Ваш малыш любит подолгу заниматься с конструктором и с удовольствием пробует конструировать? Это прекрасно! Используете этот интерес для обучения вашего маленького конструктора! Конструктор является не только прекрасным развивающим материалом, который формирует усидчивость ребенка, развивают мелкую моторику и пространственное мышление. Конструктор можно использовать и не по прямому назначению. Конструкторские блоки являются прекрасным наглядным материалом при обучении математике, логике и даже чтению!
Сортировка по цвету, размеру и форме
Перед игрой и после занятий с конструктором побуждайте ребенка отсортировать фигуры по одному из признаков – цвету, форме или размеру. Привлеките интерес ребенка с помощью нестандартных приемов. Например, цветные блоки от конструктора можно поместить в бассейн с водой, а рядом поставить коробки соответствующего цвета. Ваш ребенок с удовольствием будет сачком или руками ловить детали и распределять их по контейнерам!
Последовательности
Выложите на столе, полу или строительной пластине простой образец, например, чередующиеся по цвету блоки. Попросите ребенка продолжить узор. Для начала малыш может «прочитать» узор, то есть проговорить «синий, красный, синий, красный». Проговаривание поможет ребенку быстрее понять закономерность. Затем можно усложнить образец, добавив другие признаки (размер, форма).
Определение сходства
Выложите в ряд три-четыре блока и попросите ребенка, чтобы показал все похожие, объясняя, по какому признаку похожи фигуры. Например, одни могут быть одинакового размера, другие – зеленого цвета.
Тренировка памяти
Составьте башню или узор из нескольких блоков (начинайте с трех-четырех деталей, постепенно увеличивая количество). Пусть ребенок запомнит эту конструкцию, а затем закроет глаза. Уберите одну деталь или измените расположение. Попросите ребенка рассказать, что изменилось.
Позиция в пространстве
С помощью конструктора можно эффективно изучать значения предлогов (над, под, возле) и тренировать навыки по определению позиции в пространстве (вверху, внизу или посередине, слева или справа, близко или далеко). К примеру, когда ребенок вас попросит помочь ему с элементом постройки, вы тоже попросите его о помощи: подай деталь, которая лежит справа от тебя, в самом верху и т.д. Возможно, малышу будет интересно сложить узор под вашим руководством: положи в центр красную длинную деталь, слева от нее - синюю квадратную, справа от нее - синюю квадратную, над этими деталями - маленькую белую деталь и т.д.
Учим буквы и цифры
Напишите буквы на скотче на бумажной основе или возьмите наклейки с изображением букв. Наклейте их на поверхность больших деталей. В процессе конструирования называйте детали, используя название буквы, например: давай возьмем деталь «О». Так в непринуждённой форме ребенок выучит буквы. Таким же образом вы можете пронумеровать детали от конструктора.
Следует отменить, что список идей на этом не ограничивается. В процессе конструирования вы можете закреплять ребенком понятия «больше» «меньше», «выше», «ниже», «короче», «длиннее» (меньше деталей – ниже башенка, больше – выше), порядковый счет, сложение, складывать по шаблонам, составлять из деталей лабиринты и даже использовать строительную пластину и квадратные детали для игры в «крестики-нолики»! Надеемся, развивающие занятия с конструктором принесут вам и детям немало удовольствия!