Скорость чтения

скорость чтения у детей

На что влияет высокая скорость чтения? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поймем, что это такое. Быстрое чтение говорит о том, что навык складывать буквы в слова и переводить печатные символы в речь автоматизирован. А значит, во время чтения можно задумываться не о том, чтобы узнать смысл каждого отдельного слова, а о том, чтобы извлечь смыслы из всего текста. Можно размышлять, задавать вопросы к тексту, фантазировать. Вот почему учителя всего мира не останавливаются на знакомстве с буквами и складывании их в слова, а стимулируют детей к повышению скорости чтения.

Хотите заниматься онлайн? Начните прямо сейчас

Итак, чем быстрее ребенок читает, тем он:

  • успешнее понимает текст;

  • надежнее усваивает незнакомые слова;

  • быстрее выполняет задания на уроке;

  • усваивает больший объем информации за урок..

Какой должна быть скорость чтения?

В начальной школе ученикам устраивают некий тест скорости чтения. Считается, что ребенок в 1 классе читает “нормально” при скорости от 25 слов в минуту, во 2 классе - от 50 слов и быстрее, в 3 классе - от 75 и в 4 классе - от 95. Выпускник начальной школы читает хорошо, если его скорость чтения приближается к скорости речи - 120-150 слов в минуту.

скорочтение

“Нормальных” скоростей” некоторым детям  получается достичь исключительно благодаря природным способностям к обучению. Некоторым помогает мотивация в виде семейного чтения или интересных текстов. А некоторые не любят чтение как процесс (как взрослые, например, не любят рисовать или рыбу) - и добиться сочетания “скорость-качество-понимание” чтения обычным внушением и нотациями со стороны взрослых не получится.

Как повысить скорость чтения у детей? Разделим две цели: чтение вслух и “про себя”. У каждой из этих целей будут разные методы и практические упражнения. Надо отметить, что успешность занятий по повышению скорости чтения зависит не от длительности этих занятий, а от регулярности. Лучше заниматься каждый день без пропусков три раза в день по 5 минут, чем раз в неделю 30 минут.

скорочтение для детей

Развивайте оперативную память

Запоминание только что прочитанного символа или слова - тонкий, но важный момент в повышении скорости чтения. Оперативную память можно и нужно улучшать, для этого понадобятся особые упражнения. Например:

  • Зрительный диктант. Ребенок рассматривает набор символов либо читает короткий текст в течение буквально 10 секунд, а затем на листе бумаги зарисовывает или записывает то, что запомнил.

  • Таблицы Шульте. В Сети их можно найти огромное количество. Смысл работы по таким таблицам заключается в том, чтобы зрительно найти определенные символы либо найти по порядку числительные, которые разбросаны по листу хаотично. Ребенок должен запомнить, в каком месте листа он уже отыскивал и считал символ, либо где находилось то или иное число, когда он отыскивал совсем другое.

техника скорочтения

  • Назови предметы. Покажите ребенку группу из реальных предметов или карточек с картинками, от 5 до 10 штук. Попросите отвернуться и назвать все, что ребенок видел и запомнил.

  • Запомни фигуры. Нарисуйте на листе бумаги фигуры в определенной последовательности и раскрасьте их. Предложите ребенку 10-15 секунд посмотреть на образец, а затем на своем листе нарисовать и раскрасить фигуры в такой же последовательности.

Скорость чтения вслух

1. Чтение по секундомеру. Установите таймер или песочные часы на 1 минуту и попросите ребенка читать вслух. Когда минута закончится, нужно запомнить, на каком слове ребенок остановился, а затем снова запустить таймер. Пусть ребенок читает тот же самый текст и снова запомнит в конце минуты, на каком слове остановился. Повторите чтение по секундомеру на следующий день. Никаких выводов и замечаний делать не нужно, стремиться к более быстрому прочтению на данном этапе не нужно тоже. На знакомом тексте автоматизация навыка чтения произойдет сама собой!

техника чтения

2. Чтение скороговорок. Для начала научите ребенка быстро проговаривать некоторые простые скороговорки наизусть. Когда станет понятен принцип “куда девать язык и все остальное”, предложите ребенку читать незнакомые скороговорки - сначала медленно, а затем еще несколько раз все быстрее и быстрее. Например:

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

3. Прерванное чтение. Заготовьте из бумаги или картона шаблон с узкими вертикальными полосками, которые будут закрывать часть текста. Задача ребенка - “достроить” прерванные слова до полноценных и понять весь текст. После прочтения сквозь такую “клетку” обязательно попросите ребенка пересказать текст. С регулярными упражнениями такого рода скорость чтения вскоре повысится.

как увеличить скорость чтения у детей

4. Молния. Ребенок читает один текст, но по условному сигналу (хлопок, щелчок пальцев) его задача - читать то очень быстро, то медленнее.  

Скорость чтения “про себя”

  1. Выборочное чтение. В любом текстовом редакторе запишите короткий текст, выделите его определенным шрифтом, сделайте буквы большими. А между букв этого текста разместите маленькие серые буквы. Попросите ребенка читать только то, что написано большими черными буквами.

  2. Буксир. Текст читает взрослый, изменяя темп от медленного к быстрому и обратно. Ребенок должен следить глазами за текстом.

  3. Ловушка. Взрослый читает текст, ребенок следит глазами за текстом. Вместо некоторых слов взрослый произносит вслух синонимы (например, вместо дороги - путь, вместо белый - светлый и т.п.), задача ребенка - сразу же остановить взрослого и показать на слово, которое на самом деле напечатано в тексте.

  4. Перевернутое чтение. Все очень просто: нужно только перевернуть книгу… и читать про себя )) После прочтения попросите ребенка пересказать смысл текста.

Хотите заниматься онлайн? Начните прямо сейчас

Понравилось? Поделитесь с друзьями: