Кто такие оптимисты? Наверное, это такие люди, которые знают, что "все равно все будет хорошо". Или это те, которые никогда не унывают? Или те, кто находит лучший выход из любой ситуации, которым море по колено? И как хотелось бы нам, чтобы наши дети никогда не жаловались на жизнь, не сдавались перед трудностями, не искали в окружающем поводов для капризов - в общем, были бы оптимистами в вечно хорошем настроении. Но оптимисты ли мы сами? IQsha предлагает сделать совместные шаги на пути к воспитанию оптимистов не только в детях, но и в родителях.
Признавайте чувства ребенка
Карл Густав Юнг в одной из работ высказал мысль: основная причина всех негативных переживаний и даже неврозов людей заключается в их непоколебимой вере в то, что именно они не должны страдать. Тем не менее неприятные ощущения и негативные переживания - такая же часть нашей жизни, как радости и успехи. Постарайтесь признать и понять чувства и эмоции малыша именно в тот момент, когда он их испытывает: "тебе ужасно обидно", "ты так не хочешь этого делать", "это и правда больно". Не забывайте и радоваться вместе с крохой! Дети особенно ценят поддержку взрослых, если она проявляется в мимике, в голосе, в особенных радостных, повторяющих детские, движениях. Помогите выразить ребенку свое состояние разными словами: "ну просто восторг!", "невероятно, ты сделал это!", "так долго ты этого ждал, и как теперь здорово!", "сколько у тебя будет удовольствия" и т.п. Зачем все это нужно? Безоценочная поддержка любых состояний ребенка воспитает привычку переключаться между событиями, а не "зацикливаться", "фиксироваться" на негативных переживаниях. Чем больше мы делаем замечаний в духе "хватит реветь", "все тебе не так" и прочих, тем больше заставляем ребенка замыкаться на негативном переживании. Дошкольник в одиночку часто не в состоянии справиться с эмоциями или мыслями на те темы, которые его волнуют.
Дневник настроения
Зафиксировать многообразие эмоций и событий дня помогут листы специального дневника. В конце дня ребенок может нарисовать картинку о том, что он делал в этот день, отметить свое настроение (ведущее или несколько самых сильных), а родители помогут записать, с какими друзьями ребенок сегодня играл и какие события, поступки, новые открытия запомнились ему. Ведение такого дневника само по себе признает важность сосуществования грусти и радости, успехов и неудач. Сохраните все заполненные листы дневника, даже если занятие наскучит ребенку - через несколько месяцев или даже лет, рассматривая рисунки и записи о проведенных днях, вы и ваш ребенок сможете многое пересмотреть в жизни и получить новое вдохновение. Особый опыт получат родители, которые будут заполнять свои собственные листы "дневника настроения" вместе с ребенком, рядом с ним.Ориентируйте ребенка на результат
Конечно, бывают ситуации, которые "случаются" и с ними ничего нельзя поделать: упал - ушибся, больно. Но во многих случаях недовольство ребенка можно переключить на какое-то действие по исправлению настроения. Спросите его, что он почувствует, если купить третье мороженое? И если взрослые принимают решение, что третье мороженое навредит здоровью, то что еще может принести такие же чувства, что и третье мороженое? Можно ли исправить настроение не сейчас, а попозже - к примеру, если ребенок не получил призового места на конкурсе? Ну да, сейчас можно погрустить, это совершенно нормально, а что можно сделать потом? Может быть, потрудиться и сделать свою работу или свое выступление еще лучше? Изо дня в день в силах родителей убеждать ребенка в том, что хорошее настроение прячется там, где есть какие-то действия, даже труд, и их результат. Если недовольство и разочарование застигло ребенка в любимом занятии, постарайтесь убедить его: не нужно бояться и стыдиться своих ошибок, ведь они помогают понять, чего я хочу на самом деле (выиграть конкурс или получить за него кубок, шоколадку, игрушку?). А во-вторых, чередование ошибок и действий по их устранению убеждают нас в том, что "все равно все закончится хорошо". В самых сложных случаях, когда ребенок не может сам повлиять на ситуацию и непрерывно расстраивается по этому поводу, поддержите его выбор погрустить. "Мы все равно ушли бы с площадки, потому что пора обедать. Только ты можешь решить, потратишь ты на свою грусть весь день или только десять минут. Когда ты решишь, что грусть закончилась, мы придумаем еще какое-нибудь интересное занятие".
И никогда не забывайте о простых радостях жизни, которые существуют независимо от нашего недовольства - бег, игра, наблюдение за природой, общение с животными или рисование помогут отвлечься от самых грустных мыслей и перейти из режима переживания в режим созидания.
Узнать ещё интересные факты о воспитании можно в нашей статье Что такое буллинг. К сожалению, травля существует в детских коллективах, и мы, взрослые в силах её прекратить.
Успехов в воспитании детей!