Дошкольники, как правило, легко выстраивают правильную последовательность событий по нескольким картинкам, что свидетельствует о высоком уровне логического мышления и способности к обобщению. Ребятам уже интересно понять не только последовательный ход событий, но отследить изменения с самими участниками событий.
Для этого они используют свое умение ориентироваться во времени, большой словарь обозначений времени (сегодня, вчера, позавчера, год назад, через 3 недели, в будущем и др.) и воображение, подкрепленное знаниями о природе тех или иных вещей.
Игра «Чем было раньше?»
Вы называете различные объекты, а ребенок должен ответить, чем они были раньше, до того, как появились. Можно меняться ролями. Примеры объектов: дом, платье, книга, птица, машина, яблоко, рисунок, хлеб, дождь и др. Рекомендуется по возможности выстраивать как можно более длинные цепочки. Например: хлеб раньше был мукой, мука — зерном, зерно — колосом, колос — зернышком.
Игра обучает последовательному анализу. Игру можно проводить с мячом, в быстром темпе перекидывая мяч друг другу.
Игра «Что/чем будем потом?»
Очень похожее на предыдущее упражнение, но теперь вы называете различные объекты, а ребенок отвечает, что с ними будет в дальнейшем.
Важно подчеркнуть, что возможен не один вариант развития событий, а несколько. Например, горошину можно съесть, или из нее вырастет новое растение.
Примеры объектов: мука, яйцо, кирпич, бумага, апельсин, картошка, снег, дерево и др. . Игру можно проводить с мячом, в быстром темпе перекидывая мяч друг другу
Можно поиграть и в изменения свойств предметов. Например: яблоко сейчас - красное, сладкое, сочное, было – зеленое, кислое, будет – сухое, сморщенное.
Игра «Что потом?»
Формулируются вопросы к какому-нибудь действию (Сейчас ужинаем, что будем делать потом?), дням недели (Сегодня вторник, а что потом? а потом?), времена года (Сейчас лето, а что потом?), возрастные изменения (Сейчас тебе 5 лет, а сколько тебе будет через год? А еще через год?).
Данные игры-упражнения учат ребенка логически мыслить, развивают фантазию и умение замечать проявление разных свойств одного и того же объекта на разных этапах развития.