Развитие речи в 3 года

На что способен ребенок 3 лет?

  • Группировать предметы по классам: ботинки, тапочки, валенки – это обувь; кружка, кастрюля, тарелка – это посуда и т.п.
  • Употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и местоимения, наречия, числительные.
  • Высказывать простые суждения о предметах и явлениях
  • Устанавливать причинно-следственную связь (вода стала желтой, потому что я помыли в ней кисточку с желтой краской; карандаш стал острым, потому что мама его заточила в точилке).
  • Употреблять прилагательные, отвечающие на вопрос «Чей?»: мамин, собачий и т.п.
  • Выделять части предметов: ветки и листья у дерева, крышу и дверь у дома, шляпку и ножку у гриба и т.п.

 

Что может сделать родитель для развития речи и интеллекта ребенка 3 лет?

  • проговаривать прошлые события (произошедшие как неделю назад, так и вчера), события настоящего и будущего времени
  • задавая вопросы, самим отвечать на них, подсказывая подходящие фразы там, где ребенок затрудняется с ответом
  • ежедневно рисовать, лепить, делать аппликации, проговаривая как запланированные действия («Мы приготовим клей, ножницы и бумагу», «Нам понадобится несколько ватных шариков и гуашь»), так и процесс выполнения поделки. Время от времени задавайте ребенку вопросы: «Что мы сделаем сначала?», «Какого размера будет цыпленок?», побуждая малыша отвечать на вопросы вслух
  • обсуждать прочитанные книги и просмотренные мультфильмы, не оставляя без речевого внимания впечатления и события ребенка. Проигрывать в театрализованных представлениях любимые ребенком сюжеты, произнося текст по ролям.
  • терпеливо отвечать на сотни вопросов, давая как можно более понятные ребенку и короткие пояснения к ним
  • как можно чаще разучивать короткие стишки и песенки
  • придумывать свои короткие сюжеты по подходящим картинкам из книг, рассказывать их ребенку и предлагать придумывать самому. 

 

В какие речевые игры играть с ребенком 3 лет?

«Воздушные гонки»: дуйте на хлопья ваты. Чей кусочек улетит дальше?

«Дотронься до…»: называйте качества и свойства предметов, которые присутствуют в комнате, и давайте команду: «Дотронься до круглого… раз! Два! Три!» (на счет «три» ребенок должен коснуться пальчиком круглого предмета). «Дотронься до высокого… раз! Два! Три!», «Дотронься до деревянного» и т.п. Используйте цвета, форму, материал, размер предмета. Игру проводите весело, чтобы даже промах ребенка (не успел найти, дотронуться) вызвал у него смех, а для этого подбадривайте, поддерживайте, издавайте удивленные возгласы.

«Фокусник». Фокусник заставляет предметы исчезать и появляться. Играя роль фокусника, спросите ребенка: «Куда фокусник спрятал мишку?». Попросите дать полный ответ: «Фокусник спрятал мишку в ящик», «Фокусник спрятал мишку в кастрюлю». Достаньте мишку и спросите «Откуда фокусник достал мишку?». Разложите несколько предметов на столе, попросите малыша закрыть глаза ладошками и уберите один из предметов, затем спросите «Чего не стало?». Игра поможет ребенку освоить изменение слов в родительном падеже: «Не стало носка», «Не стало кубика».

«Карлики и великаны». По очереди превращайтесь в карликов и великанов. Одни широко шагают, размахивают руками и говорят очень громким басовитым голосом. Другие маленькие, юркие, говорят шепотом и очень быстро. В этой игре вы научите ребенка регулировать тембр, громкость голоса и темп речи.

«Магазин». Вы будете продавцом, а малыш – покупателем. Малыш будет называть предмет, который он хочет купить, а вы спросите у него: «Зачем тебе этот предмет? Чтобы…». Когда ребенок объяснит свой выбор, «продайте» предмет. 

 

«Конец слова». Произносите только первый слог известного ребенку слова, а вторую часть слова предложите ему закончить самому. 

Понравилось? Поделитесь с друзьями: