Числовой отрезок для дошкольников

Дети начинают знакомиться с “царицей наук” с раннего детства. “Дай один кубик”, “Покажи двух козлят” - всё это математика. Прежде чем знакомить ребенка с числовым отрезком, ему нужно освоить базовые математические навыки.

К одним из таких навыков относится соотнесение количества предметов с числом. Но что это такое? Число - единица счёта, выражающая количество предметов. Когда малыш учится пересчитывать предметы, он запоминает названия чисел по порядку. Вот тут и кроется подвох. Слыша, как ребёнок без запинки говорит один, два, три, четыре, пять,  и т.д., некоторые родители думают, что малыш уже научился считать. Однако часто дети рассказывают числовой порядок, как стишок, не понимая, какое количество предметов обозначает то или иное число. 

Для записи чисел мы используем цифры. Это знаки, которым мы обозначаем числа. В основном мы пользуемся арабскими цифрами - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Иногда применяем римские - I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X. Дошкольникам важно запомнить, как выглядят и пишутся цифры - это ещё один базовый математический навык, который пригодится в освоении точной науки.

Важно: переходить к освоению более трудных математических понятий можно только после того, как ребёнок без труда научится определять количество предметов, обозначенных цифрой. Числовой отрезок для дошкольников - довольно сложная тема, но мы постараемся объяснить её доступно и наглядно.

Важно: переходить к освоению более трудных математических понятий можно тогда, когда ребёнок без труда научился определять количество предметов, обозначенных цифрой.

Знакомство дошкольников с понятием "Числовой отрезок"

Что же такое числовой отрезок? Давайте разбираться вместе с Айкьюшей и нашими куколками - Танюшей и Вреднюшей.

Чтобы Айкьюше взять яблоко, ему нужно пройти по этой дороге. Начало пути обозначим цифрой 0. Наш герой сделал один шаг, на этом месте поставим 1. 

Числовой отрезок для дошкольников

Давай подумаем, на что похожа эта дорога? Тропинка изображена в виде отрезка. Это часть прямой линии, у которой есть начало и конец.

Чтобы добраться до яблока, Айкьюша сделал 5 шагов. Каждый шаг он обозначал цифрой. Теперь эта дорога превратилась в числовой отрезок.

Запомни, числовой отрезок - это отрезок, на котором обозначен ряд чисел на равном расстоянии друг от друга.

числовой отрезок для дошкольников как объяснить


Посмотри, Вреднюша нарисовала такой числовой отрезок. Но что же здесь не так? Куколка всё перепутала! На числовом отрезке цифры стоят друг за другом в строгом порядке: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и т.д.

числовой отрезок для дошкольников как объяснить

Как построить числовой отрезок

Чтобы построить числовой отрезок, нам понадобятся инструмент и карандаш. Но только не музыкальный и не строительный, а чертёжный - это линейка. С её помощью мы начертим ровный отрезок. Начало обозначим цифрой 0.

числовой отрезок для дошкольников как объяснить

Цифры на числовом отрезке располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Представим, что один шаг - это одна клеточка. Вот что получилось у Айкьюши!

числовой отрезок для дошкольников как объяснить

Танюша взяла бумагу без клеточек. Как же ей нарисовать числовой отрезок? Для этого ей понадобится ещё один инструмент - циркуль. Он будет шагать слева направо, а Танюша будет расставлять цифры по порядку.

числовой отрезок для дошкольников

Учимся передвигаться по числовому отрезку

Внимательнее рассмотрим наш отрезок с числами. Сначала пойдём направо от нуля. С каждым шагом мы отдаляемся от начала отрезка, значит, с каждым шагом число увеличивается. 

числовой отрезок для дошкольников

А теперь пойдём налево. С каждой отметкой мы приближаемся к нулю. Пять шагов до нуля, четыре шага, три шага осталось до начала пути. Двигаясь влево, числа становятся меньше. Так мы определили, что, передвигаясь по отрезку, числа увеличиваются или уменьшаются.

числовой отрезок для дошкольников

Сложение и вычитание по числовому отрезку

Давай-ка вспомним, что происходит при сложении? Было два банана, затем добавили ещё один. Теперь бананов стало больше - целых три. Попробуем показать сложение на числовом отрезке. Вот что у нас получилось. 

числовой отрезок для дошкольников

Попробуем ещё раз. Ставим карандаш на 3, а затем делаем два шага вправо. Куда попал карандаш? На число 5. Значит 3+2=5.

числовой отрезок для дошкольников как объяснить

Разберёмся с вычитанием. У Вреднюши было 4 конфеты. Одну она съела, и у неё осталось три конфеты. Сладостей у куколки стало меньше, потому что количество тоже уменьшилось. Вот как это выглядит на числовом отрезке. 

числовой отрезок для дошкольников

Вместе решим пример на вычитание: 6-4. Сначала отправляемся на цифру 6. Чтобы число уменьшалось, нам нужно двигаться к нулю, налево. Уменьшаем на четыре и делаем четыре шага влево. Карандаш оказался на цифре 2. Значит, 6-4=2. Мы отлично справились!

числовой отрезок для дошкольников как объяснить

Отлично получилось! Получается, что при сложении нужно двигаться вправо по одному, а при вычитании - вправо по одному.

числовой отрезок для дошкольников

Задания для малышей

Знакомство с числовым отрезком - один из важных этапов освоения базовых математических понятий для дошкольников. Чтобы дети могли легче понять эту тему, используйте игровые задания. Для наглядности числовой отрезок можно представить в виде вагончиков, соединённых в поезд, или кубиков, расставленных по порядку.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Вот несколько примеров весёлых упражнений для малышей по этой теме:

  • расставь числа в верном порядке;
  • найди нужную цифру;
  • пройди на 3 шага вправо;
  • найди соседей числа 5;
  • обезьянка едет в 3 вагоне, посади курочку в следующий вагон;
  • какое число стоит перед двойкой;
  • перенеси ягодку на 2 шага влево;
  • назови по порядку числа между тройкой и шестёркой;
  • покажи число после единицы;- сколько шагов нужно сделать от двойки, чтобы попасть в начало;
  • прибавь к шести один и покажи решение на отрезке;
  • уменьши число восемь на два, сделай вычисления с помощью числового отрезка.

Важно помнить, что малыши ещё только знакомятся с математикой. Это для них совсем не известная наука. Для того чтобы дети полюбили царицу наук и понимали её, очень важно сделать занятия весёлыми и непринуждёнными. Играйте и считайте всё вокруг, а не только на уроках . Не стоит забывать, что делать ошибки - это нормально. Обязательно похвалите малыша за старания, не акцентируя внимание на допущенных ошибках.

О том, как заинтересовать ребёнка математикой, как правильно хвалить его, вы можете узнать в наших статьях:

Закрепите полученные знания с помощью наших увлекательных упражнений:

педагог сайта интеллектуального развития детей IQsha

Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями: