Наша жизнь требует многозадачности, особенно от родителей, — так важно всё успеть и при этом уделить время развитию малыша. Но не у всех родителей есть возможность водить кроху на занятия к педагогу или в детский центр. Поэтому мы подготовили список доступных развивающих игр, которые легко встроить в повседневный образ жизни, — на прогулке во дворе, дома или в транспорте. Материалы для занятий можно найти среди бытовых предметов, тренажеров на детской площадке и в интернет-магазинах.
Что должен уметь ребенок в 4 года?
В этом возрасте дети активно изучают окружающий мир, при этом обладают приличным словарным запасом, богатой фантазией, развитой памятью и вниманием. Дети уже могут сами придумать игру, распределить роли и правила, контролировать процесс. Мозг ребят готов активно впитывать новые знания и умения, и четырехлетки фонтанируют вопросами.
Почему небо синее, а снег холодный?
Почему дует ветер, а вода мокрая?
Почему вымерли динозавры, и почему рыба-шар так называется?
И чтобы удовлетворить любопытство маленьких исследователей, родителям приходится пополнять свой багаж знаний в абсолютно разных областях.
Речевое развитие
· словарный запас включает в себя от 1000 до 4000 слов
· умение говорить полными предложениями
· заучивание коротких стишков
· умение на слух распознавать предмет (бытовой, музыкальный, звуки, которые окружают нас в городе)
Физическое развитие
· играть с мячом (ловить его, отбивать и кидать)
· умение держать равновесие, стоя на доске
· преодолевать полосы препятствий
· быстро бегать, прыгать и приземляться на обе ноги
· забираться на высоту по возрасту (ступеньки к низкой горке на детской площадке)
Окружающий мир
· понимание времени года и его основных признаков
· понимание промежутка дня (утро, день, вечер, ночь)
· знать как выглядят дикие и домашние животные, уметь показать их в книге
· части своего тела и лица (нос, рот, руки, ножки)
· узнавать и показывать на фото родных: папа, мама, бабушка и дедушка
· знать виды транспорта (машина, самолет, корабль, строительная техника)
· узнавать предметы быта, для чего они нужны (лодка, чашка, кастрюля, сковорода, пылесос)
Логика и мышление
· определять лишний предмет
· объединять предметы по общей теме в группы
· собирать пазл по возрасту
· определить предмет по описанию
· закончить логическую цепочку, пройти лабиринт
Мелкая моторика
·умение пользоваться столовыми приборами и самостоятельно есть
·одеваться и снимать одежду без пуговиц
·лепить и красить
·нанизывать бусины на верёвочку
· собирать сортеры и мозаики
Навыки самообслуживания
Важно поддерживать и мотвировать у детей желание самостоятельно есть. Показать как можно самому налить себе стакан воды, или приготовить простое блюдо с помощью взрослого. Можно начать с приготовления бутерброда и простого овощного салата. Можно и нужно обучать детей убирать за собой игрушки, дабы избежать хаоса и рассеянного внимания ребёнка. Игрушки, которые нам сейчас не потребуются, — отправляются домой на свою полочку. Ребёнок может научиться пользоваться салфетками и посильно участвовать в уборке пространства дома — этот процесс можно превратить в совместное семейное приключение с последующим чаепитием, или пикником. Такое общее занятие укрепит ваши семейные узы, а ребенку подарит чувство причастности.
Умение умываться и мыть руки, чистить зубы и ходить в туалет, надеть какой-то предмет одежды самостоятельно — имеет большое значение в развитии самооценки ребёнка, и его веры в себя.
Коммуникация
· поддержание диалога и игры с другими детьми
· умение здороваться и прощаться
·«вежливые слова» — спасибо, пожалуйста
· придумать игру и пригласить в неё других людей
· показывать своё желание играть самостоятельно
· умение поделиться/ отказать/предложить компромисс в обмене своими личными вещами
· выразить свои эмоции и попросить помощи, если требуется
Игры для развития логики
Упражнения на развитие логики и мышления можно выполнять как дома, так и на детской площадке во время прогулки. Регулярные занятия в игровой форме помогут сформировать и закрепить навык логического мышления, и не займут много времени.
Упражнение «Найди отличия на картинке»
Во время спокойных игр предлагаем ребенку найти отличия на картинке в развивающем пособии или журнале (не более 3 - 4 отличий). Это занятие поможет развить концентрацию и внимание. Достаточно повторять такое упражнение 1-2 раза в неделю.
