Учим буквы в игре

Как же много букв в нашем алфавите! Нам необходимо не только научить ребенка называть их, но и различать на письме, находить в любых словах и уметь связывать буквы друг с другом. Прежде чем начать обучение, вспомним простые правила, которые помогут правильно познакомить малыша с буквами. Не стоит называть буквы так, как мы проговариваем их в алфавите. Гораздо проще для детского восприятия «неправильное», но легкое, звуковое называние букв – не эм, а м, не ща, а щ. Так ребенок быстрее научится соединять буквы в слоги, и, в дальнейшем, читать. Начать обучение лучше всего с тех букв, которые встречаются чаще всего и которые ребенок легко выговаривает. Сложные шипящие можно выучить позже, а первыми для изучения возьмите гласные.

  • Чтобы весело и легко выучить буквы, поиграйте в "Алфавитное лото". Сначала проговорите с ребенком буквы, которые вы хотите выучить и найдите дома предметы, название которых начинается с этих букв (например, с – стол, о - окно). Важно, чтобы ребенок знал и мог назвать все вещи, которые будут выбраны для обозначения буквы. Дальше пусть малыш с вашей помощью нарисует предметы на листах картона, а вы сами на другой бумаге напишите буквы. Осталось только разрезать рисунки и буквы, и ваше лото готово! Таблички с рисунками возьмите себе, а буквы отдайте малышу. Покажите ребенку картинку и попросите его найти букву, с которой начинается слово. В начале, чтобы не было сложно, предложите выбрать из двух букв, а потом усложняйте задачу. Такая игра помогает не только выучить буквы, но и способствует развитию зрительной и слуховой памяти. Потому что вы с ребенком не только проговариваете букву, но и вместе рисуете вещь-ассоциацию с ней.
  • Вариантом игры в алфавитное лото может стать "Веселая Лотерея". Начертите на листе бумаги табличку с любым количеством клеток. В одних клетках нарисуйте вещи, животных, растения, птиц, которые ребенок может назвать. В других напишите буквы, которые хотите повторить. Объясните малышу, что сейчас вы будете играть в веселую лотерею, и если он зачеркнет все правильные клеточки, то получит приз. Называйте вперемежку с буквами названия птиц, растений, животных. Пусть ребенок зачеркивает нужные клеточки. Если малыш не может выбрать определенную букву, подскажите, назвав предмет, начинающийся с нее. Со временем можно усложнить задание, называя вещи и буквы, которых нет в табличке. Не забывайте после каждой игры уделить вниманием ошибкам, исправив их с ребенком. Игра помогает запомнить и повторить не только буквы, но и многие вещи и определения.
  • Для повторения изученных букв и обучения новым поиграйте в "Буквенные прятки". Возьмите несколько листов бумаги разного размера и нарисуйте на каждом букву. Потом спрячьте листочки в квартире так, чтобы были видны уголки листов. Скажите ребенку, что буквы решили сыграть с ним в прятки, и предложите ему их найти. Малыш будет весело отыскивать знакомые буквы за шторой, под диваном, в кармане куртки или у горшка с цветком. Чтобы лучше запомнить новые буквы, спрячьте их под предметами, названия которых начинаются с них. Буквенные прятки полезны и тем, что способствуют развитию внимания и наблюдательности. Попробуй-ка отыскать букву Й в квартире!
  • Следующая игра под названием "Буквы в домике" поможет запомнить написание букв и умение их различать. Возьмите несколько листов цветного и белого картона и разрежьте их на карточки. На белом картоне напишите букву, а в цветном вырежьте полоски или дырочки разной формы и размера так, чтобы была видна только часть буквы. Теперь накройте цветными карточками белые. Пусть ребенок, увидев часть буквы в «окошке», попробует угадать и назвать ее. Если малыш затрудняется в ответе, накройте букву карточкой с окошком другой формы или размера.
  • Ребенок быстро запомнит новое, если обучение и игру совмещать с физическими упражнениями. Сделайте «буквенную» дорожку, распечатав алфавит для детей на альбомных листах. Потом разложите листочки по комнате и предложите малышу пройти по ней. Сложность игры в том, что нужно не только вспомнить букву, на которой стоишь, но и назвать слово, имя или предмет, начинающийся с нее. Если ребенок ошибается, то ему необходимо попрыгать с мячом, сделать несколько приседаний или побегать на месте. Только тогда он может сделать следующий шаг.

Чаще повторяйте и учите буквы, собирая их из подручных предметов – карандашей, ложек, макарон или машинок. Для запоминания графического облика букв рисуйте их друг другу на спине и пробуйте угадать, или лепите их из снега, песка, пластилина и теста. Немного фантазии и выдумки, и ваш ребенок научится видеть и называть буквы в каждом предмете и явлении окружающего мира.

Анастасия Юрикова,

методист сайта IQsha.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями: