Знаете ли вы, что устный счет повышает скорость мышления и улучшает память детей? Никто не будет спорить, что эти приятные бонусы облегчат жизнь нашим детям. Так что давайте учиться устному счету играя!
Когда начинать
Начинать считать вслух разные предметы окружающего мира можно с самого раннего возраста. Самое оптимальное время - месяцев с восьми-девяти. Считайте предметы одежды, собираясь на прогулку: “вот одна варежка.... вот две варежки”. Пропевайте счет шариков на погремушке, предупреждая: “Вот мы посчитаааем, одииин, двааа, триии”. Наберитесь терпения: до начала активной речи ребенок может не демонстрировать вам, что он понимает счет. Мой сын в годик в ответ на предложение “давай посчитаем, сколько тут собачек” тыкал в книжку пальчиком довольно беспорядочно, выкрикивая “ся-си-си-ми-ми!”. Но довольно быстро выбирал по просьбе картинки, на которой было изображено один и много предметов, где было две, а где - три одинаковых картинки и т.п. Не останавливайтесь, продолжайте развивать навык устного счета!
Как считать?
Присмотритесь к малышу. С легкостью ли он переносит сидение за столом больше двух минут? Может быть, целесообразно считать вслух прыжки через “пропасть” (лист бумаги на полу), или сколько раз мячик стукнется об стену, или попадания кубиком в корзину для белья? Подойдите к процессу творчески и делайте все для того, чтобы счет для ребенка был увлекательным и захватывающим занятием.
Счет наглядный
Самый первый этап освоения счета - счет того, что мы видим и на что показываем. С точки зрения мышления маленького ребенка это довольно сложная логическая операция. Ведь видит он, к примеру, пирамидку или погремушку, да еще и не одну, да еще и разные, а слышит или называет совершенно другие слова - какие-то “один” и “два”... Не ленитесь проводить занятия по наглядному счету как можно чаще. После четырех лет пробуйте решать простые задачи, используя предметы-заместители. К примеру, задачу “В детском саду нянечка положила на блюдо три яблока, а Петя взял одно. Сколько яблок осталось на блюде?” - решайте с помощью цветных карандашей, деталей конструктора, палочек для канапе, пуговиц... Скажите: “Давай это будут как будто яблоки”. Таким образом к наглядному мышлению вы постепенно подключаете абстрактное.
Счет абстрактный
Счет в уме, без подкрепления предметами или картинками и даже предметами-заместителями - для дошкольника высший пилотаж. Однако овладев навыком абстрактного счета, умением решать в уме примеры и задачи, дошкольник без труда справится с курсом математики в начальной школе, а это основа основ. Начинайте с простейших примеров и задач в пределах пяти. Как следует отработайте и сложение, и вычитание в уме. Подбирайте как можно более разнообразные и неповторимые условия задач, берите их из жизни. Даже при условии, что дошкольник уверенно складывает и вычитает числа в примерах, построение образа условий задачи требует от него много умственных сил, запутывает, сбивает с мысли о счете. Важно научить малыша видеть внутренним взором “кино” про задачу - представляя объекты в уме, их легче сосчитать. Этот навык очень поможет обучаться и в подготовительной группе детского сада, и в школе.
До скольки считать?
Темпы развития математического мышления детей очень разные. И зависят они не только от интенсивности занятий, но и от природных способностей, а также от формы выбранных упражнений. Некоторые дети в пять лет решают примеры в уме в пределах двадцати, а некоторым и в первом классе сложно прибавить два к трем и понять, что прибавить три к двум - это то же самое. Прежде чем перейти к следующей ступени счета, убедитесь в том, что, помимо счета вслух, ваш дошкольник уверенно владеет счетом “про себя”. Попросите посчитать предметы молча, а потом сказать, сколько их.
- В два года, как правило, большинство малышей хорошо считают до трех или пяти и различают понятия “много - мало”, “больше-меньше” (разница должна быть значительной: к примеру, две вишенки и десять).
- В три года осваивайте порядковый счет до десяти, а в четыре начинайте решать примеры и задачи в пределах первого десятка.
- Ближе к пяти годам начинайте осваивать числа второго десятка. На их запоминание уйдет достаточно времени, так как малыши часто путают слова “двенадцать” и “двадцать”, “пятнадцать” и “пятьдесят” и т.д.
- В пять-шесть лет практикуйте решение примеров до 10, а также счет до 20 в уме, а также начинайте считать парами: два-четыре-шесть, один-три-пять и т.п. Пробуйте решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати. Закрепляйте решение задач до 10, при необходимости используйте предметы-заменители для наглядности (карандаши, кубики, конфеты подойдут).
Подчеркну, что рекомендации эти относятся к “среднестатистическому” ребенку и, конечно же, требуют поправок на особенности развития именно вашего дошкольника. Главное - старайтесь учиться ежедневно и делайте занятия математикой как можно более непохожими друг на друга.
Наталья Жеребилова,
редактор сайта IQsha.ru