Упражнение «Цвета и формы»
Во время прогулки или когда вместе отправляетесь по делам, попросите ребёнка назвать цвета автомобилей, названия, проезжающего мимо транспорта. На детской площадке поиграйте вместе в магазин и заодно повторите цвета и формы предметов, а дома можно закрепить полученные знания, играя в сортеры с фигурами. Такие упражнения также можно проводить несколько раз в неделю в игровой форме.
Упражнение «Что лишнее»
Выстроить логическую цепочку из четырёх предметов и попросить определить лишний. Например:
· три квадратных предмета и один круглый
· три фрукта и один овощ
· три ложки и одна вилка
· три предмета одежды для лета и один — для зимы
· три съедобных предмета и один не съедобный
На сайте развивающих игр и упражнений IQsha.ru в разделе Логика и мышления ребенок закрепит полученные знания.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
5 игр для развития кругозора
Упражнение «Определи время года по признакам»
Во время прогулки или похода в магазин обращаем внимание ребёнка на время суток, погоду, проговариваем признаки и называем текущее время года. Вместе трогаем снег/лёд/ показываем, что снег превращается в воду. Рядом пробивается зелёная травка, природа просыпается - это признаки весны. Такое наглядное упражнение подарит вам с ребёнком яркие эмоции, сближение, и поможет закрепить полученные знания на практике, ребёнок точно запомнит такую игру надолго. Захватите с собой влажные салфетки и санитайзер, возможно вы увлечётесь и захотите вместе запускать ручейки.
Упражнение «Найди и опиши»
Такую игру можно проводить дома между играми в качестве спокойного занятия. Предлагаем доставать из непрозрачного мешочка различные предметы одежды/ аксессуары/ игрушки по сезону и просим определить, к какому времени года они подойдут.
Упражнение «Мир природы и животных»
Изучаем мир животных и их среду обитания. Для этого упражнения можно использовать магнитные игры и книги с аудио вставками (изучаем по книге мир животных и их детёнышей, среду обитания и кто, чем питается). Можно повторять 3-4 раза в неделю между играми.
Упражнение «Определи какой предмет»
Проводим развивающую игру на детской площадке или по дороге домой - летом мы играем в песочнице, зимой строим снеговиков и ледяные пещеры, осенью собираем золотые листья, весной пускаем кораблики и делаем ручейки.
Все эти игры направлены на развитие тактильных ощущений и знание различных текстур и сред:
·твёрдое - мягкое
·холодное-теплое
·жидкое- твердое
·сухое-липко
Поём песенки из логоритмики
Дома или на улице можно активно и познавательно провести время с помощью танцевальных упражнений из лого ритмики. Обучающие песенки обычно короткие и легко запоминаются, а движения простые. Такую песенку с движениями можно использовать в качестве зарядки, совмещая с обучающим моментом. В процессе повторения простых движений и слов - запоминаем части тела и лица которые показываем: «а у зебры есть полоски, полосочки везде - на лбу, ушах, на шее и носах».
С помощью лого ритмики можно легко и с удовольствием осваивать бытовые моменты: «Ручки мыть, надо каждый день, даже если лень». Развиваем речь и память: «Строим дом, дом большой, он с крылечком и с трубой».
4 игры для развития речи и артикуляции
Наша речь происходит на выдохе, соответственно, добавляем в наши игры и повседневные дела дыхательную гимнастику. Она довольно простая и не требует специального оборудования. Дыхательная гимнастика развивает речь, обладает расслабляющим эффектом и улучшает настроение.
Упражнение «Свечка»
Для этого упражнения нам потребуется любая свечка. Просим ребенка подуть на свечку. Такое простое и эффективное упражнение можно превратить в целый ритуал дня: задувать свечку перед дневным или вечерним сном, создавая определенное настроение и завершение дня.
Упражнение «Ветерок»
Поём песенку про ветерок, и приглашаем ребёнка присоединиться к игре — подуть, как это сделал бы ветер. Упражнение займёт пару минут, а проводить его можно абсолютно в любом месте.
Выдуваем мыльные пузыри
Обычные мыльные пузыри — доступная дыхательная гимнастика. Играйте с пузырями и дома, и летом на прогулке, заодно тренируем повторение формы шара.
Упражнение «Играем на дудочке или /губной гармошке»
Музыкальное упражнение, которое можно проводить между активными играми, развивает слух, является дыхательной гимнастикой и развивает творческие способности.
3 игры для физического развития ребенка
Физическое развитие детей не менее важно, чем логика или знание окружающего мира. Оно влияет на все зоны развития детей: речь, мышление, коммуникацию и самооценку, в том числе.
