Из чего состоят пять яблок? Задайте этот вопрос ребёнку и понаблюдайте за его удивлением. Из пяти яблок, конечно! Из кожуры и мякоти, ну, из семечек тоже… А ещё, - сообщите вы с гордым видом, - из трёх яблок и двух!
Изучение состава чисел начинается, как правило, в подготовительной группе - тогда, когда понятие числа уже освоено и ребёнок может складывать числа в пределах десятка, решая простые примеры. Очень часто задания по составу чисел настолько скучны, что у ребёнка может сложиться неприязнь к математике. И приведёт она к психологическим барьерам в освоении новых принципов счёта. Чтобы не позволить ребёнку скучать, учите состав числа играя!
Предметы-помощники. У дошкольников (не стоит забывать об этом!) преимущественно наглядное мышление. Решая любые примеры на состав числа, устные или напечатанные в пособии, не забывайте пользоваться предметами-подсказками. Подойдут пуговицы, шарики марблс, счётные палочки (бывают очень красивые, аж лизнуть хочется), даже самодельные счётные фишки из пластилина или глины. Заодно во время проверки примера научите считать материал не по одной штучке, а парами, тройками и пятерками.
Бежит, толкает, везет… В домашних занятиях на состав числа используйте как можно большее количество персонажей. Один из них (крыша домика; девочка, у которой шарики в руках; сердцевина цветка) содержит надпись - сумму двух чисел. Два других, “подчинённых”, персонажа должны содержать на себе два числа, при сложении которых та сумма получится. Ребёнку гораздо веселее вписывать цифры в тыквы, светофоры или фонари, не говоря о том, что с наглядными пособиями гораздо проще выполнять задания и фантазировать. Придумывайте, что происходит с числами в ваших объектах: они прячутся, ожидают кого-то или что-то, убегают?
Сокровищницы. Уделяйте время занятий одного дня только одному числу, закрепляя его состав. Скажем, вы изучаете счет до 10 или число 11. Соберите 11 похожих предметов для счёта (тех же пуговиц или фишек). Загадывайте числовые загадки, пряча некоторую часть предметов в красивый кувшин, шкатулку или мешочек. Сообщайте ребёнку общее количество предметов, показывайте оставшееся снаружи и спросите, сколько предметов спрятано? Или напротив, покажите то, что осталось снаружи и сообщите, сколько предметов спрятано внутри и попросите посчитать общее число. После решения примера обязательно закрепите знание о составе предложенного числа. Ребёнок будет называть не вызубренные числа, а вспомнит, какие количества предметов он считал и отгадывал. Как вы убедитесь после серии занятий, ассоциативная память окажется гораздо эффективнее механической! Важно только не забывать повторять изученное.
Операции с числами часто сложны, малопонятны и не интересны для ребёнка сами по себе. Но всё можно изменить и привить любовь к математике, если увлечь ребёнка игрой на состав числа!