Трехлетних детей начинают обучать счету в пределах пяти. Обучение счету состоит из двух этапов: умение отвечать на вопрос сколько? и какой по счету? А лучший помощник при изучении счета в пределах первой пятерки – пальчики ребенка.
Запоминаем названия чисел
Вначале разучите с ребенком названия чисел: один, два, три, четыре, пять. Следите, чтобы числительное один дети не заменяли словом раз. Дети часто употребляют слово раз, так как оно используется в различных детских стихах и считалках (например: Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять!). При чтении таких стихов по возможности заменяйте «раз» на «один». Разучите с ребенком стихотворение (рассказывая его, поочередно разгибайте пальцы):
Один, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять -
Раз, два, три, четыре, пять!
В случае, если ребенок продолжает употреблять «раз», спрашивайте его: можем ли мы сказать «раз мишка» или нужно говорить «один мишка»? После того, как малыш запомнил названия числительных, переходите к тренировке количественного счета.
Определяем количество предметов
Ребенку необходимо научиться соотносить группы, содержащие 1, 2, 3, 4, 5 предмета с соответствующими числительными. Для того, чтобы ответить на вопрос, сколько предметов в той или иной группе, ребенку предстоит их сосчитать. Научите ребенка правилам счета: в процессе счета указывают на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой. Назвав последнее числительное, нужно сделать вывод – сколько же всего предметов. Следите, чтобы ребенок правильно согласовывал числительные с существительными (две вишни, а не два вишни). Для закрепления навыков счета используйте разнообразные игровые упражнения, построенные на том, что детям предлагается пересчитать игрушки, определить, хватит ли куклам посуды, найти нужное количество предметов. Вначале ребенку сложно воспринимать на слух информацию с числительными. Нарисуйте на карточках образец (например, три кружочка) и просите принести столько игрушек, сколько кружочков на карточке. Также важно в процессе обучения задействовать другие анализаторы: искать предметы на ощупь, вести счет движений. Например, можно считать игрушки в мешочке, пуговицы. Считая движения, можно предложить детям присесть или попрыгать столько раз, сколько кружочков на карточке или сколько на столе игрушек. Когда ребенок освоится с заданием, называйте команды, используя числительные (например, хлопни в ладоши 3 раза).
Учим порядковый счет
После усвоения количественных числительных переходите к изучению порядкового счета, при котором каждый предмет получает свой номер в ряду, номер по порядку. Главное правило: при определении порядкового номера принято считать слева направо, если не указан другой порядок. С помощью пальчиковой игры выучите названия порядковых числительных:
Один, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать:
Первый мы зовём - большой,
Указательный - второй,
Третий палец - средний самый,
А четвёртый - безымянный,
Ну а пятый - наш любимчик,
Самый маленький, мизинчик.
Для закрепления порядкового счета выполняйте упражнения на нахождение предмета по его порядковому номеру, расположения игрушек в указанном порядке.
Тренируйте количественный и порядковый счет в повседневной жизни, используйте подсчет в играх – и ваш малыш без труда усвоит счет в пределах первой пятерки!