Геометрическая мозаика - не только яркий прием аппликации, но и замечательный способ объяснить ребёнку математику дробей. В зависимости от возраста ребёнка объясняйте ему части целого, простейшие геометрические фигуры или состав числа.
Всё, что вам понадобится - это листы плотной белой бумаги формата А5 (с тетрадный лист) и много заранее нарезанных из цветной бумаги больших и маленьких квадратов, прямоугольников, треугольников. Для того чтобы занятие было по-настоящему эффективным, позаботьтесь о том, чтобы фигуры по размеру отличались друг от друга ровно в 2 раза. Исключение могут составлять прямоугольники: на этом занятии создадим им пропорции в два или в три квадрата. Теперь берите фигуры, намазывайте клеем и старайтесь заполнить ими всё пространство белого листа. А упражнения для домашнего занятия мы подскажем под фотографиями.
Большие и маленькие
"Сосчитай большие квадраты и маленькие треугольники", - можете попросить ребят помладше. Старшим дошкольникам необходимы более сложные задания на глазомер: "Как ты думаешь, во сколько раз зеленый треугольник больше красного? Сколько квадратов поместятся в фиолетовом прямоугольнике?".
Части целого
Составляйте на листе бумаги квадрат из треугольников, прямоугольники из квадратов и треугольников... А можно ли составить треугольник из прямоугольника, не пользуясь ножницами? Как? Принимайте любой ответ ребенка, важно чтобы итог соответствовал заданной фигуре. Согните прямоугольник по диагонали и наклейте на белый лист получившуюся сложную фигуру. Из каких более простых фигур она состоит? Сколько их поместится? Что получится, если согнуть квадрат пополам и приклеить только одну половинку?
Дроби
В примере Айкьюши (первая распечатка) наглядно видно, что на листе поместились три строчки фигур. Самая нижняя строчка - большой красный прямоугольник, он занимает ровно 1/3, то есть одну треть, одну из трех равных частей листа. Предложите ладонью или линейкой отметить середину листа. Где она будет проходить горизонтально (слева направо)? Где середина вертикальная (сверху вниз)? Проверьте, что коричневый прямоугольник занимает ровно половину красного. Так, с помощью частей целого, вы сможете объяснить ребенку деление - если, конечно же, он готов к этому объяснению по возрасту и проявляет интерес к числам. Если же нет, переходите к следующей распечатке.
Обсудите, какая фигура чьей половинкой является. Может ли маленький красный квадрат являться половинкой красного треугольника? Почему? Станет ли фиолетовый треугольник половинкой коричневого прямоугольника? Ответ дошкольника "он не подходит" вполне достаточен, похвалите малыша, скажите, что он правильно догадался. Рассмотрите квадрат в правой средней части нашей распечатки, состоящий из горизонтального голубого прямоугольника, зеленого и коричневого квадрата. Всего фигур три. Можно ли сказать, что один зеленый квадрат - это треть, или одна третья часть большого квадрата? Нет, потому что три эти части не равные, не одинаковые. Голубой прямоугольник и любой из квадратов, зеленый или коричневый, не одинаковы между собой. Поэтому равных частей в этом составном квадрате не три.
Коротких бесед с "заковыристыми" вопросами будет вполне достаточно для того, чтобы заинтересовать малыша темой дробей. А наша заключительная распечатка станет тренажером для развития ориентации в пространстве. Обратите внимание: черно-белый узор - двойное зеркальное отражение цветного, Фигуры словно отразили по диагонали. Сможет ли ребенок раскрасить соответствующие цветному узору фигуры в такие же цвета?
Видите, как много можно извлечь из такого простого занятия, как аппликация из геометрических фигур :) Прикрепляйте фотографии ваших домашних занятий и получившихся работ в комментариях!
Фото kidsactivitiesblog com
Материал подготовила Наталья Жеребилова