Как часто вы говорите своему ребенку, что он невнимателен или рассеян? Торопился и одел штанишки задом наперед, или засмотрелся на проезжающие машины и наступил в лужу. «Смотри под ноги», «не отвлекайся», «сосредоточься на рисунке» - в этих фразах заложены основные характеристики и свойства внимания. Итак, внимание – это прежде всего способность концентрироваться на одном предмете, не отвлекаться от дела, а также умение переключаться с одного задания на другое. Внимание очень важно в обучении. Если ребенок не привык сосредотачиваться на одном упражнении, не усидчив и быстро устает от заданий, то ему будет очень сложно усвоить и запомнить новую информацию. Поэтому развивать внимание можно и нужно как можно раньше. Для этого необязательно покупать дорогие игры, тренировать внимание можно на всем, что окружает нас.
На улице
Во время прогулки с ребенком поиграйте в наблюдателей: необходимо обращать внимание на прохожих, машины, дома, а потом спрашивать друг у друга детали увиденного. Например, какого цвета была сумка у женщины с собакой, во что играли дети в песочнице, сколько монеток вам сдачи вы получили в магазине, какие буквы написаны на автобусе. Сначала вы и сами не всегда будете отмечать все подробности, и ребенку будет очень увлекательно соревноваться с вами. Такая игра развивает наблюдательность и память, помогает быстро переключаться с одного объекта на другой и выделять главное.
В комнате
Если на улице плохая погода, в наблюдателей можно поиграть дома. Пусть каждый из вас по очереди подойдет к окну, запомнит пейзаж, а потом будет отвечать на вопросы. Когда ребенку такая игра покажется легкой, усложните задание. Предложите ему каждый день отыскивать несколько новых деталей или предметов вокруг себя. Например, у лавочки во дворе есть не только 2 дерева, но маленький пенек, на двух почтовых ящиках в подъезде не написаны номера квартир, а несколько ступенек покрашены в другой цвет. Сложность игры в том, чтобы каждый день замечать и находить то, на что раньше не обращал внимания.
Хорошо развивают внимание и игры с паззлами. Возьмите несколько разных наборов паззлов и перемешайте детали. Потом попросите ребенка выбрать паззлы только определенной картинки и сложить ее. Также Дома можно сыграть в «Буквенную угадайку»: попросите ребенка внимательно осмотреть всю комнату и назвать как можно больше предметов, начинающихся на определенную букву. Следующим этапом игры может стать выбор только стеклянных, круглых или красных предметов. С помощью подручных предметов можно развивать не только зрительное, но и слуховое внимание. Предложите малышу закрыть глаза и угадать по звуку то, что происходит вокруг, какие предметы или игрушки сейчас звучат. Усложните задание, попросив малыша хлопнуть в ладоши или топнуть по полу, если он услышит громкий или тихий звук.
На листе бумаги
Чтобы ребенку было легче привыкнуть к школьным заданиям, предложите ему выполнить упражнения на листе бумаги. Пусть малыш срисует по клеточкам понравившийся ему узор или дорисует незаконченный рисунок (солнце без лучей, домик без окон). Можно сделать табличку, в которой изображены знакомые ребенку геометрические фигуры, буквы или цифры, а потом предложите зачеркнуть только квадраты или клетки с буквой А. Научите ребенка вслух проговаривать вам то, что он собирается делать. Например, «сейчас я буду искать в комнате кубики, а потом посчитаю их». Такой навык улучшает умение концентрироваться, помогает сосредоточиться на одном действии.
На сайте IQsha
Для развития внимания и памяти мы разрабатываем упражнения, которые отличаются как от занятий в окружающем мире, так и от занятий на бумаге. Зайдите в раздел "Внимание и память", и вы обязательно найдете упражнение по интересу и возрастным возможностям ребенка.
Развивайте внимательность ребенка в любом месте, где вы находитесь, - в транспорте, в магазине, дома, на улице. Главное, помнить о систематичности и регулярности занятий, а также о вашей собственной внимательности.
Анастасия Юрикова,
методист сайта IQsha.ru