Упражнение на массажном коврике
Каучуковая дорожка с квадратиками разной текстуры способствует координации, ловкости, развитию тактильных ощущений и моторики ребенка. Такой коврик можно оставить на полу и не убирать его, чтобы он находился в постоянном доступе и ребёнок проходил по нему несколько раз в течение дня. В конце дорожки можно поставить также каучуковую полусферу. Коврик долговечен и может прослужить вам несколько лет.
Упражнения на балансире
Занятия на балансире задействует оба полушария мозга, тренируют все мышцы тела, координацию и равновесие. Балансиры бывают разные: изогнутая доска, полусфера, дорожки, островки и т.д. Однако не обязательно покупать специальное устройство. Прямо на детской площадке выбирайте качели в виде балансиров и занимайтесь во время прогулки. Тренировать равновесие и баланс можно несколько раз в неделю по пять-шесть минут в день.
Упражнение «Прохождение полосы препятствий»
Дома для этого упражнения можно использовать подручные средства: стулья, пледы, ремень или нитка. На улице для полосы препятствий подойдут верёвочные ступеньки по дороге к горке, бордюры в песочнице или любые другие преграды: перепрыгнуть камушек на дороге, пройти боком по веточке, обойти лужу на носочках. Также прямо на площадке можно найти треугольник Пиклера - тренажёр треугольной формы с перекладинами, который также эффективно тренирует равновесие, координацию и ловкость. Важно учитывать, что тренажёры есть разной высоты, и следует осваивать её согласно возрасту и возможностям на данный момент, без подъемов туда, откуда им не спуститься самим или со страховкой. Выбирайте тренажёры и лесенки для детей по возрасту и подходящему росту.
5 игр для развития мелкой моторики и творческих способностей
Упражнение «Рисуем пальчиковыми красками»
Рисование пальчиковыми красками довольно маркий процесс, но не стоит его бояться. Ведь это творчество! А оно, как известно, благотворно влияет на настроение. Увлекаясь процессом, малыш развивает не только творческие способности, но и умение выразить своё настроение через рисование. Также дети получают знание окружающего мира, текстур и ощущений. Также в процессе творчества используем губки/кисточки/ печатки из природных материалов.
Упражнение «Бусы из макарон»
Нанизываем на шнурок макароны или бусинки. Тренируем мелкую моторику, пинцетный хват, готовим руку к письму, при этом осваиваем навык удержания внимания и концентрации на действии. Упражнение занимает не более 10 минут, и его можно повторять пару раз в неделю.
Деревянные сортеры
Инструмент для развития мелкой моторики с цветными вкладышами и фигурами. С помощью такого набора создаём игры с изучением форм, цветов, размеров и фигур.
Упражнение на музыкальных инструментах: барабан, ксилофон, маракас, треугольник, колокольчик
В течение дня делаем музыкальные минутки и играем на треугольнике, дудочке, барабане или маракасах, в общем, что будет под рукой. Музыкальные упражнения можно делать по настроению в течение недели, они отлично развивают слух, речь, помогают выразить свои эмоции и настроение и развить творческие способности.
Игры с крупами
С помощью большого контейнера и круп можно тренировать моторику, тем самым готовить руку к письму, изучать цифры и буквы и тренировать ощущения. Игры с разными наполнителями помогают детям расслабиться, поднимают настроение и развивают фантазию. Такие упражнения можно проводить и во время прогулки во дворе, с помощью обычной палочки можно рисовать фигуры, цифры, буквы, в общем что душе угодно. В этот момент у ребёнка работает мышечная память и развивается моторика.
Многие упражнения, и игры занимают не более нескольких минут в день, весь набор можно разбить на дни недели и повторять в свободное время между делами, во время прогулки на детской площадке, по дороге в магазин, или пока вы загружаете посуду в мойку. Для полноценного развития ребёнка достаточно выделить час в день, разбив его на небольшие промежутки. Шести игр и упражнений в течение дня по 10-15 минут, будет достаточно для получения новых знаний и умений, а также их закрепления. Основным и важным этапом развития в возрасте четырёх лет остаётся игра.
Ещё много полезной информации о развитии детей прочитайте в этих статьях:
Основные направления развития ребёнка
Воспитание самостоятельности ребёнка
Онлайн педагог, эксперт раннего развития дошкольников, игровой практик
эксперт сайта интеллектуального развития детей IQsha
Надежда Васильева,
онлайн педагог, эксперт раннего развития дошкольников, игровой практик IQsha.ru