Дети в любом возрасте нуждаются в родительской любви и заботе, но уровень заботы и родительского участия изменяется по мере взросления ребенка: мы готовим пищу, но не кормим детей из ложечки, обеспечиваем их одеждой, но не одеваем их, руководствуемся принципами безопасности, но не следим за каждым движением. Детям необходимо расти, развиваться и становиться независимыми, а родителям – помогать им этом. 3 года – возраст, в котором у ребенка остро начинает проявляться стремление к независимости и самостоятельности.
Основные принципы развития самостоятельности можно сформулировать так:
Развивайте самостоятельность постепенно
Процесс уменьшения родительского контроля и участия должен быть постепенным. Если это произойдет слишком рано и слишком быстро, то детей дошкольного возраста может испугать такая самостоятельность. Например, провести ночь без родителей, если ребенок еще не готов к этому.
Соблюдайте безопасность
Любое проявление самостоятельности ребенка в возрасте 3-4 лет должно быть безопасным для жизни и здоровья. Например, ребенок 3 лет может принять участие в уборке наравне со взрослым:
- отсортировать белье для стирки: разделить белое, цветное и черное, достать из стиральной машины постиранную одежду. Но необходимо следить за тем, чтобы ребенок не подходил ко работающей стиральной машине.
-накрывать на стол, помогать в приготовлении пищи. Но необходимо следить за тем, чтобы ребенок не брал острый нож.
Научите ребенка выражать его собственное мнение
Покажите ребенку, что вы уважаете его мнение. Поощряйте стремление ребенка говорить, обсуждайте ваш день. Отвечайте на все вопросы ребенка. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному поводу.
Как же помочь трехлетним детям приучиться к самостоятельности?
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Научите ребенка навыкам самообслуживания
Помогите ребенку научиться самостоятельно умываться, кушать и одеваться. Поначалу раскладывайте предметы одежды слева направо, чтобы ребенку было удобно брать ее по порядку. Некоторое время не покупайте одежду с обилием пуговиц и кнопок, покупайте носки без пятки. Так процесс одевания станет более простым для ребенка. Храните одежду в пределах доступности ребенка.
Подготовьте ребенка к игре без вашего участия
При наличии безопасного пространства, ребенок может и должен некоторое время играть в одиночестве. Помогите ему найти интересное занятие: предложите конструктор, карандаши, забытую игрушку. Поначалу вы можете находиться с ребенком в комнате, занимаясь своими делами, со временем покидайте комнату. Если ребенок плохо отпускает вас, можете с помощью будильника определить время, например, 10 минут, которое ребенок будет проводить без вашего участия. Через неделю вы наверняка сможете увеличить временной интервал на несколько минут.
Приобщайте ребенка к помощи по дому
Дети в состоянии убрать игрушки. Но часто они не хотят этого делать. Можно придать уборке элемент игры: включите веселую песню, а ребенок пусть постарается все убрать до ее окончания.
Детям нравится заботиться о ком-либо – тогда они чувствуют себя взрослыми. Например, если в доме есть животные, ребенок может наполнить миску водой и кормом для домашних животных. Выполнение подобных задач не только развивает самостоятельность детей дошкольного возраста, но и повышает самооценку.
Ну и, безусловно, необходимо поощрять проявления инициативы и самостоятельности. Пусть поначалу на одевание ребенок потратит очень много времени, а после подметания пол станет еще грязнее, чем был до этого, но ребенок с каждым днем будет совершенствовать свои новые навыки и обретать все большую независимость!
Коммуникативные игры для дошкольников могут помочь в формировании стабильного интереса к самостоятельности и независимости ребёнка на основе общения с другими детьми.