Что такое буллинг в школе
Может быть, вы помните фильм Ролана Быкова “Чучело”, который вышел на экраны в 1983 году? В основе сюжета — история о новенькой девочке-шестикласснице, прозванной одноклассниками “чучелом”. На протяжении фильма главная героиня проживает все стороны школьной травли. Экранизация оставляет после себя целую гамму эмоций, и наверняка многие испытали облегчение, что такая история произошла не с ними.
К сожалению, подобные события случаются как раньше, так и сейчас. Возможно, раньше травля больше замалчивалась, а люди жили по принципу “Сам виноват” или “И меня обижали, ничего, человеком вырос!”. Но травля или буллинг — проблема не только современного поколения, этот процесс наблюдался в разные периоды.
К счастью, сегодня общество готово обсуждать такую сложную тему. Возможно, именно поэтому может казаться, что количество случаев травли стало расти.
Что такое буллинг
Буллинг — это агрессивное отношение к одному из членов коллектива со стороны другого/других участников. Он может проявляться по-разному: от неприличных шуток до физического воздействия. Такое преследование отличается от обычных конфликтов, где силы могут быть равны. При травле всегда нет баланса: есть жертва, которая подвергается нападкам более сильной стороны. При этом травящих может быть больше из-за участников, остающихся в стороне.
Такие молчаливые свидетели, не проявляющие активных действий, еще больше усложняют травматичную ситуацию. В запущенной форме буллинг может перерасти в групповую преступность.
Травля может иметь разные формы психологического и/или физического насилия. Однако при этом всегда проявляются следующие отличительные черты:
негативное и агрессивное поведение,
все действия совершаются умышленно и на регулярной основе,
силы сторон травли неравны.
Разновидности травли
Буллинг может проявляться в совершенно разных коллективах, среди людей разного возраста и социального статуса. В этой статье мы поговорим о детском буллинге.
Школьная травля бывает нескольких видов:
1. Психологический буллинг. Это преследование с помощью угроз и оскорблений. Агрессор наносит психологическую травму, чтобы вывести жертву из эмоциональной стабильности. Достигается это разными способами:
вербальные нападки — придумывание оскорбительной клички, насмешки, угрозы, шантаж и слухи.
невербальные гонения — неприличные жесты, оскорбительные надписи и действия (плевки), унижающие ребёнка.
бойкот — игнорирование в играх и на уроках, в общении вне школы.
вымогательство — требование денег, отъем и кража личных вещей. Их могут отбирать “добровольно”, когда жертва запугана и сама отдаёт деньги и ценные вещи, либо использовать шантаж и угрозы.
кибербуллинг — онлайн-травля в социальных сетях, электронной почте, мессенджерах через шантаж, унижения и оскорбления, а также съёмка неоднозначных фото и видео с последующим выкладыванием в Интернет или пересылкой другим людям.
2. Физическая травля. Проявляется в виде прямого насилия с телесными повреждениями и травмами (удары, шлепки, подзатыльники, толчки, побои. Также возможны домогательства и насилие с сексуальным подтекстом, в том числе принуждение к сексу. К сожалению, это проявляется не только в мальчишеских коллективах. Среди компаний девочек тоже встречается физическая травля, иногда весьма жестокая.
Случается, что оба вида насилия происходят вместе. Однако если происходит только психологический буллинг, нельзя сказать, что он менее травматичен.
Кто участвует в школьном буллинге
В травле замешаны не только ученики. Нередки случаи, когда участниками становятся взрослые: учителя и родители.
Какие роли занимают участники гонений?
жертва — пострадавшая сторона, подвергшаяся агрессии;
буллер — агрессор, атакующий жертву;
последователи — активная поддержка агрессора, подключаются к участию в травле;
сторонники — одобряют буллинг, но не принимают конкретных действий;
наблюдатели — равнодушные и пассивные участники процесса, которые не препятствуют травле, соблюдая нейтралитет;
защитник — помогает жертве противостоять агрессии;
потенциальный защитник — вариант наблюдателя, который знает о буллинге и сочувствует жертве, но не оказывает открытой помощи.
Жертва
Агрессор всегда выбирает объектом травли не совсем простого человека. Именно поэтому у большинства жертв буллинга есть схожие особенности, например:
тревожность, неуверенность, пугливость, гиперактивность;
отсутствие друзей, замкнутость;
физические и умственные отличия (очки, заикание, ОВЗ, вундеркинды);
нестандартная внешность и стиль общения;
непривычный внешний вид (неопрятность, дорогая одежда, свой, непохожий на других стиль);
хвастливость (социальным статусом, достижениями родителей);
наличие / отсутствие гаджетов и других важных атрибутов “крутости”;
высокая чувствительность к мнению окружающих;
импульсивность;
отсутствие успехов в учёбе / особые отношения с педагогами (“любимчик”);
чрезмерная опека родителями;
другая национальность.
