Нужно ли ребенку учить геометрические фигуры?
Весь наш мир состоит из различных форм и фигур. Квадратное окно, прямоугольный телевизор и круглые часы - все предметы имеют форму. Объединяя схожие по форме предметы в группы, люди открыли геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат и прочие. Знание характеристик предмета: цвета, формы, размера, даёт ребёнку возможность научиться сравнивать, анализировать, развивать логику и внимание. Поэтому очень важно знакомить детей с этими понятиями ещё до школы.
Однако не превращайте занятия в привычные уроки. Начните с самого простого. Прогуливаясь во дворе, обратите внимание вашего малыша на что-то круглое, шарообразное - колесо и мяч. В магазине продаются квадратные и прямоугольные предметы - коробочки и книжки. Даже если вы будете просто называть предмет и его форму, у малыша будет расширяться кругозор, он будет учиться сравнивать предметы, увеличивать словарный запас и, конечно, формировать пространственное восприятие, которое очень пригодится в жизни.
С какого возраста можно начинать изучать фигуры?
Дети с рождения окружены разными по форме предметами: бутылочки, соски, погремушки, кубики, пирамидки. Ученые выяснили, что уже пятимесячный малыш может зрительно различать предметы по формам.
Пока крохе ещё не исполнилось 1,5 года, ваша задача - только помогать любознательному малышу в познании окружающего мира. В чём же состоит эта помощь? Первое - это не препятствовать в развитии. Давайте в руки ребёнку всё, что безопасно. Трогая, осязая и смотря на всё вокруг, малыши учатся различать предметы, даже пока не зная названия их форм. Процесс обучения уже запущен! Второе: называйте не только предмет, но и его характеристику: “круглая тарелочка, квадратная книжка” - на начальном этапе этого вполне достаточно, чтобы у ребёнка постепенно формировалось пространственное представление.
С 2 лет дети учатся различать простые фигуры - круг, квадрат, треугольник.
Первая фигура, которую ребёнку нужно запомнить, - круг. Ищите вместе с малышом круглые предметы, показывайте круги, рисуйте на мольберте круги разной величины и цвета.
В 3 года дети уже могут знакомиться с овалом, ромбом, прямоугольником. Обязательно закрепляйте уже ранее изученные фигуры.
К 4 годам детки уже могут группировать фигуры по форме, величине и цвету, делать небольшие геометрические аппликации, выделять фигуры из общей картинки.
С 5 лет малыши способны освоить понятия трапеции, многоугольника.
В 6 лет дошкольники приступают к изучению объёмных фигур - конус, пирамида, цилиндр, шар, куб.
Важно: не нужно заставлять малыша учить фигуры. Просто играйте, приклеивайте, рисуйте фигуры и проговаривайте их названия и цвет. Так ребёнок гораздо быстрее и охотнее всё запомнит. Не паникуйте, если ваш малыш быстро не запомнил названия всех фигур. Каждый ребёнок живёт и развивается в своём темпе, не стоит требовать от него много и, тем более, сравнивать с другими детьми. Регулярность игр с фигурами поможет запомнить их названия и разобраться в отличиях.
Играем в фигуры
Стоит немного пофантазировать, и вот уже в гости к вашей крохе пришли друзья: Круг, Квадрат и Треугольник. Большой Круг будет вместе с малышом искать все круглое (игра “Найди похожий предмет”), а его друг Квадрат просит помочь раскрасить на листе такие же квадраты (игра “Выбери такой же”). Треугольнику интересно найти вторую половинку от фотографии (игра “Картинки-половинки”).
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
15 игр, которые помогут запомнить и научиться различать геометрические фигуры:
Сортер
Одна из самых первых игр малыша. Играя с сортером, ребёнок будет запоминать фигуры, осознавать их различие, развивать мышление и мелкую моторику.Картинки-половинки
Нарисуйте фигуры и разрежьте эти картинки пополам. Задача малыша - собрать картинку.Лото
Игра для любого возраста! С малышами можно брать только три фигуры разных цветов, а для старших дошкольниками подойдёт лото уже с более сложными фигурами.Лепка
Можно не только лепить фигуры, но и раскрашивать их кусочками пластилина, а также делать длинные колбаски, из которых выкладываются контуры картонных фигур.Рисунок
Рисуйте фигуры, обводите по пунктиру, раскрашивайте одинаковые фигуры разными цветами (например, треугольники красным цветом, а круги зелёным).Найди такой же
Показывайте фигуру, которую нужно найти на картинке или среди геометрических деталей.Аппликация
Детям очень нравится приклеивать. С детками помладше можно просто приклеивать фигуры, проговаривая название и цвет. Старшие дошкольники могут сделать из фигур несложные картины (домик, солнышко, цветок).Найти предмет, похожий на фигуру
Выберите фигуру и помогите ребёнку найти предмет такой же формы.Обведи предмет
Сделайте трафареты фигур из картона или возьмите для обводки любые предметы, которые можно обвести и увидеть фигуру (тарелка, мыльница, кусочек сыра).Выложи фигуру
Нарисуйте пунктиром фигуры и попросите малыша выложить фигуру палочками. Для этого используйте спички, соломинки, ватные или счётные палочки.Волшебный мешочек
Положите в непрозрачный мешок картонные фигуры и попросите малыша наощупь определить, что он нашёл.Логический ряд
Начните выкладывать ряд из фигур, а ребёнок пусть продолжит его в логической последовательности.Рисуем мелом
Нарисуйте разноцветными мелками на асфальте фигуры такого размера, чтобы малыш мог в них мог встать. Ведущий называет цвет, а ребёнок должен забежать или запрыгнуть в такую фигуру и назвать её.Хлопни раз, хлопни два
Возьмите фигуры (можно вырезать из картона) и предложите малышу следующие правила. Когда вы показываете квадрат, он должен хлопнуть один раз, а когда треугольник - два раза. Также этот вариант игры можно усложнить. Пусть ребёнок называет и саму фигуру, и её цвет.Чего нет?
Разложите перед малышом несколько фигур и попросите их запомнить. Затем малыш должен отвернуться, а вы убираете одну. Задача ребёнка - вспомнить все фигуры и назвать ту, которая исчезла. Это очень полезная и увлекательная игра на развитие памяти, мышления, внимания.
Учим объёмные геометрические фигуры
Ближе к 6 годам будущие школьники уже способны освоить объёмные фигуры. Плоский круг надувается и становится шаром, треугольник превращается в пирамиду или конус, а квадрат становится кубом. Также дети знакомятся с цилиндром, параллелепипедом и призмой. И снова игра поможет ребёнку разобраться в новых понятиях.
Конструктор. Если раньше малыш просто играл с конструктором, то теперь можно собрать башню из цилиндра и конуса, найти шар и куб и построить дом из параллелепипеда и призмы.
Обводить объёмные фигуры на листе бумаги, прикладывая их разными частями. Таким способом очень хорошо развивается пространственное воображение.
Сделайте сами цилиндры из втулок от туалетной бумаги, распечатайте шаблоны фигур, вырежьте и склейте, а коробки разных размеров превратите в параллелепипеды.
И, конечно, используйте игры, в которые вы играли с плоскими геометрическими фигурами. Процесс обучения пойдёт быстрее, если организовать его в игровой форме. Поэтому на нашем сайте все задания про плоские и объёмные фигуры представлены в виде увлекательных упражнений. В разделе “Изучаем фигуры” вы сможете найти подходящие уроки на повторение и закрепление знаний.
Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru