Многие родители замечали, что особо сложно научить дошкольника понимать время по циферблату со стрелками и называть его, не смотря на то, что ребенок знает буквы, знает цифры, схватывает все на лету. Спешить с освоением часов не стоит, но лет в 6-7 старшим дошкольникам вполне по силам ориентироваться по собственным наручным часам.
Часовая система, если разобраться, является действительно сложной и двойственной системой (часы считают с 1 до 12, а минуты - с 1 до 60). Задача родителей - постепенно и последовательно ознакомить ребенка с обеими системами и закрепить уверенное владение ими.
Прежде чем научить малыша узнавать время по часам со стрелками, вам следует убедиться в следующем:
- Ребенок умеет считать до 12, а если вы осваиваете часы и минуты одновременно - то до 60. Иначе ваши усилия окажутся напрасными, занятия не будут иметь никакого результата, а ребенок надолго сохранит неприязнь к тем заданиям, в которых нужно узнать время или посчитать разницу во времени.
- Ребенок хорошо считает в уме, в том числе считает пятерками. Умение считать 5... 10... 15 и так далее можно сформировать в пять - пять с половиной лет, поэтому к старшему дошкольному возрасту, при условии регулярных занятий, проблем с этим не возникнет. А вот пригодится это умение как раз в определении места большой стрелки на циферблате.
В наше время существует множество методов обучения ориентации во времени по часам. Мы представим вам два наиболее распространенных и эффективных метода, которые подходят самым разным деткам.
Метод 1. «Большие часы»
- Вам необходимо обзавестись большими часами, на которых отсутствует стеклянное или пластиковое покрытие, и имеются большие стрелки, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать. Учебные пособия такого типа довольно дороги, можно обойтись обычными дешевыми настенными часами, сняв с них стекло.
- Объясните ребенку, что большая стрелка обозначает часы. Держите минутную стрелку на 12, а часовую стрелку ставьте в разные позиции. Расскажите о том, что когда большая стрелка находится на 12, то маленькая показывает, какое сейчас время, в часах. Разрешите ребенку самому передвигать стрелку, пока он не привыкнет и не начнет уверенно определять, который час.
- Объясните, что большая стрелка обозначает минуты. Держите маленькую стрелку на выбранном часе, а большую двигайте по кругу и рассказывайте, что обозначает каждая позиция. Начните с 5 минут, и двигайтесь дальше, пока ребенок не поймет закономерность. Разрешите своему чаду самому передвигать стрелку, давая разные задания.
- Объедините две системы в одну. Начните с простого времени, например 1:05, 12:30, 7:45. Освоив этот этап, уделите особое внимание такому сложному времени, как 3:47 (приблизительно без десяти четыре), 9:59 (почти десять часов, без одной минуты десять) и т.п.
- Закрепите выученный материал. Попросите ребенка показать определенное время, используя как интересные, так и обыденные ситуации (когда мы обедаем, когда папа возвращается с работы и т.д.). Разрешите ребенку проверить вас, пусть он сам загадает время, а вы должны показать его на часах.
Метод 2. «Нарисованные часы»
- Научите малыша рисовать изображение часов на бумаге. Для того, что бы сделать это занятие более интересным, вырежьте бумагу круглой формы, или используйте тарелку. Затем, разделите этот круг на 4 части с центральной точкой. Отметьте каждую четверть: 12, 3, 6, 9.
- Разделите эти четверти на «дольки». Разрешите ребенку разукрасить эти дольки, как ему захочется. Позже, ассоциация с цветом сделает запоминание более легким. Часы со стрелками: обучение играя.
- Используйте карандаш, чтобы показать часовую стрелку. Передвигайте его по часовой стрелке, фиксируя в разных позициях. Например, первая долька (красная или зеленая) – это один час, зеленая - 2 часа и т.д. Разрешайте ребенку самому проделывать манипуляции с карандашом-стрелкой, пока он не уловит смысл.
- Нарисуйте вторые часы, которые обозначают минуты. Эти часы не нужно делить на четверти и дольки, и разукрашивать их. Во время работы с минутами в этом нет необходимости.
- Используйте фломастер, чтобы объяснить работу минутной стрелки. "Передвигайте" ее по кругу, обозначая разными цветами, и объясните ребенку, на какой промежуток часа укажет каждая позиция.
- Используйте сточенный карандаш и фломастер, чтобы объяснить, как идут часы. Убедитесь, что маленький карандаш показывает часы, а большой фломастер – минуты. Для начала, спросите у малыша простое время (2:30, 7:10) и переходите к более сложным комбинациям (3:43, 8:57).
- Закрепите новый материал, разрешая ребенку самому спросить вас время.
Когда ваш ребенок начнет немного разбираться, используйте различные раскраски, книжки, картинки и игры, чтобы автоматизировать его навыки.