Из-за психологических особенностей жертвы травли часто не рассказывают о событиях в школе. Однако взрослый может понять, что с ребёнком происходит что-то не то, если обратит внимание на следующие признаки:
изменения в характере и поведении — частое плохое настроение, скрытность, молчаливость, подавленность, потеря интереса к ранее любимым занятиям;
изменения в здоровье — нарушение сна, ночные крики, энурез, заикание, нервный тик и т.п.;
частые травмы: синяки, ссадины, ожоги и др.;
нежелание ходить в школу под разными предлогами, чаще всего по причине плохого самочувствия;
боязнь ходить в школу и из школы в одиночестве - дети могут просить их провожать на занятия и забирать домой;
снижение успеваемости;
частые просьбы выдать денег на карманные расходы, воровство;
крайнее проявление — суицидальные намерения.
Все эти признаки не всегда говорят о буллинге, однако в любом случае регулярное повторение такого поведения — яркий повод обратить внимание на ребёнка, понаблюдать, провести разговор и обратиться к психологу в случае необходимости.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Кто такой буллер
Насильник, агрессор, зачинщик травли — её организатор и лидер. Не каждый ребёнок способен быть буллером, потому что для этого необходимо:
наличие физической силы;
импульсивность, быстрый переход к ярости;
завышенная самооценка;
желание подчинять своей воле других людей - для завоевания авторитета, проверки личных качеств, привлечение внимания противоположного пола и т.п.;
отсутствие жалости к жертве;
высокомерие, привычка делить людей на “своих” и чужих”.
Как правило, такое поведение возникает из-за нездорового семейного климата. Например, забитый ребёнок из авторитарной семьи может искать так самоутверждение, чтобы выплеснуть злость, а недолюбленный ребёнок станет обижать более слабых ровесников, наблюдая за их реакциями.
Преследователи
Последователи насильника, подключаются к активным действиям и служат его группой поддержки. Для таких детей характерны:
восприимчивость к мнению других / зависимость от мнения лидера-агрессора
желание получить “своё место под солнцем”;
несамостоятельность, низкий уровень инициативности, спокойное отношение к необходимости подчиняться и следовать указаниям другого;
эгоцентризм, неумение ставить себя на место другого
часто — трусливость, понимание, что есть перспектива переложить ответственность на другого.
Ещё одна категория детей — сторонники буллинга. Они отличаются от последователей молчаливой поддержкой происходящего. Эта группа не вступает в активные действия против жертвы, но молча одобряет происходящее.
Наблюдатели
Зрители, которые не выбирают ни сторону нападения, ни сторону защиты. Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые, на глазах которых происходит травля: педагоги, сотрудники школы. Молчаливые очевидцы также испытывают полную гамму эмоций, вплоть до страха и беспомощности, но при этом выбирают нейтралитет.
Для наблюдателей свойственны:
нахождение под сильным влиянием буллера и его последователей;
страх, беспомощность, стыд;
чувство облегчения, что происходящее не касается их самих;
страх последствий из-за противостояния агрессору;
отсутствие эмпатии / внутренняя борьба между добром и злом;
нежелание принимать ни одну из сторон, потому что это выводит из душевного равновесия.
Позицию наблюдателя могут занимать бывшие жертвы или дети из неблагополучных семей, которых травят дома или в другом коллективе. Поэтому они не сострадают потерпевшим от буллинга.
Взрослые-наблюдатели чувствуют негодование, возмущение, неуверенность в правильности своих действий, боязнь сделать ещё хуже. Незнание, как надо поступать в подобных ситуациях, приводит к невозможности активных действий. Иногда такие взрослые могут поддерживать агрессоров из-за желания занять назидательную позицию, “наказать” жертву чужими руками.
Возможно, наблюдатели в глубине души хотели бы присоединиться к защите объекта травли, но не выбирают этот путь, потому что боятся оказаться на “слабой” стороне. Если ситуация меняется, они могут стать последователями или занять сторону защиты.
Можно подумать, что вред от этой категории самый минимальный. Это действительно так, но только в отношении физического буллинга. Психологическая же травма от равнодушия и бездействия наблюдателей может привести к самым серьёзным негативным последствиям.
Что делать ребёнку–жертве травли?
Взрослые должны разъяснить детям, какое поведение считается нормой, а что выходит за его пределы. Также важно научить очерчивать свои границы и безопасно отстаивать их, растолковать, как адекватно реагировать, если становишься свидетелем травли или если буллинг направлен против тебя.
Что важно рассказать про преследование:
уверенное поведение и адекватная реакция помогут дать нужный отпор. Для этого есть специальные методы, повышающие самооценку. Советуем попробовать отрепетировать и проработать такое поведение.
следует всегда сообщать о случаях травли взрослым — это норма. Такой поступок не может быть стыдным и это не донос;
нужно отказываться от предложения поучаствовать в травле, а также не занимать нейтральную позицию. Лучший вариант в этой ситуации — рассказать взрослым или помочь жертве сообщить о происходящем родителям или учителям, с которыми доверительные отношения.
