Нужно ли ребенку учить геометрические фигуры?
Весь наш мир состоит из различных форм и фигур. Квадратное окно, прямоугольный телевизор и круглые часы - все предметы имеют форму. Объединяя схожие по форме предметы в группы, люди выявили геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат и прочие. Знание характеристик предмета: цвета, формы, размера, дает ребенку возможность научиться сравнивать, анализировать, развивать логику и внимание. Поэтому очень важно знакомить детей с понятиями форм и фигур ещё до школы.
Однако, не стоит делать это в виде занятий за столом. Начните с самого простого. Прогуливаясь во дворе, обратите внимание вашего малыша на что-то круглое, шарообразное: колесо и мяч. В магазине продаются квадратные и прямоугольные предметы: коробочки и книжки. Даже если вы будете просто называть предмет и его форму, у вашего малыша будет расширяться кругозор, он будет учиться сравнивать предметы, увеличивать словарный запас и, конечно, у него начнет формироваться пространственное восприятие, которое очень пригодится в жизни.
С какого возраста можно начинать изучать фигуры?
Дети с рождения окружены разными по форме предметами: бутылочки, соски, погремушки, кубики, пирамидки. Ученые выяснили, что уже 5-месячный малыш может зрительно различать предметы по формам.
Пока вашему крохе еще не исполнилось 1,5 года, ваша задача в этом процессе лишь помогать любознательному малышу в познании окружающего мира. В чем же состоит эта помощь? Первое - это не препятствовать ему в развитии. Давайте в руки всё, что для детей безопасно. Трогая, осязая и смотря на всё вокруг, малыши с раннего возраста учатся различать предметы, даже пока не зная названия их форм. Всё, процесс процесс обучения уже идет! Второе: называйте не только предмет, но и его характеристику: “круглая тарелочка, квадратная книжка” - на начальном этапе этого вполне достаточно, чтобы у ребенка постепенно формировалось пространственное представление.
С 2 лет дети учатся различать простые фигуры - круг, квадрат, треугольник.
Первая фигура, которую ребенку нужно запомнить - круг. Ищите вместе с ребенком круглые предметы, показывайте круги, рисуйте на мольберте круги разной величины и цвета.
В 3 года дети уже могут знакомиться с овалом, ромбом, прямоугольником. Вместе с тем, обязательно закрепляйте уже ранее изученные фигуры.
К 4 годам детки уже могут группировать фигуры по форме, величине и цвету, делать небольшие аппликации из фигур, выделять фигуры из общей картинки.
С 5 лет дети способны освоить понятия трапеции, многоугольника.
В 6 лет дошкольники приступают к изучению объемных фигур - конус, пирамида, цилиндр, шар, куб.
Важно: не нужно заставлять малыша учить фигуры. Просто играйте, приклеивайте, рисуйте фигуры, и конечно, проговаривайте их названия и цвет. Так ребенок гораздо быстрее и охотнее все запомнит. Не паникуйте, если ваш малыш быстро не запомнил названия всех фигур. Каждый ребенок живет и развивается в своем темпе, не стоит требовать от него много и, тем более, сравнивать с другими детьми. Регулярность игр с фигурами поможет ему запомнить их названия и разобраться в отличиях.
Играем в фигуры
Стоит немного пофантазировать, - и вот уже в гости к вашей крохе пришли друзья: Круг, Квадрат и Треугольник. Большой Круг будет вместе с малышом искать все круглое вокруг (игра “Найди похожий предмет”). А его друг Квадрат просит помочь раскрасить на листе такие же квадраты (игра “Выбери такой же”). Треугольнику интересно найти вторую половинку от его фотографии (игра “Картинки-половинки”).
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
15 игр, которые помогут запомнить и научиться различать геометрические фигуры:
Сортер. Одна из самых первых игр малыша. Играя в сортер, ребенок будет запоминать фигуры, осознавать их различие, развивать мышление и мелкую моторику.
Картинки-половинки. Нарисуйте фигуры и разрежьте эти картинки пополам. Малыш должен сделать картинку целой.
Лото. Играть в геометрическое лото можно в любом возрасте. С малышами можно брать только три фигуры, разных цветов, а со старшими дошкольниками можно взять лото уже с более сложными фигурами.
Лепка. Можно не только лепить фигуры, но и раскрашивать их кусочками пластилина, а также делать длинные колбаски, из которых выкладывать контуры картонных фигур.
Рисунок. Рисуйте фигуры, обводите по пунктиру, раскрашивайте одинаковые фигуры разными цветами (например, треугольники красным цветом , а круги зелёным).
Найди такой же. Показывайте фигуру, которую нужно обнаружить на картинке или среди геометрических деталей.
Аппликация. Детям очень нравится приклеивать. С детками помладше можно просто приклеивать фигуры, проговаривая название и цвет. Дошкольники постарше могут сделать из фигур несложные картины (домик, солнышко, цветок).
Найти предмет, похожий на фигуру. Выберите фигуру и помогите ребенку найти предмет такой же формы.
Обведи предмет. Сделайте трафареты фигур из картона или возьмите для обводки любые предметы, которые можно обвести и увидеть фигуру (тарелка, мыльница, кусочек сыра).
Выложи фигуру. Нарисуйте пунктиром фигуры и попросите малыша выложить фигуру палочками. В качестве палочек можно использовать ватные палочки, спички и счетные палочки.
Волшебный мешочек. Положите в непрозрачный мешок фигуры и попросите малыша наощупь определить, что за фигуру он нашел.
Логический ряд. Начните выкладывать ряд из фигур, а ребенок пусть продолжит его в логической последовательности.
Рисуем мелом. Нарисуйте мелом на асфальте разными цветами фигуры такого размера, чтобы в них мог встать ребенок. Ведущий называет цвет, а ребенок должен встать в фигуру такого цвета и назвать её.
Хлопни раз, хлопни два. Возьмите фигуры (можно вырезать из картона) и предложите ребенку, например, такие правила. Когда вы показываете квадрат, он должен хлопнуть один раз, а когда треугольник - два раза. Также этот вариант игры можно усложнить. Пусть ребенок еще и называет фигуру и её цвет.
Чего нет? Положите перед ребенком несколько фигур и попросите запомнить. Потом ребенок должен отвернуться, а вы уберете одну. Ребенок должен вспомнить все фигуру и назвать ту, которой нет. Это потрясающая игра на развитие памяти, мышления, внимания.
Учим объёмные геометрические фигуры
Ближе к 6 годам будущие школьники уже способны к освоению объемных фигур. Плоский круг надувается и становится шаром, треугольник превращается в пирамиду или конус, а квадрат становится кубом. А также дети знакомятся с цилиндром, параллелепипедом и призмой. И снова игра поможет ребенку разобраться в новых понятиях.
Конструктор. Если раньше ребенок просто играл с конструктором, то теперь можно сделать башню из цилиндра и конуса, найти шар и куб, построить дом из параллелепипеда и призмы.
Обводить объемные фигуры на листе бумаги, прикладывая их разными частями. Очень хорошо развивается пространственное воображение.
Сделайте сами цилиндры из втулок от туалетной бумаги, распечатывайте шаблоны фигур, вырезайте и склеивайте, а из разных коробок у вас получатся прекрасные параллелепипеды.
И, конечно, с этими же целями используйте игры, в которые вы играли с плоскими геометрическими фигурами.
Дети очень любят играть, а значит, любой процесс обучения пойдет быстрее, если он проходит в игре. Поэтому на нашем сайте все задания про плоские и объемные фигуры представлены в виде увлекательных заданий. В разделе “Изучаем фигуры” вы сможете найти подходящее вашему ребенку упражнение.
Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru