Сортируем фигуры

Одно из самых полезных занятий для малышей 2-3 лет - сотрировка предметов по различным признакам. Давайте сделаем учебное пособие, которое поможет нам сортировать фигуры, а также развивать мелкую моторику.

Как сделать

Для фигур из цветной бумаги или картона можно воспользоваться фигурным степплером, а при его отсутствии поработать ножницами. Основой для наклеивания фигур могут стать обычные пластиковые кружочки от известных нам упаковок: молока, растительного масла, ряженки или снежка и т.п. Основу можно подготовить и самим из любого плотного материала.

Как играть

Конечно же, если игровой материал получается мелким, работать с ним ребенок может только под наблюдением взрослых. Чтобы малыш смог с раннего возраста приучиться отличать учебные занятия от развлечений, оформите пособие особым образом: складывайте фишки в красивую коробочку, или в отдельный ящик. Доставайте пособие только если готово рабочее место (на столе нет крошек и лишних предметов), вымойте руки перед работой с бумажными фишками, если они у вас не будут заламинированными (ламинировать мелкие бумажные детали в домашних условиях очень просто - достаточно поместить их между полосками широкого скотча, который обрезается по контуру).

Сортируем фишки

Для начала предложите ребенку развезти кучу фишек по своим "домикам". "Домики" легко сделать из формы для льда или выпечки. Не бойтесь активно подключать игровой сюжет - доктор приходит к своему больному, такси приезжает к своему подъезду, мальчик приходит смотреть выбранный мультфильм,  повар готовит по своему рецепту и т.п. Чем активнее задействована фантазия, тем лучше - эффект от обучающих действий будет тем выше, чем более ваш малыш включится эмоционально и чем меньше он заметит присутствие обучающих элементов. При грамотной организации занятия учебные пособия становятся любимыми игрушками детей, с которыми они готовы проводить большую часть досуга.

Сортируем по форме

Подготовим большие игровые поля, соответсвующие геометрическим формам на фишках, но не соответствующие им по цвету. Задача ребенка - разложить на полях фишки с такими же по форме фигурами, не обращая внимания на цвет фигур. 

Повтори узор

Выкладывайте из фишек произвольный узор и просите малыша повторить такой же. Чем младше ребенок, тем более легкие задания готовьте для него. Для подсказки приведем по уровню сложности возможные задания:

  • фишки с разными фигурами одного цвета или одной фигурой разных цветов выложены квадратом 2х2, 3х3. Используем простые знакомые формы - круг, квадрат, треугольник
  • в одной строчке чередуются 4-5 фишек одного цвета или с одной геометрической фигурой, но разных цветов
  • квадратом 3х3, 4х4 выкладываются разные по форме и цвету фигуры, добавляем 1-2 незнакомые фигуры (сердечко, звездочка, ромб, овал и т.п.)
  • в строчке 5-6 фигур одного цвета или одной формы чередуются в определенной последовательности
  • сторона квадрата расширяется: используем 4х4, 5х5 и т.п. Количество используемых фигур постепенно доводим до 8-9
  • выкладываем из фигур сложную форму, просим ребенка повторить ее рядом на пустом участке стола

Выкладываем ряды

Предложите малышу выложить целый ряд фишек, в котором:

  • все фигуры одинаковые
  • цвета фигур одинаковые
  • все фигуры разные
  • разные все цвета
  • чередуются цвета: желтый, оранжевый, синий, зеленый (чередование цветов сообщайте устно - заодно потренируем память)
  • чередуются формы: квадрат, звездочка, овал (усложняйте последовательность, добавляя со временем по одной фигуре в задание - заодно увеличим объем слуховой и зрительной памяти) 
  • чередуются большие и маленькие фигуры (да-да, можно сделать и такой набор фишек)
И в задании с выкладыванием рядов тоже используйте фантазию и сочиняйте сюжеты. "Лягушка отправилась в гости на соседнее болото. Она может прыгать по кувшинкам, на которых есть красные, синие и оранжевые фигуры, давай их так и положим". "Бабушка Таня будет гладить то большой квадратный платок, то маленькую круглую скатерть. Давай покажем, как". "Кондитер выпекает пирожные: большое красное сердечко, маленький зеленый квадрат, большую желтую звезду, маленький синий овал".
 

Не забывайте, что все хорошо в меру, и научитесь останавливать занятие чуть-чуть раньше, чем оно наскучит ребенку, даже если на первых порах оно будет длиться 3-5 минут. Поверьте, придумывая ежедневно коротенькие содержательные задания, вы получите потрясающий результат - малыш не только научится распознавать фигуры, но и потренирует логическое мышление, память и внимание. А в качестве закрепления можно ответить и на вопросы Айкьюши в наших заданиях.

Фото: minne-mama blogspot com

Материал подготовлен Натальей Жеребиловой

Понравилось? Поделитесь с друзьями: