Родители и школа бьют тревогу: дети не могут сосредоточиться и совершенно не воспринимают длинные тексты, не вникают, неусидчивы и невнимательны, с трудом усваивают информацию. Домашние задания выполняются с решебниками и готовыми сочинениями, рефераты полностью копируются из сети. В чём же причина? В клиповом мышлении подрастающего поколения.
Развивающие онлайн занятия и игры для детей
Что же произошло? Именно в это время книги и печатную информацию сменили телевидение и интернет. Развлекательные ролики на YouTube и TikTok, новостные сводки на ТВ, которые сопровождаются бесконечной рекламой. И этот поток информации длится не более 15 минут. Нет глубины подачи, всё преподносится небольшими “порциями”, снабжёнными быстро мелькающими картинками и оглушающими звуками, что порождает схожее отношение к жизни. Неудивительно, что мир начинает восприниматься не целостно, а как набор бессвязных и поверхностных событий, и человек “залипает” в гаджетах, не реагируя на реальность вне цифровой среды.
Плюсы и минусы клипового мышления
В мире беспрерывно меняющейся информации нужно уметь не зацикливаться на чём-то, а быстро переключаться, чтобы не перегружать мозг. Клиповое мышление позволяет легче адаптироваться, реагировать на изменения и подстраиваться под ситуации.
Такая многозадачность помогает детям слушать музыку, играть, делать уроки и общаться в соцсетях одновременно. И это, безусловно, плюс.
Однако с такой многозадачностью школьники не могут концентрироваться на чём-то одном длительное время. Отсюда и поверхностное усвоение знаний, которые не сохраняются в памяти надолго — это минус. Как и то, что у детей снижаются способности к аналитическому мышлению из-за тезисного усвоения информации. Школьники не могут чётко и развёрнуто изложить свои мысли, аргументированно ответить на вопрос, выполнить задание за определённый промежуток времени, что ведёт к снижению успеваемости.
Кроме влияния на когнитивные способности клиповое мышление порождает безразличие. У детей нет времени долго сопереживать и эмоционально поддерживать друг друга — тренды и герои сменились, нужно переключаться! Отсюда и повышенная внушаемость, ведь школьники не торопятся досконально проверять информацию, потому и реагируют бурно и быстро.
Как избавиться от клипового мышления?
Мы не можем запретить детям использовать гаджеты и общаться в соцсетях, смотреть телевизор, видеоролики, потому что это объективная реальность и мы не можем существовать вне её. Но в наших силах постараться научить их “говорить на 2 языках”. Как это сделать? Смените привычный способ восприятия информации!
1. Подавайте информацию фрагментами, используя яркие образы: картинки, презентации, таблицы, заголовки, инфографики, клипы и пр.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
2. Используйте метод дискуссий
Устраивайте дискуссии по всевозможным поводам, привлекая как сверстников ребёнка, так и взрослых. Найдите острые популярные темы, на которые школьники смогут взглянуть с различных сторон. Это научит их мыслить и аргументированно отстаивать свою позицию. Запомните, обсуждение не должно перерастать в спор, в конце обоим оппонентам желательно прийти к общему выводу.
3. Пишите изложения и сочинения
Это простой, но очень действенный способ борьбы с клиповым мышлением, потому что изложения учат понимать и передавать чужие идеи, а сочинения — формулировать собственные мысли.
Чтобы у детей появилось желание писать, предложите им самые интересные вопросы для обсуждения и формирования своего мнения. Ещё проще начать с ведения дневника, пусть даже это будет всего одна страница в день.
4. Читайте художественную литературу — это один из самых эффективных способов научить ребёнка видеть “глубже”. Обсуждение и конспектирование прочитанного прививает навыки анализа и позволяет постепенно избавиться от клипового мышления.
Смотрите вместе старые фильмы, в которых действие происходит в 1-2 местах, а диалоги героев неспешны и требуют внимания. Сначала такие киноленты покажутся скучными и нудными, но со временем ребёнок привыкнет и будет радоваться возможности провести время с вами.
5. Восполните пробелы живого общения
Путешествуйте, занимайтесь творчеством, ходите в парки и скверы, на концерты и спортивные игры, просто больше общайтесь с детьми. Спрашивайте, как прошёл их день, что интересного случилось в школе, попросите рассказать смешные истории или сюжет любимых компьютерных игр. Ваша задача — увеличить время реального общения, а не виртуального.
6. Устраивайте цифровые каникулы
Полностью отказываться от гаджетов нет смысла, потому что клиповость повсюду: на рекламных плакатах и афишах, в телевидении, газетах и журналах, мобильных приложениях. Но вы можете сократить время пребывания в виртуальном мире, устраивая регулярные цифровые каникулы. Пусть это будет всего один день в неделю или пара выходных в месяц, когда все члены семьи откладывают свои гаджеты и качественно проводят время друг с другом.
Воспринимать клиповое мышление только с отрицательной стороны неверно, как и неправильно винить в этом детей. Причина не в них, это всего лишь ответ на современную жизнь. Наша задача — не избавить школьников от клиповости, а научить их “говорить на двух языках”, привить навыки "безопасного интернета", быть гибкими в мышлении и уметь не только усваивать, но и использовать любую информацию.