Коммуникативные игры для дошкольников

игры для дошкольников

Нормальное психическое развитие ребенка тесно связано с коммуникациями. Коммуникация - это процесс общения, связанный со взаимными ожиданиями, координацией совместных действий, согласованием точек зрения и прочими достаточно “взрослыми” штуками. Даже маленькие дети на их простом уровне общения сталкиваются с необходимостью донести свою мысль, отстоять точку зрения, попросить о помощи или взаимодействии. К сожалению, навыки коммуникации не встроены в людей “по умолчанию”, и приходится учиться у взрослых.

Развивающие занятия и игры для детей от 2 до 11 лет


Чуткие взрослые понимают, что навыки коммуникации не формируются в прослушивании лекций. Общение можно совершенствовать только в практике. Поэтому изобретательные психологи и педагоги разработали целый арсенал игр на коммуникацию для дошкольников. Они преследовали несколько важнейших целей:

  • формировать чувство единства и сплоченности;

  • научить детей действовать в коллективе - то есть общаться, достигая единых для коллектива целей, быть в общей деятельности;

  • снять телесные барьеры, помочь чувствовать себя свободно. Ведь ощущение скованности тела порождает скованность души, приводит к напряжению в речи, эмоциях, что может “прочитываться” как недружелюбие и даже агрессия;

  • научить замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

  • помочь успешно, безопасно для участников разрешать конфликтные ситуации;

  • развивать важные невербальные и предметные способы взаимодействия;

  • создавать предпосылки для эмоциональной близости, которая зарождается в благоприятной атмосфере доверия и свободного общения.

коммуникативные игры


Коммуникативные игры проводят в группах от 4 человек. Для пары детей подходят только некоторые игры, при условии адаптации правил под маленькое количество участников. Играть лучше в спокойном состоянии: дети не должны быть взбудораженными после физической активности, подвижных игр, но и не должны быть сонными. Все игры на коммуникацию потребуют от дошкольников внимания друг к другу, сосредоточенности, способности концентрироваться и размышлять над происходящим.

Коммуникативные игры в средней группе

Котенок

Один из детей - маленький котенок. Он сворачивается в клубочек на четвереньках так, чтобы оставить спинку сверху. Другие дети нашли “котенка” и ласково гладят его по спине, приговаривая нежные слова.

коммуникативные игры для дошкольников

Хвост дракона 

В этой игре необходима координация движений, внимание к другому, умение весело относиться к возможным падениям. Позволяйте оставаться наблюдателями детям, которым неприятны подобные физические взаимодействия.

Игра очень веселая, азартная, подвижная. Играть в нее необходимо в свободном помещении или на открытом пространстве. Дети встают гуськом и держат друг друга за талию. Важно следить, чтобы руки не обхватывали живот, не держались за резинку шорт или юбки, а именно лежали ладонями на талии впереди стоящего. Один из детей - рыцарь, он хочет отрубить дракону “хвост”, то есть добежать до самого последнего участника шеренги и дотронуться до него рукой. Задача “головы” дракона - помешать рыцарю добраться до “хвоста”. “Туловище дракона”, то есть стоящие гуськом дети, ни при каких обстоятельствах не должны расцепить руки. Как только цепочка разрывается, выбирается следующий “рыцарь” и следующая “голова”. Если играть в эту игру регулярно, дети убедятся, что с каждым разом они играют лучше и лучше, держатся друг за друга крепче и не дают “дракона” в обиду. Игра развивает внимание к другому, учит думать об общем коллективном деле.

Выполните задание от Айкьюши для 4 лет

Воздушный шарик (с 4 лет)

Почему только с 4 лет: детям более раннего возраста физиологически трудно заботиться друг о друге на уровне тела.

Не смотря на то, что в этой игре дети работают в парах, необходимо, чтобы в комнате одновременно находилось несколько детей. Один из пары - “воздушный шарик”, а другой - его “проводник”. Дети сжимают одну руку в кулачок и выставляют вперед указательный палец, чтобы соприкасаться только подушечками указательных пальцев. “Воздушный шарик” закрывает глаза (лучше их завязать), и “проводник” должен водить за подушечку пальца свой “шарик” через комнату так, чтобы избежать столкновения с предметами и другими ребятами. Игра проводится в тишине и медленном темпе. Через 1-2 минуты “шарик” и “проводник” меняются местами. Игра развивает чуткость, формирует понимание заботы о другом, способствует формированию самоконтроля, эмпатии.

Выполните задание от Айкьюши для 5 лет

Игры с детьми 5 лет

“Через стекло” 

Почему только с 5 лет: необходимо применить фантазию, чтобы изобрести способы невербальной коммуникации, а также потребуется самоконтроль, чтобы проводить игру в тишине.

Игра проводится в тишине. Выбирается ребенок, который будет находиться “за стеклом”. Ему в тайне от других детей сообщают действие или послание, которое нужно передать другим детям. Можно пользоваться жестами и мимикой, но не словами. Действия и послания совершенно простые: “принесите мне варежки со стула”, “надо приседать 5 раз”, “постройтесь все рядом с окном” и т.д. Остальные дети тоже находятся за стеклом, а значит, водящий их “не слышит”, и они также могут пользоваться только жестами и мимикой, чтобы задавать уточняющие вопросы.

игры для детей 5 6 лет

“Что за животное” 

Почему только с 5 лет: необходимо соблюдать достаточно строгие правила игры (1 ребенок = 1 вопрос), а также выстраивать в уме логическую цепочку признаков, которые должны привести к правильному ответу.

Каждому ребенку на голову надевается бумажный обруч с изображением какого-либо животного. Сам ребенок не знает, кто нарисован на его голове, а вот другие дети это видят. Передвигаясь по комнате, ребенок может задать каждому игроку только один вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. Например: я большой? Я лохматый? Я живу в лесу? Я умею лазать по деревьям? Обменявшись вопросами и получив ответы, дети должны найти другую пару для “беседы”. В конце игры можно провести рефлексию: пусть дети выберут самый интересный вопрос.

Выполните задание от Айкьюши для 6 лет

Игры для детей от 6 лет

“Тайное движение”

Почему только с 6 лет: необходимо соблюдать правила и признавать ведущие роли, оставаться в пассивной подражающей роли, хранить тайну.

Один из детей назначается водящим (тем, кто угадывает), а другой - ведущим (тем, кто задает движение). Водящий не должен знать, кого выбрали ведущим, это тайный предводитель. Водящий становится в центр круга и наблюдает за тем, как все дети выполняют одно и то же движение. Иногда движение меняется на другое, и задача водящего - угадать, кто же тайный предводитель, кто первый начинает другое движение. Задача остальных ребят - “краем глаза” наблюдать за предводителем и сразу же подражать его новому движению, в то же время смотря прямо на водящего, чтобы он не заметил, на кого же смотрят дети. Игра учит внимательности друг к другу, сплоченности действий, наблюдательности. 

Понравилось? Поделитесь с друзьями: