Пальчиковая гимнастика для дошкольников
“Сорока-ворона кашу варила…” — эта лёгкая считалочка известна всем с самого рождения. И не случайно! Ведь ещё наши прапрабабушки играли с пальчиками своих деток и приговаривали этот стишок. Зачем же они это делали?
А вот зачем: с самого рождения двигательная активность пальцев и кистей рук имеет чрезвычайно важное значение в развитии малыша. Учёными-физиологами уже давно доказано, что между развитием мелкой моторики и всех высших психических функций ребенка существует прямая связь. Мышление, внимание, восприятие, память и, конечно, речь задействованы в процессах, связанных с мелкой моторикой. Доказано, что двигательная активность кистей рук стимулирует речевые зоны головного мозга, так как они расположены рядом с зоной мозга, которая отвечает за развитие моторики кистей и пальцев.
В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог, создатель педагогической системы, писатель.
Вряд ли, конечно, наши прапрабабушки знали о научных достижениях в области нейропсихологии и поэтому делали пальчиковую гимнастику детям. Но современные мамы и педагоги играют с детьми в пальчиковую гимнастику уже осознанно.
Пальчиковая гимнастика — это универсальный, легкий и действенный способ не только весело поиграть с ребенком, но и развивать мозг своего любимого малыша. Помимо этого пальчиковая гимнастика помогает готовить руку ребёнка к письму. Для того, чтобы сделать пальчиковую гимнастику, не обязательно знать много детских стихов и песенок, не нужно оканчивать курсы и получать образование. Всё очень просто! Например, пальчиковая гимнастика может быть такой: массаж рук, игры с маленькими мячиками и игры с пальчиками.
Массаж
Массаж пальчиков можно начинать с самого рождения. Легкие поглаживания, растирания, сгибание и разгибание каждого пальчика, проминания суставчиков — это уже чудодейственный способ, тонизирующий малыша и его нервную систему.
В возрасте 3 лет дети могут начинать делать самомассаж пальчиков. Просто показывайте упражнения на себе, и ваш малыш будет с удовольствием их повторять. Не забывайте массировать не только ладони и пальцы, но и тыльную сторону кистей рук. Делайте массаж под весёлую песенку или проговаривая весёлый стишок.
Пальчик указательный (проминаем палец)
У меня внимательный: (растираем снизу вверх)
Всё на свете замечает, (сгибаем - разгибаем палец)
Про меня не забывает. (делаем пальчиком круг)
Пальчик средний — молодец, (проминаем палец)
Удалец и сорванец. (растираем палец)
Этот пальчик — безымянный, (проминаем палец)
Отдыхает постоянно. (растираем палец)
А мизинчик сладенький, (проминаем палец)
Словно виноградинка. (растираем палец)
И большой, умелый, (проминаем палец)
Пальчик самый смелый. (растираем палец)
Уложились на бочок — (сгибаем — разгибаем)
Получился кулачок! (делаем кулак)
Пальчиковые игры с мячами
Играя с массажными мячиками, малыши не только массируют ручки и готовятся к освоению навыка письма, но учатся манипулировать с предметами, развивают “мышление в действии”. Для игр выбирайте самые разные мячики — от совсем маленьких до больших, гладкие и колючие, резиновые и пластиковые. Таким образом вы будете развивать восприятие и пространственные представления ребенка.
Мячик в руки мы возьмём,
Покатаем и потрём.
По ладошкам вверх и вниз,
Пальцами ты пробегись.
Крепко мы его сожмём
И погладим, разотрём.
Чтобы ручки развивать,
Нужно с мячиком играть.
Пальчиковая гимнастика для малышей
Малыши познают окружающий мир через игру. Поэтому и все упражнения пальчиковой гимнастики нужно делать весело и непринуждённо.
Гули-гули, голубок, (ладошками делаем машущие движения)
Принеси нам башмачок! (просящий жест ладошкой)
Синенький, хороший, (гладим одной ладонью тыльную сторону другой)
В белую горошину. (тыкаем указательным пальчиком по ладошке)
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников
С возрастом дети всё активнее начинают играть, развивается их воображение. Для них пальчиковая гимнастика становится более разнообразной.
Молоточки тук-тук-тук, (кулачки стучат одновременно)
Сделаем руками круг (широкий жест, каждая рука описывает полукруг)
А ладошки хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем в ладоши)
Сели бабочки на лоб (ладошками дотрагиваемся до лба несколько раз)
Дождик с тучки кап-кап-кап, (по очереди стучим указательными пальчиками стучим по коленке)
Вырастает баобаб (растираем ладони, широкий жест руками вверх).
Мы по лужам шлёп-шлёп-шлеп, (хлопаем ладошки по очереди по коленкам)
Это маленький потоп (“бежим” пальчиками от коленок до ступней).
Пальчиковая гимнастика для старших дошкольников
Для будущих дошкольников очень важно иметь хорошо подготовленную к письму руку и развитые усидчивость и воображение. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут дошкольникам заложить хорошую базу перед школой. Также для разнообразия вы можете использовать различные предметы, например, карандаши, нитки, платочки.
Вот несколько вариантов использования обычных карандашей в пальчиковой гимнастике:
— покатать карандаш между ладоней, по тыльной стороне руки;
— нажимать карандашом на подушечки каждого пальца;
— крутить пальчиками карандаш на столе;
— проводить линии от локтя до кисти по всей поверхности рук;
— накручивать на карандаш нитку или верёвочку;
— стучать карандашами друг о друга.
Я беру карандаши
И рисую от души:
Кошка, солнышко, птенец
И зелёный огурец,
Две ромашки и бобёр,
И расписанный ковёр,
И костёр на берегу -
Все нарисовать могу!
Что же прячется в ладошке?
Приоткрой её немножко,
Аккуратно загляни.
Что внутри там? Посмотри!
Это карандашик,
Для наших разукрашек!
В пальцах мы его покрутим,
Вверх и вниз его опустим,
Крепко в кулачок сожмём,
В воздухе писать начнём.
А ещё возьмем платочек,
Скрутим ему уголочек,
Завернём наш карандаш
И ручкам сделаем массаж.
Постучим и покатаем,
Пальцам ловкости желаем.
Как же стало хорошо!
Будем мы играть ещё!
Не стоит забывать, что кроме пальчиковой гимнастики есть ещё много способов развивать мелкую моторику и готовить к письму руку будущего школьника. Лепка, различные техники рисования, работа с ножницами и клеем, шнуровки, мозаика, конструктор и игры с крупами — все эти действия активно формируют мышцы рук ребёнка, тем самым активно развивая дошкольника.
Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru