания. 

геометрическая фигура

Учим объёмные геометрические фигуры

Ближе к 6 годам будущие школьники уже способны к освоению объемных фигур. Плоский круг надувается и становится шаром, треугольник превращается  в пирамиду или конус, а квадрат становится кубом. А также дети знакомятся с цилиндром, параллелепипедом и призмой. И снова игра поможет ребенку разобраться в новых понятиях.

  1. Конструктор. Если раньше ребенок просто играл с конструктором, то теперь можно сделать башню из цилиндра и конуса, найти шар и куб, построить дом из параллелепипеда и призмы. 

  2. Обводить объемные фигуры на листе бумаги, прикладывая их разными частями. Очень хорошо развивается пространственное воображение.

  3. Сделайте сами цилиндры из втулок от туалетной бумаги, распечатывайте шаблоны фигур, вырезайте и склеивайте, а из разных коробок у вас получатся прекрасные параллелепипеды. 

И, конечно,  с этими же целями используйте игры, в которые вы играли с плоскими геометрическими фигурами.

Дети очень любят играть, а значит, любой процесс обучения пойдет быстрее, если он проходит в игре. Поэтому на нашем сайте все задания про плоские и объемные фигуры представлены  в виде увлекательных заданий. В разделе “Изучаем фигуры” вы сможете найти подходящее вашему ребенку упражнение. 

Хотите заниматься онлайн? Начните прямо сейчас

Понравилось? Поделитесь с друзьями: