Быть способным использовать логическое мышление значит иметь навык справляться с проблемами и использовать его во всех областях жизни. Критическое мышление стимулирует мозг и может применяться для поиска альтернативных решений во многих жизненных сферах. Так что вы можете себе представить, насколько важно сформировать у детей первичные основы для логико-математического развития, чтобы дать им хороший старт в жизнь. Логические способности строятся на базовых основах математики и логики, которые помогут вашему ребенку практиковаться в целом ряде сенсорного опыта и позволят ему сконструировать понимание окружающего мира.
Тщательно планируйте ваши домашние занятия. Продумывая задания и упражнения, вы можете помочь своему малышу развить навыки логического мышления и рассуждения, которые позволят ему богаче прочувствовать окружающий мир.
- В этом возрасте дети начинают понимать, как применить теорию к ежедневной практике.
- Дошкольники становятся способными удерживать информацию в сознании и использовать ее для умозаключений.
- Пяти- и шестилетки ощущают грань между конкретикой и абстракцией.
"Татьяна Григорьна, а вы знаете, что этот стол восемь книг в длину, а книжная полка в девять? Я семь книг в высоту, а Мишка - шесть. А вы, может быть, 10!".
Приведенная цитата принадлежит Юре из подготовительной группы, в которой 5-6-летки экспериментировали с книгами как единицами измерения. В этом детском саду поддерживают приобретение непосредственного опыта через естественный путь развития абстрактного мышления и навыков операционного мышления. Поскольку они свободны в выборе и не ограничены временем или способом нестандартных измерений, они начинают понимать прикладное значение теории и потенциал для ее применения.
В данном случае они исследовали сходства и отличия между предметами, которые измеряли. И хотя книги, которые они использовали для измерения, были далеко не стандартными по размеру, дети постигали абстрактную связь между измеряемым предметом и инструментом, который используют для этих целей. Во время этого занятия дети развивают способность удерживать информацию в памяти, а затем использовать ее для сопоставления.
Сам процесс совершения этого сопоставления - важный шаг к становлению абстрактного мышления. Например, осенью в этой группе в качестве нестандартной единицы измерения использовали яблоки, и дети запомнили, что в росте воспитателя укладывалось больше всего яблок. Они не запомнили, насколько, но поняли, что 10 книг - это больше, чем семь, и применение этого принципа в дальшейшем и есть реально работающее абстрактное мышление!
Ищите смысл в знаках и символах!
С точки зрения психологии развития, пяти- и шестилетки переступают грань между конкретным и абстрактным опытом. Они не готовы учиться всему с помощью карандаша и бумаги (как школьники) и механически запоминать задачи, но они вполне способны видеть связи между конкретным опытом и его абстрактным описанием.
Пробуйте прибегать к шифрованию самой разнообразной информации. Считая количество книг и перенося эту информацию на доску или в график, отображая его с помощью стикеров или этикеток, зашифровывая в условном знаке, ребенок получает ключевой навык записи непосредственного опыта в виде символов и пиктограмм. Задания для детей 6 лет — это самое начало пути к письму, умению разносить информацию по таблице и даже планированию будущего.
Поскольку записи основываются на персональном непосредственном опыте, пяти- и шестилетки также могут вернуться к своим схемам или знакам и "прочитать" с них информацию. Их простые символы и пиктограммы сродни алфавиту и чтению. Психологи открыли, что дошкольники, самостоятельно создающие собственные символические записи, приступают к чтению с большей легкостью и более глубоким пониманием прочитанного.
Как заниматься в 5-6 лет?
Игровые задания для детей 5 лет, пронизанные обучением, должны быть наполнены действием и бесконечными вопросами. Также предоставьте ребенку возможности работать с различными по фактуре материалами. Если ребенок экспериментировал с наполнением водой разных по размеру емкостей, вдохновите их на повторение тех же самых действий с песком, зерном , цветными мелками, пуговицами и т.п.
Предлагайте детям сравнивать опыт, полученный в ручном труде – поделках, в уходе за животными и растениями. Схемы, графики и таблицы могут послужить мостиком между конкретикой и абстракцией. Побуждайте детей делать простейшие прогнозы, основанные на их прошлом опыте. И не забывайте записывать эти прогнозы, эти записи так интересно перечитывать, когда ваши малыши подрастут.
Статья подготовлена Натальей Жеребиловой
На основе переводного материала