В возрасте 6 лет ребенок готовится идти в школу, и родителям необходимо уделить внимание развитию математических навыков. Ведь без подготовки в школе будет сложно понять и усвоить математические понятия, что может привести к низкой успеваемости и стрессовой нагрузке для ребенка. В классе неподготовленные малыши чувствуют дискомфорт, когда видят, что ровесники с легкостью решают примеры, затрачивая на них совсем немного времени.
Знание необходимого уровня подготовки для ребенка 6 лет поможет вам грамотно построить домашние занятия и уделять время пробелам в знаниях и умениях. Итак, ребёнок 6 лет:
- Знает числа до 30. Соотносит количество предметов с соответствующим числом.
- Может моделировать процесс вычитания с помощью осязаемых групп предметов или изображений.
- Ознакомлен с порядковым числительным и может назвать предмет: первый, второй, последний, предпоследний.
- Может моделировать умножение и деление, используя различные предметы (игрушки, фрукты). Способен разделить их количество на равные части.
- Ознакомлен с монетами и банкнотами и знает их предназначение.
- Может считать в обратном порядке от 10.
- Может решать простые примеры, опираясь на свой опыт. Например: «Если мы сложим эти два карандаша и эти три карандаша, получится пять. Можем записать это так: 2+3=5.
- Считает десятками до 100: 10, 20, 30 и т.д.
- Грамотно и в подходящих случаях использует выражения «больше чем» и «меньше чем».
- Способен определить, какое число меньше, в пределах первого десятка. Например: «Что меньше: 5 или 8?».
Для детей 6 лет важно научиться манипулировать и играть с большим количеством предметов. Так они научатся соотносить и установить четкие связи между окружающей их средой и математическими понятиями, которые они изучают.
Проявите креативность в подходе к изучению материала, и ваш ребенок с удовольствием будет заниматься.
1. Кулинария. Кулинария предоставляет вам множество способов обучить ребенка считать, взвешивать, размеривать, оценивать. Благодаря обычной беседе вы можете использовать математическую терминологию. В этом случае она будет звучать просто и ясно. Например: « А сейчас нам понадобится 2 яйца», «По рецепту нам необходимо отлить половину стакана молока». Это увлекательное занятие, благодаря которому ребенок обретет необходимые математические навыки.
2. Примеры. В нашей обыденной жизни нас везде окружают примеры, которые и могут стать помощниками в изучении математических понятий. Вы сможете сами соорудить наглядное пособие, которые будет моделью решения задачи. Например, вы можете расставить кубики трех цветов в определенной последовательности, а ребенку необходимо продолжить этот ряд, добавляя кубики разных цветов в необходимом порядке.
3. Подсчёт. Для того, чтобы научить ребенка считать, продемонстрируйте ему это наглядно, используя различные группы предметов. Использовать можно все подручные средства, которые не несут опасности. Вам понадобятся карточки с цифрами, желательно разноцветные, и группа однообразных предметов. Попросите посчитать малыша количество предметов и соотнести с цифрой, которая им соответствует. Если ему сложно – помогите, если не хочет – не заставляйте, вы сможете вернуться к этому заданию через пару дней.
4. Математические игры. Такие игры помогут закрепить уже выученный материал и пробудят желание изучать математику. Также, такие игры способствуют всестороннему развитию ребенка, и когда ребенок устает, ему необходимо сменить род деятельности и переключиться с умственной активности на физическую. В такие игры можно играть как в доме, так и на улице. Примером может послужить давно всем известная и всеми любимая игра «Классик». Для игры «Что в сумке» вам понадобится картонная коробка и большое количество различных предметов ежедневного использования (карандаши, ложки, зубные щетки и т.д.). Попросите ребенка угадать, что находится в коробке, задавая ему наводящие вопросы. Когда он угадает, попросите его взять эти предметы и посчитать, сколько их находится в коробке. Другие задания для детей 6 лет представлены в нашем каталоге упражнений.
5. Оценивание. Этот пункт является одним из самых важных в обучении любому предмету. Благодаря оцениванию вы сможете или вдохновить ребенка на дальнейшее изучение, или же отбить охоту навсегда к математическим занятиям. Обязательным компонентом является «ситуация успеха». Ребенка необходимо не только похвалить за его достижения, но и спросить, где, в какой игре ребенок почувствовал себя молодцом. Процесс обучения должен сопровождать одобрительными и поощрительными словами, такими как: «Молодец», «У тебя хорошо получается» и т.д. Даже если у ребенка что-то не получается, не нужно его огорчать, а сказать, что он сегодня тоже хорошо поработал, несмотря на то, что не был успешен в некоторых заданиях.
Яна Косяченко