Об эмпатии много говорят, но не все понимают, что это и для чего нужно. Давайте разбираться вместе!
Что такое эмпатия?
Слово «эмпатия» имеет греческое происхождение и дословно переводится «в чувство», «в страдание», то есть это умение погружаться в чувства другого. Но эмпатия не равна сочувствию, это немного разные понятия.
Сочувствие - это способность ставить себя на место другого, но со своей точки зрения. В таком состоянии вы оцениваете, как отреагировали бы на определённую ситуацию. Эмпатия означает, что вы ставите себя на место другого человека с его точкой зрения, и понимаете, как и что он чувствовал, учитывая его особенности восприятия.
Например, кто-то расстроился из-за потери 1000 рублей. Если для вас такая сумма несущественна, то вы посочувствуете без эмпатии, потому что в подобной ситуации нет места огорчению. А когда вы проявляете сопереживание, понимая, что для этого человека 1000 рублей – значительная сумма, то вы способны сострадать ему.
Эмпатия состоит из сочувствия, осознанности и контроля своих эмоций и действий. Получается, что это умение сопереживать эмоциям другого и понимание, откуда взялось такое состояние.
Зачем нужно развивать эмпатию у ребёнка?
Детей необходимо учить быть эмпатичными. Это нужно, чтобы они стали успешными. Без навыков сопереживания маленький человек не сможет отстоять свои границы и научиться слышать другого.
Если малыш не понимает эмоции других людей, то и свои тоже. Тогда его границы будут нарушать, ему будет тяжело определять, что он хочет и почему ему плохо. Без эмпатии человеку сложно общаться и договариваться с другими людьми.
Она оказывает влияние на эмоциональное состояние человека и помогает:
оценивать собственное настроение
А также ощущения, справляться со стрессом, страхом, гневом, контролировать эмоции;строить межличностные отношения
С друзьями, родителями, а в будущем – с собственным партнером, детьми;налаживать деловые отношения
Хороший руководитель и предприниматель умеет распознавать «боли» и чувства коллег, партнеров, подчинённых, может проводить деловые встречи, убеждать и настаивать на своих решениях и т.д.
И наоборот, без навыка сострадания человек асоциален, не принимается обществом, ощущает себя одиноким и непонятым. Главное – с развитой эмпатией легче быть счастливым. Разве не этого мы хотим для наших детей?
В каком возрасте у ребёнка начинает зарождаться эмпатия?
Сложно назвать возраст, в котором у детей появляется эмпатия. На это влияют генетика, особенности личности и психики, темперамент, окружение, культура, отношение и воспитание родителей. Эмпатичность взращивается с опытом, но не всегда. Например, некоторые люди совершенно лишены этого чувства. Обычно это холодные, эгоистичные и жестокие личности.
Если говорить усреднённо, то до 3 лет ребёнок не умеет проявлять чуткость. К 6-7 годам и в школьный период он приобретает эмоциональный опыт, наблюдая за взрослыми и перенимая от них социальное поведение. Так происходит формирование эмоционального интеллекта.
Зарождение эмпатии у малыша происходит поэтапно:
сначала он имитирует эмоции других
Например, если заплачет один ребёнок, могут зайтись плачем и другие в группе;приходит к пониманию своих чувств;
соотносит свои эмоции с эмоциями других
Кроха учится разделять их, т.е. приходит к эмпатии – осознанному сопереживанию.
Подобные стадии очень сильно зависит от родителей. Если мама и папа не помогают чаду распознавать свои чувства, запрещают какие-то из них, например, печаль и гнев, то ребёнок с трудом будет понимать, что он ощущает. Таким людям постоянно нужно подтверждение со стороны и опора на других, а не на себя.
Как научить малыша эмпатии?
Уже с первых дней жизни крошку можно учить сопереживанию. Для этого озвучивайте его чувства: «Ты злишься», «Ты грустишь», «Тебе весело». Это совершенно нормально: на вербальном уровне новорождённый вас не поймет, но на эмоциональном дети очень чувствительны. Они впитывают всё, что вы им транслируете.
С детьми постарше просто больше разговаривайте о том, откуда берутся в нас эмоции и что с ним делать. Для этого используйте следующие приёмы:
Опишите малышу эмоцию того ребёнка, которого он обидел
Родители двух и более детей знакомы с ситуациями, когда один из детей обидел другого. Например, старший отобрал игрушку младшего и толкнул его. Чтобы научить старшего жадину сопереживанию, не толкайте его в ответ и не выдергивайте игрушку, для справедливости возвращая её обиженному.
Вместо этого опишите чувства младшего: «Милый, посмотри, он плачет. Ему обидно, что ты забрал у него игрушку. Ведь он первый взял её и хотел поиграть. А ты так грубо вырвал её, теперь ему грустно».
Не ждите, что после таких слов ваше чадо изменится как по волшебству. Но и вода камень точит – почаще говорите с малышом о таких поступках, и постепенно увидите результат.
Обсудите, что произошло
Вы увидели, что сын или дочь обидел кого-то – сверстника, животное или вас самих. Поговорите с ним об этом, используя простые правила разговора:
не критикуйте
Обойдитесь без оценочных суждений: «Ты плохой», «Ты вредина» и пр.;не манипулируйте
Не заставляйте поступать по-вашему с помощью манипуляций: «Если ты ещё раз так сделаешь, я не буду тебя любить», «Ты же хороший, сделай вот так»;не навязывайте чувство вины и не стыдите
«Тебе не стыдно так делать?!», «Тебе совсем не жаль свою бедную маму?»;зеркальце эмоции малыша
«Я вижу, что ты злишься», «Ты сейчас очень расстроился»;контейнируйте его чувства
То есть позволяйте им быть: «Я вижу, что ты злишься. Это нормально, я тебя понимаю»;давайте оценку поступку, а не личности
«Ты поступил плохо», «Это очень плохо».
Обсудите с ребёнком произошедшее: почему это произошло и что заставило так сделать, чего малыш хотел добиться и что он сейчас чувствует. Дайте свою любовь, тепло и поддержку и объясните, что неправильно в этой ситуации и как нужно вести себя.
Помогите ребенку примерить ситуацию на себя
Отличный способ научиться сочувствию – ставить себя на место другого. Помогите детям освоить эту технику. Когда один отбирает игрушку или толкает другого, спросите: «А ты хотел, чтобы с тобой так поступили?», «Тебе понравится, если тебя толкнут?», «Представь, что с тобой сделали так же».
Для большего результата разыграйте ролевую игру. Вы будете обидчиком, а ребёнок – тем, кого он обидел. Повторите его действия или слова и спросите, каково ему. Потом закрепите результат – расскажите, как себя чувствует его обидчик.
Спросите, хочет ли малыш что-то сказать
Иногда для осознания своего поступка и сострадания стоит оставить малыша в моменте и дать ему осмыслить произошедшее. А затем, когда он успокоится и сосредоточится, спросить: «Ты не хочешь что-нибудь сказать?».
Ненавязчиво напомните о случившемся и ждите комментариев. Разговаривая с ребёнком, не забывайте и сами проявлять эмпатию – подумайте, что он чувствует, как его лучше поддержать и расположить к диалогу.
Не заставляйте малышей извиняться
Часто родители требуют извиниться, если чадо обидело кого-то – особенно в гостях и в общественных местах. «Быстро извинись!» - первая реакция мамы, продиктованная неловкостью, стыдом или другими чувствами. Но извинения не помогают сострадать и понять, что малыш сделал не так. Напротив, принуждение к извинениям может закрепить негативное отношение к этой форме коммуникации. Повзрослевшему человеку будет трудно просить прощения у других.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Самые простые способы научить детей сопереживать
Лучше всего малыши обучаются через игру. Многим родителям игры кажутся кошмаром и самым нудным занятием на свете, но либо вы играете, либо через 10 лет, глядя на грубого бесчувственного подростка, жалеете, что не делали этого.
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста воспитывается через следующие игры:
карточки с эмодзи
Показывайте разные эмоции и спрашивайте, что за чувство здесь изображено. Также вместе рассматривайте книг, мультики и обсуждайте чувств персонажей;«Угадай эмоцию»
Просите изображать то или иное чувство, которое вы должны угадать. Затем меняйтесь ролями.самостоятельные детские игры
В одиночку или с другими детьми: в куклы, с мягкими игрушками, солдатиками, конструктором и т.д. Так малыш развивает социальные навыки, заботясь о своих вещах, и больше раскрывается, не думаю, хорошо или плохо себя ведёт, не ожидая осуждения.
Если вы играете с ребёнком, то следуйте за его фантазией – позволяйте ему быть инициатором и развивать игровой сюжет. А вы наблюдайте за его мыслями, отношением к себе и другим, чувствам своим и других. Задавайте как можно больше вопросов, показывайте вовлечённость и помогайте малышу проживать эмоции: спрашивайте о его чувствах или о чувствах игрушки, учите предлагать помощь.
Развитие эмпатии с помощью животных
Еще один способ, как развить эмпатию у детей – помогать животным. Какие варианты можно использовать:
на прогулки брать зёрна для птиц и кормить их вместе с малышом, объясняя, что птица голодна. То же самое делать и с другими животными;
вместе гладить домашних питомцев и говорить, что кошке или собаке это очень приятно;
помогать животным – отвезти к ветеринару, делать перевязки, расчёсывать шёрстку, мыть лапы;
не убивать насекомых, а выносить на их улицу. Объяснять, что даже букашки хотят жить, им бывает больно и страшно.
Дети по незнанию могут издеваться над животными – дергать кота за хвост, стучать по аквариуму и сотрясать рыбок, устраивать попугаю американские горки в клетке. В каждой подобной ситуации описывайте, что чувствует питомец, как ему страшно и больно, предлагайте позаботиться о зверьке вместе.
Для того, чтобы расширить кругозор ребенка и помочь лучше понять мир живых существ, обитающих вместе с нами на планете, поделитесь с детьми интересными фактами о животных.
Ошибки родителей
Самые типичные ошибки мам и пап:
обесценивать чувства ребёнка
«Тебе не больно», «Хватит плакать». Это приведёт к тому, что малыш будет блокировать свои эмоции и ощущения и не принимать их у других;мало общаться с детьми
В эру соцсетей и онлайн-сервисов желания беседовать и играть с отпрысками все меньше. Во время трапезы, прогулок, укладывания на сон родители совершают машинальные действия, уткнувшись в экраны телефонов, потому коммуникация не может развиваться;давать детям гаджеты
Это лёгкий способ отвлечь малыша, который имеет кучу негативных последствий, например, асоциальность, трудности с общением, изолированность.
Больше говорите с детьми, создавайте крепкую эмоциональную связь, чтобы малыш осваивал мир отношений и чувств.
Признаки отсутствия эмпатии у ребёнка
Определить, отсутствует или присутствует чуткость у малыша, довольно сложно. Ведь дети до 3 лет неэмпатичны, а наоборот, эгоистичны и фокусируются на своих желаниях и потребностях. В зависимости от особенностей личности к 6-7, а иногда к 10 годам дети набираются социальных навыков, опыта и более-менее способны сопереживать.
Поэтому если ваш тоддлер жадный, грубый и бесчувственный, то это не повод бить тревогу. А вот у дошкольника уже можно заметить отсутствие эмпатии по следующим проявлениям:
жестокость или безразличие к другим детям, к животным;
неспособность уловить плохое настроение родителей;
недовольство другими;
трудности в общении – непонимание собеседников;
обесценивание чувств других;
слабый контроль собственных эмоций;
равнодушие при виде страданий других – в мультиках, в жизни.
Помните, даже если у вашего ребёнка есть какие-то пункты из этого списка, вы можете развить эмоциональное сочувствие.
Рекомендации для родителей
Самый простой способ развить эмпатию – быть примером. Дети имитируют поведение взрослых, иногда настолько подробно, что пугаешься этой ответственности. Проявляйте отзывчивость к другим членам семьи, и дети обязательно зафиксируют милосердие, доброту и сострадание в своей памяти как пример нормального отношения с окружающими.
Айкьюша и команда