На фоне возрастающего интереса к зарубежным образовательным системам мы осветим самые главные принципы восточной системы воспитания детей. Как ни удивительно, воспитание детей в России намного ближе именно к восточной системе, чем к западной. В общедоступных источниках информации часто пишут о трех этапах восточной системы: этап вседозволенности ("до 5 лет ребенку можно все"), этап рабства и этап равенства. Этот срез довольно скуп и не вполне достоверен. Восточная система воспитания – это целая философия.
Приоритет эмоций
Самый главный принцип этой системы – эмоциональная составляющая. Ребенок окружен любовью, теплом и лаской. Постоянно присутствует тактильный контакт. В восточной системе нет заблуждений о «ручном ребенке» - малыша берут на руки в любое время, не ограничивая контакт с родителями. Вторым нюансом является мнение, что ребенок все понимает и все чувствует. В западной системе воспитания есть заблуждение, что до определенного возраста ребенок еще не способен понимать что-либо. Для Востока это не так. Малыш, безусловно, еще не может проявить реакции, как взрослый, но принимать информацию и анализировать он способен уже задолго до рождения.
Личный опыт
Второй принцип – личный опыт. В восточной системе воспитания делается упор на получение личного опыта. Нет навязывания и авторитарной системы взаимоотношений родитель-ребенок. Родители дают малышу максимум свободы, ограждая лишь от объективных опасностей. Впоследствии такие детки мыслят более креативно, способны на поиск оригинальных решений. Единственное, что дается ребенку – это семейные традиции, любовь к старшему поколению.
Три этапа воспитания
В восточной системе действительно есть понятие трех этапов. Первый этап – получение личного опыта. Если малыш начинает делать что-то опасное или нежелательное, взрослые переключают его внимание на другое действие. В западной системе есть четкое понимание запрета. В восточной же считается, что запрет может остановить познавательный интерес ребенка. Поэтому в восточной системе воспитания к пройденной ситуации обязательно вернутся, расскажут об опасности, объяснят, что и почему лучше делать. Но не запретят. Этот принцип справедлив для любого возраста. Поверьте, это работает. И ребенок, воспитанный в такой среде, намного лучше впоследствии выполняет правила и требования, ведь понимает их первопричину.
Второй этап – постановка задач. Примерно с 3-5 лет познавательный интерес ребенка переходит на стадию действий. И вот тут восточные родители начинают давать малышу задания. Ребенку становится интересно уже не спрашивать, а действовать. И если эту энергию не направить в нужное русло, то ребенок начинает «шкодить». Думаю, все мы неоднократно видели неуправляемых детей такого возраста. Как чаще всего ведут себя их родители? Дают команды: «стой», «нельзя», «перестань» и т.п. Ребенок останавливается однажды, но стремление действовать заставляет ребенка совершать все новое и новое баловство. Тем временем на Востоке не принято повышать голос. Такому любознательному карапузу дают все новые и более сложные задания, так что ребёнок в полной мере удовлетворяет свой интерес.
Третий этап – дружба и равноправие. Согласно восточной философии, после 12-16 лет ребенок становится полностью равным со взрослыми с точки зрения зрелости ума. Он способен сам принимать ответственные решения и отвечать за них. Тем не менее, очень яркое отличие от западной системы – на востоке ребенка по-прежнему также лелеят, как и малыша. Родственные связи в семье на первом месте, ребенка его никто не торопит с выбором профессии или первой работой. Он может оставаться возле родителей столько, сколько пожелает.
Как видите, у восточного подхода много общего с традициями воспитания в российских семьях, но, безусловно период советского режима их несколько исказил. Если вы примете решение воспитывать свое чадо в таких традициях – воплощение этого решения принесет вам огромную радость, возложит и огромную ответственность. Вы наверняка столкнетесь с трудностями выдержки: ведь в любой системе воспитания важно последовательно идти до конца. Выбрав восточную систему воспитания, нельзя остановиться на полпути и, допустим, в 3-4 года перейти к "традиционным" запретам без объяснений. Такая непоследовательность может повредить неустоявшейся психике. Также стоит очень доходчиво и не раз сформулировать свою позицию старшему поколению. Поверьте, если объяснить принципы воспитания, не употребляя слов «можно все» и «не ругать», то любые бабушки и дедушки с удовольствием станут действовать по предложенной схеме. Почитать о принципах восточного воспитания можно в трудах Макато Шичида, Масару Ибука.
Удачи вам и вашим чадам!
Лариса Чудинова