Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Поступление в первый класс - это не только торжественное событие, но и большой стресс для ребёнка и его родителей. Взрослые переживают, готов ли их малыш к учебной деятельности и насколько легкой будет адаптация.

Готовность к обучению состоит из нескольких аспектов, но родителей обычно волнует именно интеллектуальная готовность к школе. Как её проверить и что входит в это понятие? Поговорим об этой в нашей статье.

Интеллектуальная готовность к школе

Что включает в себя школьная готовность?

Подготовка ребёнка к школе – это комплексная задача, которая охватывает разные сферы жизни будущего первоклассника. Специалисты обычно отмечают пять направлений школьной готовности: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную, социально-психологическую.

Физическая готовность зависит от общего состояния здоровья малыша, его веса, роста, тонуса мышц, зрения, слуха, мелкой моторики, нервной системы. Все эти показатели должны соответствовать нормам развития детей шести-семи лет. Суть ясна - ребёнок должен выдержать многочасовую нагрузку в школе, сохранять силы, сидеть на одном месте в течение 40 минут и быть усидчивым.

Личностная и социально-психологическая готовность предполагают понимание и принятие новой социальной роли, а также соблюдение детьми общепринятых норм и правил поведения. Будущие школьники должны уметь коммуницировать, контролируя своё поведение. В личностной готовности особое место занимает мотивация, когда дошкольник стремится быть учеником. Педагоги и психологи отмечают внешние и внутренние факторы, привлекающие детей. Внешние - это атрибуты школьной жизни (портфель, учебники, тетради, ручки, ластики и т.д.), внутренние - стремление к познавательной деятельности.

Под эмоционально-волевой готовностью понимают формирование произвольности психических процессов. Это умения будущего первоклассника сознательно подчиняться правилам и требованиям, удерживать внимание на словах учителя и точно следовать его инструкциям и самостоятельно выполнять задания по образцу.

Содержание интеллектуальной готовности - это не специальные и конкретные знания из разных областей, умение бегло читать, писать, считать и решать простые арифметические задачки, а в большей степени уровень развития основных психических процессов (внимания и памяти, логического и ассоциативного мышления, речи, восприятия и воображения). Хотя широкий кругозор безусловно важен, он не даёт гарантий успешной адаптации ребёнка в школе.

интеллектуальная готовность к школьному обучению

Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Интеллектуальная готовность ребенка к школе - один из показателей общей готовности и заключается как в кругозоре и запасе конкретных знаний, так и в понимании основных закономерностей. Ребёнок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. 

Это тот минимум, который необходим к школе. Многие родители и педагоги не без оснований считают, что интеллектуальная готовность не должна предполагать наличие у ребёнка каких-то определённых навыков, например, умения решать в уме примеры до 20 или 100. Важно именно общее развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Что входит в интеллектуальную готовность к школе?

Интеллектуальная готовность к школе, которая является частью школьной, в свою очередь состоит из нескольких компонентов.

Психологи и педагоги в качестве основных траекторий выделяют:

  • Степень зрелости познавательных процессов

  • Развитие речи дошкольника

  • Кругозор или общая осведомлённость

  • Познавательный интерес ребёнка

Рассмотрим каждый компонент подробнее.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Познавательные процессы: восприятие, мышление, память

Чтобы будущий первоклассник успешно справился со сменой деятельности и школьной нагрузкой, его познавательные процессы должны быть достаточно развиты.

Для обучения очень значимо восприятие, которое помогает дошкольнику верно воспринимать зрительную и устную информацию и передавать её. Именно это проверяют психологи, когда дают задания срисовать знаки или определить цвет, объяснить значение схожих слов (например, рот-род) или повторить за взрослым неизвестные термины.

С первого класса высокую нагрузку сразу получает мышление. Оно помогает ребёнку понимать содержание и причинно-следственные связи между предметами, анализировать и сравнивать факты, находя общие признаки и различия, и приходить к нужным заключениям.  Эту способность выделять внешние признаки и внутренние связи психологи и педагоги проверяют упражнениями на сравнение картинок и поиск аналогий, а также исключение лишнего из группы предметов.

Не менее важна память. В школе активно используются оперативная и долгосрочная, при этом на первый план выходит её произвольность. Если раньше ребёнок запоминал в основном то, что казалось интересным и захватывающим, теперь же ему необходимо сохранять в памяти всё, что требует школа. А это требует волевых усилий. В проверке мышления отлично помогает построение аналогий и логических цепочек, а также проговаривание вслух особенно сложной информации.

Речевая подготовка

Этот процесс подразумевает понимание ребёнком фраз собеседника, его собственной речи и объём словарного запаса будущего первоклассника. У старшего дошкольного он обычно состоит из четырёх тысяч слов.

Специалисты проверяют связность речи малыша, предлагая ему несколько иллюстраций, которые раскрывают какой-то сюжет. А затем просят дошкольника рассказать, что отражают эти картинки. Если связная речь развита достаточно, то ребёнок сможет последовательно описать происходящее, сделав нужные выводы.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Кругозор

Старшие дошкольники хорошо владеют знаниями на бытовые темы: называют свой адрес, имена и отчества родителей, их место работы и должность, свой возраст и дата рождения, месяцы и дни недели. Дети могут рассказать о растительном и животном мире (перечислять основных животных, птиц), транспорте, спорте, космосе и других популярных темах, владеют прямым и обратным счётом в пределах 20, легко различают буквы. Очень важно, насколько часто будущий первоклассник пользуется этой информацией, и входит ли она в его активный словарь.

Как это проверить? Предложите ребёнку картинки на определённые темы и попросите подобрать к ним как можно больше синонимов, а затем составить несколько связных предложений на одну из них.

интеллектуальная готовность

Интерес к познанию

Интеллектуальная готовность детей к школе очень тесно связана с познавательным интересом. Любознательные ребята раньше и быстрее сверстников обучаются чтению, письму и счёту, а также обладают широким кругозором.

Если у ребёнка есть интерес к познанию и ему нравится получать новые сведения, то он с удовольствием выполняет задания и  стремится найти решение любой сложной задачи. На основе этой увлечённости в будущем формируется устойчивая познавательная и учебная мотивация.

Что такое обучаемость?

Когда мы говорим о готовности ребёнка к школе, стоит раскрыть важность обучаемости. Этот показатель состоит из двух этапов: усвоения алгоритма действий и его переноса на схожие задания.

Вторая часть особенно сложна для юного школьника. Чтобы сначала повторить за учителем, а затем применить порядок действий в схожей задаче, ребёнок должен проанализировать, сравнить и обобщить данные. К сожалению , не все ребята быстро справляются с этим.

Хорошая обучаемость будущего первоклассника говорит о том, что этапы развития в дошкольном возрасте успешно пройдены. Интеллект малыша готов к школьной нагрузке, что даёт шансы на лёгкую адаптацию.

Интеллектуальная готовность к школе

Как проверить интеллектуальную готовность ребенка к школе?

Специалисты проверяют интеллектуальную готовность к школьному обучению с помощью нескольких методик: от опросников на кругозор до диагностики памяти и зрительного восприятия (например, найти и раскрасить букву среди наложенных на неё контуров предметов).  

Кроме того, есть тесты, включающие в себя графические методики. Например:

  • Нарисовать фигуру мужчины. Чем больше деталей воспроизвел ребёнок (пальцы, волосы, шея, уши, ресницы), тем лучше. Тест дает оценку личностных особенностей малыша и его зрелости.

  • Скопировать фразу из трёх слов, написанную прописными буквами на чистый лист. Чем точнее ребёнок воспроизвел написанное (можно разобрать буквы), тем лучше. Тест проверяет развитие мелкой моторики рук и зрительной координации.

  • Скопировать 10 точек, которые расположены одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали на белом листе. Чем точнее нарисован узор, соблюдено расстояние между точками, тем лучше. Такое задание определяет зрительно-пространственное восприятие дошкольника.

  • Тестирование на внимательность можно провести самостоятельно. Для этого прочитайте только один раз условие задачи: например, нарисуй 5 квадратов, второй и четвёртый заштрихуй. В результате вы поймёте, как ребёнок умеет воспринимать информацию на слух и запоминать её.

Интеллектуальная готовность к школе

Важно помнить, что высокое качество выполнения заданий всего лишь говорит о большей вероятности того, что ребёнок будет успешно справляться с школьной программой. Невысокие результаты подскажут, на что стоит обратить внимание и что можно улучшить. Самое главное – это желание учиться. Уверенность в себе и поддержка родителей помогут вашему малышу стать отличным первоклассником!


Вам также могут быть полезны следующие статьи:


педагог, методист сайта для развития детей IQsha

Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Понравилось? Поделитесь с друзьями: