Логика окружает нас везде. Во время прогулки на детской площадке, дети совершают сотни важных действий: играют в мяч и оценивают траекторию его полёта, проходят полосы препятствий и определяют куда лучше поставить ногу, за что ухватиться при следующем шаге. Чтобы ребенок лучше ориентировался в ситуации, находил верные решения, умел сделать вывод, у него должно быть развито логическое мышление.
Основные принципы логических заданий для дошкольников
Логические задания для дошкольников направлены на развитие абстрактного мышления, внимания и памяти у детей. Существуют форматы и принципы для тренировки этого навыка.
- Игровая форма
Логические задания должны быть игровыми и увлекательными. Это может быть использование игрушек, настольных игр, карточек и интерактивных заданий.
- Переход от простого к более сложному
Задания должны начинаться с простых и понятных задач, постепенно усложняясь по мере их освоения. Это помогает детям не терять интерес и уверенность в своих силах.
- Наглядность
У детей еще мало жизненного опыта и плохо развито абстрактное воображение, поэтому для решения логических заданий используют наглядные материалы (предметы, картинки, модели, схемы).
- Связь с реальной жизнью
Логические задания должны быть связаны с повседневными ситуациями и предметами, которые детям знакомы. Это делает задания более понятными и вызывает у детей интерес к выполнению задач.
- Разнообразие форматов
Задания могут включать в себя различного рода активности — сюжеты, вопросы, головоломки, пазлы, конструкторы и т.д. Это помогает удерживать интерес и задействовать разные аспекты логического мышления.
- Отсутствие страха перед ошибками
Важно создать атмосферу, где ошибки воспринимаются как часть обучения. Награда за старания помогает детям не бояться делать ошибки и развивает их настойчивость.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Логические задачи для дошкольников
Найди лишнее
Среди предметов объединённых одной темой, необходимо выбрать тот, который будет лишним.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: отличие по размеру, форме, отсутствию/наличию большого элемента;
- от 5 до 7 лет: отличие по назначению, принадлежности к группе, характеристикам предмета, ориентации в пространстве, отсутствию/ наличию мелких деталей;
- старше 7 лет: отличие по нескольким признакам, способу взаимодействия с предметом.
Что общего у предметов на этой картинке?
Все предметы на картинке объединяет общая тема, подумай какая.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: показать картинки с общими темами: животные, вещи, цвета, фигуры. Использование предметов из повседневной жизни: игрушки, еда, бытовые предметы, элементы окружающего мира, сравниваем и группируем их по признаку.
- от 5 до 7 лет: поиск общих признаков у множеств предметов, например, группы животных по месту обитания: дикие и домашние. Нахождение общего у пары предметов и классификация по признаку;
- старше 7 лет: усложнение темы задания, использование заданий, вовлекающих критическое мышление, обсуждение общих черт у литературных героев или разных культур.
Продолжи ряд
Развиваем логику и внимание, выбери предмет который должен продолжить смысловой ряд.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: выбираем предмет из нескольких объединённых общей темой (3-4 предмета в ряду).
- от 5 до 7 лет: увеличение количества предметов в ряду, усложнение деталей (5-6 предметов) и темы задания;
- старше 7 лет: сюжет усложняется, увеличивается количество деталей на картинке, выбираем характеристики предметов.
Найди пару
Развиваем мышление и ищем пару по смыслу, какие предметы связаны между собой.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: отличие по размеру, цвету, форме, количеству элементов;
- от 5 до 7 лет: отличие по назначению, принадлежности к группе, характеристикам предмета, ориентации в пространстве, отсутствию/ наличию мелких деталей;
- старше 7 лет: отличие по нескольким признакам, способу взаимодействия с предметом.
Что изменилось?
Ребенок смотрит и запоминает расположение предметов, сюжет. Затем появляются изменения: меняется расположение или количество предметов, добавляются или исчезают детали предметов, меняется цвет, форма. Юный сыщик должен определить, что же изменилось.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: заменяется или убирается один предмет, меняется цвет;
- от 5 до 7 лет: заменяется или убирается 2-3 предмета, менее явные изменения: замена/добавление мелких деталей, поворот предмета, изменение цвета, формы;
- старше 7 лет: отличие по нескольким признакам.
Лабиринт
Ребенок готовит руку к письму, учится отслеживать взглядом путь и развивает концентрацию, проводя карандашом по линиям.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: широкие дорожки с малым количеством искревлений;
- от 5 до 7 лет: узкие дорожки, несколько путей, переплетение нескольких дорожек;
- старше 7 лет: сложные лабиринты с наличием мелких деталей и тупиков.
Собери картинку
Собираем картинку разрезанную на части.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: крупные детали пазла, простые сюжеты, количество деталей от 4 до 9 шт;
- от 5 до 7 лет: сюжеты с большим количеством мелких деталей, средний размер деталей, количество кусочком — от 9 до 24 шт;
- старше 7 лет: сложные сюжеты с мелкими деталями, большое количество деталей.
Найди отличия
Ребенок ищет отличия на картинках.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: отличие по размеру, теме изображения, количеству элементов;
- от 5 до 7 лет: отличие по назначению, принадлежности к группе, характеристикам предмета, ориентации в пространстве, отсутствию/ наличию мелких деталей;
- старше 7 лет: отличие по нескольким признакам, количеству элементов на картинке, реалистичности изображения.
Круги Эйлера
Ребенку требуется проанализировать условие и сделать вывод. Например, найти предмет оранжевый и съедобный.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: простые задачки с двумя условиями: цвет + размер, форма + размер, цвет + форма.
- от 5 до 7 лет: добавление в условие задачи качественные признаки предметов, классификацию предметов. Например, найти предмет, который ни мягкий и не игрушка.
- старше 7 лет: круги Эйлера, выбор по нескольким условиям.
Разгадай загадку
Загадываем загадки на различные темы, учим придумывать загадки.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: простые загадки;
- от 5 до 7 лет: загадки с подвохом, загадки на смекалку, загадки на малознакомые темы (финансы, космос, география);
- старше 7 лет: сложные загадки, требующие рассуждений, ребусы.
Что сначала, что потом?
Распредели картинки по порядку действий.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: отличие по теме и количеству элементов (бытовые предметы и действия, погодные явления).
- от 5 до 7 лет: отличие по принадлежности к группе, характеристикам предмета, ориентации в пространстве, отсутствию/ наличию мелких деталей;
- старше 7 лет: отличие по нескольким признакам, количеству элементов, способу взаимодействия с предметом, общей темой.
Подбери узор
Ребенок собирает узор, ряд или картинку, опираясь на визуальный шаблон.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: простой шаблон из 3-4 элементов, имеющие отличие по цвету, размеру, форме;
- от 5 до 7 лет: усложнение шаблона задания за счет добавления деталей, узоров, поворотов;
- старше 7 лет: разгадывание большого шифра, кода.
Найди тень
Ребенок ищет тень различных объектов, сравнивая её с оригиналом.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: отличие по размеру и количеству элементов, упрощённая тема;
- от 5 до 7 лет: отличие по группе и характеристике предметов, количеству деталей;
- старше 7 лет: наложение нескольких предметов друг на друга.
Найди предмет по описанию
Описываем один или несколько предметов разными способами и просим ребенка найти его.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: отличие по сюжетной линии, характеристике предметов, принадлежности к группе;
- от 5 до 7 лет: количество элементов и мелких деталей, усложнение темы задания: ищем предмет по нескольким признакам или их отсутствию;
- старше 7 лет: отличие по количеству элементов, усложнение темы и задания.
Найди одинаковые предметы
Выбор нескольких одинаковых предметов среди множества.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: отличие по размеру, количеству деталей и форме;
- от 5 до 7 лет: предметы имеют небольшие различия по форме, цветовой гамме, деталям;
- старше 7 лет: выбор одного предмета с минимальным отличием из множества похожих.
Выбери предмет
Выбери предмет по инструкции, для этого упражнения понадобится проявить внимательность.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: поиск предмета по одному признаку;
- от 5 до 7 лет: усложняется инструкция, добавляются несколько признаков;
- старше 7 лет: сложные инструкции, в которых обозначаются не только признаки предметов, но и способы взаимодействия с ними, детали, расположенеи в пространстве.
Чего не хватает?
Ребенок должен определить элемент, который подойдет в пустое место.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: простые элементы — круг, квадрат, треугольник;
- от 5 до 7 лет: более сложные элементы — геометрические фигуры, очертания предметов, произвольные фигуры;
- старше 7 лет: элементы с мелкими деталями.
Подбери ряд по смыслу
Требуется выбрать один предмет из нескольких, который будет подходить по смыслу определенному объекту.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: простой ассоциативный ряд: машинка — руль, ведерко — лопатка; выбор правильного ответа среди совсем не подходящих по смыслу;
- от 5 до 7 лет: создание смыслого ряда по характеристикам предмета, его назначению;
- старше 7 лет: усложняется добавлением дополнительных инструкций.
Собери головоломку
Танграм — это набор из семи фигур, которые надо собрать в определённом порядке. В зависимости от возраста, можно выбирать фигуры разной сложности и собирать квадраты, животных, виды транспорта.
Степень сложности:
- от 2 до 4 лет: небольшое количество элементов;
- от 5 до 7 лет: увеличение количества деталей и усложнение сборки элементов;
- старше 7 лет: отличие по количество элементов, фигурам и сборке деталей.
Квадраты Никитина
Базовая головоломка для развития восприятия цвета, внимательности, координации рук и образного воображения. Степень сложности в зависимости от возраста разная, от простых уровней к более сложным.
Сложность выполнения
- от 2 до 4 лет: небольшое количество элементов;
- от 5 до 7 лет: усложнение сборки заданных фигур, увеличение количества элементов;
- старше 7 лет: высокий уровень сложности сборки деталей, большое количество элементов и квадратов на поле.
Почему важно развивать логическое мышление у дошкольников
- Дети, обладающие развитым логическим мышлением, легче воспринимают новое, лучше анализируют и быстрее делают выводы. Например, если ты хочешь съесть пирог, то понимаешь, что сначала его нужно приготовить: замесить тесто, подготовить начинку и поставить выпекаться в духовой шкаф.
- Логическое мышление формирует навык сомневаться и искать подтверждение словам. Ежедневно дети сталкиваются с потоком разной информации, и умение критически относиться к ней играет важную роль. Развитая логика помогает ребенку оценить источник информации, задать уточняющие вопросы и сделать выводы на основе фактов, а не эмоций.
- Еще одним важным аспектом является то, что логическое мышление развивает умение общаться и налаживать контакты с другими людьми. Умение слушать, приводить факты и защищать свою точку зрения помогает детям находить общий язык с окружающими, понимать и уважать мнения других.
- Наконец, умение рассуждать последовательно и делать выводы связано с формированием самостоятельности и здоровой самооценки. Дети чувствуют себя более уверенными в кругу сверстников и в общении со взрослыми.
Найти еще больше заданий для развития логики можно и в других статьях:
Как научить ребенка играть в шахматы
Интересные задачи по геометрии и геометрические головоломки
эксперт сайта интеллектуального развития детей IQsha
Надежда Васильева,
онлайн педагог, эксперт раннего развития дошкольников, игровой практик IQsha.ru