если обидели, отвечать тем же, мстить или бить — плохая тактика, усиливающая агрессию. Лучшее решение — отшутиться.
Как разговаривать с ребенком о проблеме
Предупреждён — значит вооружён. Даже если в окружении вашего ребёнка нет агрессоров и причин для беспокойства не наблюдается, проведите профилактическую беседу. Стоит рассказать о таком явлении как буллинг и предупредить о необходимости привлечения взрослых.
Если вдруг выяснится, что ваш ребёнок оказался жертвой травли, с чего лучше начать разговор?
установите доверительный диалог. Объясните, что вместе — вы сила и сможете перенести любые невзгоды;
скажите ребёнку, что вы ему сочувствуете, понимаете и разделяете его переживания. Вы не будете его ругать, а только выслушаете и поможете вместе принять нужное решение;
поблагодарите, что ребёнок рассказал вам о своей проблеме. Однако не рискуйте полученным доверием, восстановить его будет очень непросто
Итак, вы поговорили и вдруг узнали, что малыш — жертва буллинга. Что делать дальше?
Выясните причину этого. Из-за чего появилась агрессия в сторону вашего ребёнка?
Обратитесь к учителям. Как они оценивают происходящее, какие действия предпринимали и к чему это привело?
Выясните у педагогов настрой родителей агрессоров. Если нацелены на адекватный диалог, попробуйте поговорить с ними. Однако отметим, что этот вариант не всегда срабатывает.
Если разговор с учителем не привёл к улучшению ситуации, обращайтесь к руководству. Администрация совместно с социально-психологической службой школы обязательно отреагирует на факт травли.
Если ситуация продолжает ухудшаться, идите в государственные службы по охране прав ребёнка. Обратитесь в:
а) комиссию по делам несовершеннолетних в управе вашего района;
б) Управление (департамент) образования вашего населённого пункта с целью проверки действий педагогов и руководства школы;
в) Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора для соблюдения прав учащегося;
г) приёмные уполномоченного по правам ребёнка, человека в вашем субъекте. Они обязаны контролировать соблюдение прав ребёнка;
д) прокуратуру для защиты прав малыша.Используйте все возможности онлайна: напишите пост в соцсетях, попросите знакомых им поделиться, опубликуйте в группах по поддержке родителей и пр.
Привлеките СМИ и НКО к вашей борьбе с буллингом;
Если все перечисленные выше способы не дали нужного эффекта, обращайтесь с иском в суд. В этом вам понадобится поддержка опытного адвоката. При выигрыше ответчики будут обязаны выплатить штраф, а школьника-агрессора поставят на учёт в полиции. С 16 лет дети полностью отвечают перед законом за свои поступки. С 14 лет наступает личная ответственность подростка по некоторым пунктам Уголовного кодекса. А до исполнения 14 лет всю ответственность за действия детей несут родители. Родителей, не справляющихся со своими функциями, можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
Для судебного процесса нужна тщательная подготовка, в том числе сбор доказательной базы. Вам понадобятся справки о побоях, показания свидетелей, скриншоты переписок с угрозами или видео — все это нужно заверить у нотариуса. Уточните возможности записи на диктофон, но имейте в виду, что записывающее устройство должно быть обязательно отечественного производства.
Профилактика школьного буллинга
К счастью, школьный буллинг случается далеко не в каждом учебном заведении. В каком коллективе вероятность травли минимальна, а среда безопасна для ребёнка?
Во-первых, взрослые должны чётко транслировать полное неприятие любых методов издевательств и возводить в почёт доброту и уважение.
Во-вторых, чёткие правила о здоровых межличностных отношений должны быть как изложены на бумаге, так и соблюдены всеми участниками учебного процесса. Для налаживания доброй атмосферы внутри коллектива хорошо использовать тимбилдинг, тренинги и другие подобные задания.
В-третьих, при возникновении любых конфликтов к ним должны подключаться взрослые, но с не позицией назидания, а разъяснения. Надо объяснять детям, что, почему и как происходит при разрешении спорных ситуаций. Учите детей сотрудничеству, а не соперничеству.
В-четвертых, не акцентируйте внимание на разграничение детей по любым признакам, в том числе по успехам в учебе. “Скажем нет!” делению детей на “хороших” и “плохих”.
Для профилактики травли педагогам и родителям будет полезно знать некоторые особенности буллинга. Например, чаще всего преследование, связанное с борьбой за статус, начинается в начале учебного года или происходит из-за изменения коллектива. Информированность и воспитание, уважение и эмпатия, подкреплённые верными действиями руководством взрослых, должны помочь побороть такое страшное явление, как детский буллинг.
Выбор правильной стратегии для устранения травли во многом зависит от подготовленности преподавателя. В идеале педагогу лучше пройти актуальный курс по этому направлению.
Анастасия Барышникова,
арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения