Учим ребенка читать

Родители всеми силами пытаются дать своему ребенку все самое лучшее, что у них есть.  Когда ребенок подрастает, важную роль играет участие родителей в процессе развития. Именно они должны приложить максимум внимания и времени потребностям ребенка. Большинство мам и пап начинают переживать, почему ребенок еще не разговаривает, почему он не так произносит, как научить малыша изъясняться. И рано или поздно перед родителями возникает еще одна нелегкая задача – а как же научить ребенка читать: различать буквы между собой и закрепить смысл за их сочетаниями.

В наше время существует множество различных программ и справочников, которые смогут помочь в этом нелегком деле. Некоторые родители обращаются к специалистам в данной сфере с медицинским образованием, ведь способность различать буквы и складывать их в слова зависит от способностей мозга. Но вам не о чем беспокоится, так как главное для обучения у вас уже есть – знание алфавита; вам стоит проявить лишь чуточку фантазии.

Множество логопедов и лингвистов по всему миру с давних времен пытаются найти ответ, как лучше и наиболее эффективно обучить ребенка алфавиту. Благодаря их опыту и достоянию сейчас выделяют множество методов, которые окажутся вам полезными.

 

Одним из современных является метод Сергея Полякова. Его суть заключается в том, что сначала ребенка нужно обучить гласным буквам, а потом уже и согласным.  Автор говорит, что гласные в русском языке имеют свою пару, например А-Я, О-Ё, Ы –И, У- Ю, Э-Е. 

Они, в свою очередь, рифмуются; можно их учить, как стишок «Это –А, Это- Я, Это -У, Это –Ю».  Не менее важную роль играет зрительная наглядность. Рекомендуется взять листы бумаги и на них нарисовать эти буквы: "большие" гласные (несмягчающие) – красным цветом, их пары (мсягчающие) – синим. Когда вы произносите звуки, вы еще и показываете, как этот звук обозначается на письме. По принципу одной сложности за раз, лучше брать две пары за одно занятие. Каждое такое занятие следует закреплять играми, которые помогут ребенку расслабиться и запомнить материал. 

«Прятки»

Следует накрыть меньшие карточки большими, и поменять порядок их расположения. Нужно рассказать ребенку, что маленькие братики попрятались под большими и их нужно найти.

Таких игр множество, родители могут сами изобретать их по вкусу ребенка. Например, показывать буквы на карточках, а малыш должен их произнести; или наоборот, на слух должен из ряда букв выбрать подходящую. Каждое занятие нужно давать новые пары по этому принципу, повторяя уже выученные.

Соответственно методу Мура, ребенка сначала обучают названию букв и соответствующим им звукам. Малыша вводят в кабинет, в котором стоит прибор, похожий на печатную машинку. Когда ребенок нажимает определенную букву - звучит соответствующий звук. Много современных развивающих игрушек созданы по этому принципу. Выучив названия букв и символов (цифр), ребенок сможет выполнять задание: набирать на печатной машинке серию букв или символов. Постепенно ребенок переходит к набору коротких слов и простых предложений. 

 

Способ обучения чтению Глена Домана подразумевает обучение чтению целыми словами. Ребенок запоминает образ слова и смысл, связанный с ним, поэтому когда он приступает к чтению простых текстов, у него не тратится время на сложение букв в слова, а понимание смысла текста происходит гораздо быстрее и точнее. Метод Глена Домана разрабатывался для американских детей и, к сожалению, имеет низкую эффективность в языках, в которых большая часть смысла слова передается через приставки, суффиксы и окончания, а не через порядок слов в предложении. 

Не менее известным и довольно эффективным является метод Зайцева. Николай Зайцев решил, что ребенку намного легче усвоить слова, когда они разделены на склады. В них намного проще соединять буквы между собой. Он изобрел кубики, на гранях которых есть разные склады. Играя кубиками, ребенок сам составляет слова из складов. Родителям следует лишь немного подталкивать ребенка в правильном направлении.

Современные ученые склонны считать, что изучать алфавит для детей по одной букве бесполезно. Для освоения навыка чтения ребенок должен «купаться» в буквах и воспринимать их целостно. Поэтому и существую методы чтения целых слов и целого текста. Имеется в виду, что ребенку предоставляется небольшой текст, стишок, пару строк, и слушая их он следит за тем, что написано. Так он осознанно воспринимает информацию и понимает связь между буквами и звуками.

Не смотря на то, что методов и способов обучения чтению множество, родителям необходимо помнить: 

  1. Обучение должно происходит в игровой форме, вызывать только положительные эмоции и веселье.
  2. Необходимо обеспечить зрительную и слуховую наглядность, так как в дошкольном возрасте только они сопутствуют быстрому и качественному запоминанию.
  3. Занятия нужно проводить регулярно, благодаря чему ваши старания будут иметь результат.

Яна Косяченко 

Понравилось? Поделитесь с друзьями: