Не секрет, что игра обладает большим влиянием на развитие психики и интеллекта ребёнка. Наблюдая, как дети играют в мяч, катают любимые машинки или устраивают чаепитие для кукол, со стороны нам кажется, что ничего особенного в этом процессе не происходит, а тем временем дети осваивают множество социальных и интеллектуальных навыков, развивают понимание эмоций и учатся считывать настроение товарищей по игре.
Играя с детьми в мяч, ребёнок тренирует навык удерживать внимание и концентрироваться на предмете, ловкость рук и равновесие тела, умение играть по правилам и строить процесс общения, игры с активными действиями и движениями помогают развивать речь. Мы замечаем, что дети не играют молча, они общаются, а в активном процессе даже молчунам хочется проявить себя и быть услышанными. Во время прохождения лабиринта, настольной игры, полосы препятствий спортивного комплекса, или строительства конструктора, дети развивают логику и мыслительный процесс. В детском саду или на детской площадке мы встречаем играющих детей, в ход обычно идут и подвижные игры с мячом, догонялки, сюжетно-ролевые игры, во время этого процесса мозг ребёнка максимально впитывает новые знания и умения. Дети осваивают знания об окружающем мире, дружбе и общении, правилах, проигрывают свои чувства и эмоции, ситуации которые их радуют и беспокоят.
Первый утренник в детском саду, знакомство с новой группой, детский лагерь или летние каникулы – все полученные эмоции и впечатления дети могут перенести в игру и переработать, снова проживать этот опыт и отыгрывать разные ситуации. В игровой форме дети развивают множество полезных и нужных навыков, простейшие математические действия и знакомятся с окружающим миром. Во время прогулки с мамой по парку ребёнок развивает своё мышление и чувство времени и пространства, его мозг работает в усиленном режиме. Ребёнок узнаёт что ель зелёного цвета, детская площадка находится впереди, с неба падает снег, вода, замерзая, превращается в лёд, а белочка зимой меняет цвет своей шубки на серый. Мозг получает новую информацию и знания даже во время прогулки по парку и игрового процесса на детской площадке.
Игры для развития мозга для детей 2-х лет
Для детей возраста 2-х лет есть большое количество игровых упражнений, которые развивают сенсорное восприятие - понимание цвета, размера, вкуса, запаха, а также тактильные ощущения. Через игру дети учатся объединять предметы по признаку, находить лишний среди множества. С помощью природного материала и во время прогулки, дети наглядно понимают как выглядит снег или дождь, солнце и ветер, осознают признаки времени года и разную погоду. Во время активных прогулок дети учатся ориентироваться в пространстве и времени: быстрее-медленнее, выше-ниже, впереди-позади.
Игры и упражнения:
- Упражнение "Найди и покажи" - просим показать предметы утвари, цвета, формы, части тела и лица
- Сенсорные игры (знакомимся с ощущениями: холодный-тёплый, мягкий-твёрдый, природные материалы), развиваем тактильные ощущения и проговариваем их названия
- Физическое развитие, крупная моторика (активные игры на свежем воздухе и дома с освоением высоты и поверхностей по возрасту, преодоление препятствий, игры с мячом, лопаткой и формами)
- Изучаем природные явления, животный мир (по изображению определяем животного, мир природы, время года)
- Упражнения с музыкальными инструментами (музыкальный треугольник, ксилофон, барабан, губная гармошка, маракас)
Вместе с Айкьюшей освоение навыка превращается в весёлую игру, и откладывается в долгосрочной памяти.
Игры для развития мозга для детей 3 лет
В возрасте 3-х лет дети понимают значение слов и происходящих событий, могут выполнять многие действия сами, понимают картинки без слов, узнают семью и близких людей, играют со словами и рифмами, интонацией голоса, знакомы с миром природы и животных, цвета и природные явления (времена года, погода).
Игры и упражнения:
- Развитие памяти и внимания (прятки с игрушками, повторение слов, фраз, находим один предмет среди множества)
- Фонематического слуху (определение предмета на слух)
- Знакомство с видами транспорта
- Ориентация в пространстве (близко-далеко, выше-ниже, на-под-за)
- Логическое мышление (ищем лишний предмет, сортируем по цвету, форме, размеру)
Айкьюша с удовольствием познакомит ребёнка с интересной игрой, которая поможет развить нужные навыки.
Игры для развития мозга для детей 4 лет
В этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия. Они уже могут переносить впечатления и мысли на бумагу в виде творчества и рисунка, осознают своё настроение и эмоции, могут проговорить чувства и ощущения, играть в более сложные варианты игр, используя правила. Дети понимают и могут следовать правилам поведения дома и на улице, в общественном месте. Сочинять сказки, игры с сюжетом, играть простые роли в спектакле, заучивать короткие стихи, самостоятельно придумывать игры и воплощать их в жизнь – всё это многообразие творчества активно проявляется в этом возрасте.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Игры и упражнения:
- Описательное упражнение – что видишь на рисунке, сочиним вместе историю по этим картинкам
- Произвольная память – учим чистоговорки, стихи четверостишья
- Сюжетно-ролевые игры (доктор, воспитатель, учитель, учёный, продавец)
- Окружающий мир (изучаем время суток)
- Внимание и логика (собираем мозаику, исключаем лишнее, ищем закономерность)
У Айкьюши есть множество игровых упражнений благодаря которым дети с интересом и удовольствием начинают решать даже усложнённые варианты заданий.
Игры для развития мозга для детей 5 лет
К возрасту пяти лет у детей чаще всего уже сформировано представление об окружающем мире и базовые знания и навыки. Они знакомы с временами года, временем дня, обладают знанием о цвете, форме, фигурах и последовательности, знакомы с буквами и числами. Этот возраст приближает нас к процессу подготовки к школьному обучению. У детей формируется произвольное внимание, наглядно-образное мышление, осваивается навык чтения, письма, решения логических задач и знакомство с математикой, уже приходит понимание планирования своих действий и времени. Будущие школьники готовы к постепенному переходу к началу учебной деятельности. В этом возрасте стоит уделить особое внимание эмоциональному интеллекту, уверенности в своих силах и возможностях и снизить чувство тревоги перед ошибками.
Игры и упражнения:
- Прохождение лабиринтов и схем
- Логические задачи и упражнения (выявляем общее, лишнее, признак предмета)
- Ищем логическую ошибку на картинке
- Конструирование (робототехника, магнитный конструктор) развиваем мышление, логику, произвольное внимание
- Знакомство с буквами и цифрами
- Игры на развитие фонематического слуха, узнавание неречевых звуков
Игры для развития мозга для детей 6 лет
Возраст 6 лет имеет значимую роль в жизни ребёнка, так как происходит смена деятельности - переход от детского сада к школьной жизни. При этом дети также играют, изучают окружающий мир, осваивают базовые навыки и умения, имеют потребность физического развития и игр на свежем воздухе. Шестилетки развиваются волевые способности, умение проявить себя, навык командной работы, наблюдательность, планирование собственных занятий и планов, навыки саморегуляции и возможность управлять своими чувствами. Проявляется эмоциональная реакция на несправедливость и нарушение правил, границ. Также без контроля взрослого ребёнок может совершать некоторые задачи.
Игры и упражнения:
- Рисуем картину по точкам/цифрам/цветам
- Обводим цифры и буквы по пунктирам
- Рисуем предметы двумя руками одновременно, развиваем оба полушария мозга
- Проходим лабиринты и задания по клеточкам
- Создаём коллажи из разных материалов
- Решаем логические задачи вместе с Айкьюшей и друзьями
- Вырезаем аппликации
В процессе игры у детей формируются многие важнейшие навыки и знания которые помогут сформировать в будущем прочную базу знаний и достигать успеха. Игра – это безопасное пространство, репетиция реальной жизни, но с возможностью легко и без страха ошибаться, пробовать новые формы поведения и решения задач, выстраивать контакты и находить общее с разными людьми, осваивать довольно сложные знания и умения, устанавливать и менять правила, достигать результата и наслаждаться процессом. Наш мозг активно развивается используя новую информацию и проходя новые этапы развития, более сложные и интересные задачи. Вместе с Айкьюшей и его друзьями, дети с удовольствием играют и учатся новому. На сайте вы найдёте множество упражнений в игровой форме для каждого возраста.
Ещё много полезной информации о развитии детей читайте в этих статьях:
10 образовательных платформ для дошкольников от 2-7 лет
Развитие ребёнка дошкольного возраста: особенности и методики
эксперт сайта интеллектуального развития детей IQsha
Надежда Васильева,
онлайн педагог, эксперт раннего развития дошкольников, игровой практик IQsha.ru