Графический диктант

графический диктант

Если вашему ребенку больше пяти лет, вы наверняка слышали название “графический диктант”. Неужели диктанты пишут уже в детском саду? Совершенно верно! Диктантом эта штука называется потому, что каждое действие ребенка проговаривается (диктуется) взрослым. А в остальном это вполне себе веселое занятие, в котором можно спрятать любые любимые ребенком предметы, начиная от машинок и героев мультфильмов и заканчивая слонами и водяными пистолетами.

В чем принцип графического диктанта

Ребенок не знает, какая картинка у него получится. У ребенка есть листок в клеточку (для детей от 5 лет клетка крупная, для школьников со 2 класса - мелкая) и карандаш или ручка. Взрослый диктует ребенку определенную схему, ребенок выполняет инструкции и очерчивает границы клеток: две клетки направо, три вниз, одна налево, две вниз и т.п. В итоге у ребенка, если он внимательно слушал инструкцию и не допускал ошибок, получится такая же картинка, которая есть в образце у взрослого.

Где взять графические диктанты

К счастью, разнообразие пособий, авторы которых придумывают интересные схемы для графических диктантов, сегодня велико. Пособия можно заказать в книжных магазинах и даже приобрести онлайн-версии изданий. Есть сайты, на которых родители и учителя выкладывают диктанты, придуманные ими для своих детей. Так что недостатка в образцах у вас не будет точно. Каждый диктант в пособии сопровождается инструкциями для диктовки, но даже если вы встретили рисунок-схему без инструкции, направление движения и количество клеток вы сможете продиктовать и самостоятельно.

диктант графический

В каком возрасте можно давать графические диктанты

Простые графические диктанты на листе в крупную клетку могут выполнять дети в 5-5,5 лет. Что мы имеем в виду под простыми диктантами? Это узоры (их иногда называют “бордюрчики”) и схемы, в которых небольшое число изменений направления линии и небольшое число инструкций. Например, такие:

Где применять графические диктанты

Поскольку графический диктант - это и инструмент подготовки руки к письму, и способ развития внимания, и развлечение, то применений у этого занятия множество. С помощью графических диктантов вы можете закреплять любые темы, связанные с окружающим миром (чертим дельфина), закреплять основы грамоты (на какую букву начинается и заканчивается нарисованный предмет?), изучать математику (давай посчитаем площадь узора в клеточках). Чертить можно на любом занятии и на досуге, а в качестве развлечения графический диктант прекрасно подойдет скучающим детям в дальней дороге - например, в поезде. 

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Польза графического диктанта

Рисование по клеточкам - крайне полезное занятие, ведь оно развивает множество вещей:

  • закрепляются представления о направлениях: право и лево, вверх и вниз, наискосок;

  • ребенок знакомится с понятием симметрии;

  • налаживается координация связи “слух - рука - зрение”;

  • развивается воображение;

  • формируется концентрация внимания, усидчивость.

Правила проведения графического диктанта

Поскольку написание такого диктанта требует от ребенка длительной концентрации, позаботьтесь об эргономике рабочего места. Расстояние от стула до парты или стола должно соответствовать возрасту, ноги должны стоять на полу, спина прямая, локти свободно лежат на рабочей поверхности. Для детей дошкольного возраста клетка должна быть крупной, а пишущий инструмент - удобным: не слишком твердым и не слишком пачкающим. Для школьников можно внести усложнения в виде разнообразия пишущих инструментов, да и клетка, как правило, мельче. 

графический диктант по клеточкам

Есть и другие правила организации занятий:

  • начинайте только с простых диктантов. Первые занятия ребенка, который не знаком с правилами графического диктанта, должны в принципе проходить с помощью простейших схем, а для более продвинутого ученика используйте простой диктант в качестве разминки перед более сложным.

  • нельзя ругать за ошибки. Если направление движения линии вправо, а ребенок чертит ее влево - скажите об этом мягко, без угрозы в голосе. При грамотном подходе к графическим диктантам они должны стать любимым развлечением ребенка, а не горе-упражнением.

  • следите за темпом диктовки. Многим детям необходимо подумать, прежде чем провести черту в нужном направлении на нужное количество клеточек. Ускорение вы можете вводить в качестве веселого дополнения или соревнования, когда увидите, что диктанты даются ребенку легко.

  • соблюдайте тишину. Во время любого диктанта посторонние звуки мешают обрабатывать информацию, ведь ребенок выполняет инструкцию на слух.

  • делайте перерывы после каждого диктанта. Даже если вам кажется, что конкретный диктант выглядит легким, ребенку приходилось концентрироваться и на услышанном, и на листке бумаги - это достаточно сложное сочетание действий для детского мозга.

  • останавливайтесь тогда, когда ребенку еще интересно. Перенесите диктант, который ребенок просит “еще”, на следующий день. Тогда и интерес к занятию, и аккуратность в исполнении вам будет гарантирована.

Чертить графические рисунки под диктовку можно вплоть до четвертого класса. Детям старше 11 лет такие занятия будут не интересны. Зато на протяжении всей начальной школы графические диктанты будут вашими верными помощниками в развитии внимания, реакции, усидчивости, воображения и координации движений кисти на письме. Успешных и радостных занятий!

Ещё один прекрасный способ увлекательных занятий — лабиринты для детей. Это возможность в развлекательной форме прокачать логику и изучить положение в пространстве!

Понравилось? Поделитесь с друзьями: