Ребенок не хочет учиться — проблема, с которой сталкиваются многие родители. Мы собрали топ-5 способов, как помочь ребенку учиться, включая советы от профессиональных психологов сайта IQsha и опытных родителей.
Как заинтересовать ребенка учебой в школе
Отсутствие интереса и мотивации к обучению очень часто сказываются как на успеваемости, так и на семейных отношениях, а значит, и на личности ребенка. Конечно, лень и прокрастинация свойственны каждому из нас. Но отвращение к учебе, отсутствие интереса к самому процессу познания - это повод повлиять на ситуацию.
Такое состояние приводит к проблемам с усвоением материала, что порождает еще больше негативных эмоции к учебе. Получается замкнутый круг.
Родители обычно начинают грозить, ругаться, контролировать. Так начинается разлад внутри семьи, который отрицательно влияет на ребенка.
Ответ на вопрос, как заинтересовать учебой, не может быть универсальным. В первую очередь важно найти причину такого состояния и лишь затем принимать меры.
Как помочь ребенку хорошо учиться
Как помочь ребенку хорошо учиться? Советы психолога сводятся к глубинному анализу проблемы. Важно не просто помогать школьнику с уроками или держать в страхе наказания за плохие оценки. Такое поведение не принесет ничего, кроме переживаний и нервных срывов.
Помочь хорошо учиться - это две составляющие. Первая - найти причину демотивации, вторая - ее устранить. Подробнее о каждой из них поговорим ниже.
Почему ребенок не заинтересован в учебе - выясняем причину
Найти причину нежелания учиться - это без уже наполовину решить проблему. И таковых может быть несколько. Что же относится к самым распространенным?
Определить “виновников” неуспеваемости помогут доверительные отношения с чадом, наблюдательность и отказ от собственных ожиданий. Позвольте детям делиться своими чувствами, страхами и опасениями. Так вы не только быстрее узнаете о причинах отсутствия интереса к учебе и низкой успеваемости, но и не усугубите ситуацию.
Больше слушать, любить и не осуждать - одно из важнейших правил семьи, где растут счастливые дети. В сложные моменты об этом непросто помнить, но очень нужно.
Отсутствие мотивации
Существует внешняя и внутренняя мотивация, положительная и отрицательная.
Внешняя связана с окружением школьника и чем-то извне. Например, одобрением, поддержкой, наградой. Такая мотивация может быть положительной (“Если хорошо закончишь четверть, купим тебе новый телефон”) и отрицательной (“Ну только попробуй "двойку" принести! На неделю без компьютера останешься”). Иначе говоря, это желание поощрения или страх наказания.
Внутренние стимулы связаны с деятельностью и значением, которое она имеет для личности. Эта мотивация также может быть положительной (“Я хорошо учусь, чтобы поступить в престижный вуз”) и отрицательной (“Я хорошо учусь, чтобы не оставили на второй год”).
Чем меньше возраст, тем больше действий мотивировано внешним побуждением. Вот почему, отвечая на вопрос, как заинтересовать ребенка начальных классов учебой, рекомендуем “подключать” больше мотиваторов извне: например, интересные мероприятия и подарки за хорошую успеваемость. Однако важно, чтобы по мере взросления преобладала внутренняя положительная мотивация. Подключать ли внешнюю положительную стимуляцию? Этот вопрос самостоятельно должна решать каждая семья. Однако современные психологи отмечают, что такой подход исключает творческий поиск и жажду деятельности. Логика здесь проста - не освоить новые знания, а получить телефон. И какая разница, каким путем идти к этой цели, потому что ребенок, конечно, выберет самый легкий. Именно так появляется списывание, решебники и т.д.
Мы не будем рассматривать негативную мотивацию, потому что на таком “топливе” невозможно привить интерес к учебе. Подобный сценарий - это прямой путь усилить нелюбовь к школе и подтолкнуть ребенка на открытое бунтарство либо на различные хитрости (списывать, лгать, прикидываться больным).
Внутренняя негативная мотивация, на первый взгляд, безобидна. Что такого в том, что ребенок боится плохо учиться? Этот вариант так же исключает творческий подход. Школьник просто боится получить плохую оценку и всеми путями избегает такого сценария. Помимо накапливающегося стресса такая мотивация тоже влечет за собой поиск простых алгоритмов. В случае, когда задача (не обязательно учебная, но и жизненная) будет требовать нестандартного решения, ребенок растеряется.
И, конечно, важно помнить, что цель учебы в школе - не только освоить грамматику и счет, но научиться учиться. Таким образом, самым правильным подходом считается тот, при котором ребенок искренне полюбит учебный процесс и увлечется им.
Проблема во взаимоотношениях в школе
Уверены, вам известна пирамида потребностей, согласно которой к первейшим из них относятся физиологические. Если они не удовлетворены, то ребенок (да и взрослый) просто не способен обучаться, развиваться и думать о духовном. Так задумано природой, и это одна из гарантий выживания организма.
Потребность в безопасности - базовая, физиологическая. К сожалению, проблемы со сверстниками или учителями расшатывают это ощущение. Дети могут бояться физического или психологического давления, стыда, испытывать чувство разобщенности с коллективом. Как помочь ребенку в стрессе учиться? Только устранить этот стресс и восстановить чувство безопасности.
Такой “фон” не дает не то что получать удовольствие от обучения, но и просто воспринимать материал. Более того, это нервное напряжение, которое забирает очень много энергии. Организм буквально выживает, и на учебу сил не остается.
Если речь идет о ребятах младшего звена, то они могут и не понимать происходящего (например, школьник почему-то боится учителя, а класс смеется). Дети старшего возраста могут опасаться, что рассказав о конфликтах в школе, сделают еще хуже. В любом случае это приводит к усугублению ситуации.
Конечно, чтобы узнать о проблемах школьных взаимоотношений, в семье должны быть доверие, которое выстраивается всю жизнь. Будьте внимательны к сыну или дочери, умейте задавать правильные вопросы. Если появилось ощущение, что у чада конфликты в школе, сходите на консультацию с независимым специалистом, психологом.
Семейные проблемы
С самого рождения для ребенка важна привязанность со значимым для него взрослым. При разрыве связи для него словно перестает существовать все вокруг. Первейшая задача - восстановить эту связь и убедиться, что коммуникации ничто больше не угрожает. Только в этом случае можно вновь “вернуться” во внешний мир - играть, смотреть мультики, учиться.
Если в семье возникают конфликты, то привязанность оказывается под угрозой и внимание ребенка направляется на эту область жизни. Это могут быть как очевидные проблемы - ссоры в семье, развод родителей, так и менее заметные изменения. Например, значимый взрослый получил новую должность и все внимание отдает повышению квалификации. Значит, внезапно стал меньше проводить времени с ребенком и часто раздражаться. Для детской психики это сигнал тревоги.
Низкая самооценка, неуверенность в себе
Самооценка складывается из отношения родителя к ребенку. Если взрослые все время критикуют своего школьника, со временем у него развивается безразличие: зачем стараться, если на двойки и пятерки родитель реагирует примерно одинаково - недовольством. Следующей стадией можно назвать неуверенность в себе - “Раз мама сказала, что я ни на что не способен, так оно и есть”.
Недопустить подобное проще, чем исправлять. Следите за вербальными и невербальными посылами, которые вы направляете на своего школьника. Полезно найти для него дело, которое его увлекает и хорошо получается. Пусть ребенок не лучшим образом решает примеры, но лучше всех гоняет мяч, лепит или стоит на голове. Ваша задача как родителя - вселить в чадо уверенность и ощущение “я могу”.
Чрезмерная загруженность ребенка
После школы - дополнительные занятия, секции и кружки, репетитор, олимпиады и вечер чтецов. Многие мамы-папы стремятся максимально наполнить будни и даже выходные ребенка полезными активностями. Нередко график “приправляется” идеей все делать на “отлично”.
Такой подход дает огромную нагрузку на психику - в прямом смысле мозг вынужден быстро запоминать, осваивать, учить. Что происходит с рубильником, если включить слишком много электроприборов? Он выключается. То же самое происходит с психикой - она блокирует интерес, снижает мышление, внимание, мотивацию и память.
Помимо психической усталости накапливается физическая. Нарушается один из главных принципов правильного распорядка дня - чередование отдыха и работы.
Если вы замечаете, что школьнику не интересна учеба, пересмотрите его график. Насколько нагрузка в школе по силам? Оставьте лишь то, что приносит удовольствие, и прекратите требовать везде быть первым.
Проблемы со здоровьем
Невнимательность, неусидчивость и еще множество “не” могут быть связаны с проблемами со здоровьем. Все чаще звучит диагноз “гиперактивность”, который требует определенных условий обучения и жизни. В таком случае рекомендована частая смена деятельности, по возможности, спортивные секции для сброса энергии, плавание.
Головные боли - еще одна причина плохой успеваемости и снижения интереса к обучению. В первую очередь следует исключить патологии (пройти медицинское обследование), пересмотреть режим дня. Возможно, ребенок перегружен учебной и внеучебной деятельностью, мало бывает на свежем воздухе, много времени проводит за гаджетами.
Проблемы с центральной нервной системой также сказываются на мотивации и способности усваивать учебный материал. При отсутствии серьезных патологий те или иные отклонения от нормы лечатся правильно выстроенным режимом.
Как помочь ребенку?
Помощь сводится к работе с причиной нежелания учиться и ее устранении. Для конкретного ребенка это будет свой метод или комплекс методов. Так, если плохие отметки вызваны неспособностью понимать материал и пробелами в знаниях, нужно подумать о дополнительных занятиях, а также проанализировать, как подается учебный материал в школе. Возможно, придется заниматься помимо школы и найти другого учителя или учебное заведение. Кроме физических действий, стоит позаботиться о моральной поддержке. Плохие оценки и реакция на них родителей могут ухудшить отношения, породить у детей чувства неуверенности и стыда. Если вы замечали за собой такое, поработайте над собственными ожиданиями от ребенка (почему именно от него, а не от себя вы ждете успехов) и его эмоциональным состоянием.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Общение с ребенком
Как мы уже упоминали, потребность в связи со “своим” взрослым - жизненная необходимость для ребенка. Уже сам факт разрыва этой связи - веская причина “забить” на учебу и другие сферы жизни. Поддерживайте эту связь.
Выстраивая доверительные отношения со своим чадом, вы быстрее определите причину охлаждения школьника к учебе. О буллинге или конфликте с учителем ребенок скажет сам. Будучи уверенным, что его поддержат и помогут, он также поделится, что страдает головными болями или не понимает материал. Одним словом, дружелюбное, доверительное и искреннее общение с ребенком - залог решения многих проблем.
Один из советов, как заинтересовать ребенка учебой - подключение внутренней мотивации и искренний интерес со стороны родителей к происходящему в школе. Не забывайте каждый день узнавать, как прошел день. Старайтесь избегать вопросов “Ну что, какую оценку сегодня получил?”. Лучше замените их на “С каким настроением ты вернулся /вернулась из школы? Чем запомнился сегодняшний день? Какой урок оказался самым интересным и почему?”. Иначе говоря, разворачивайте внимание школьника на процесс.
Организация режима дня
Одно из слагаемых продуктивного обучения - правильно организованный режим дня. Он должен учитывать возрастные, физиологические и личные интересы ребенка. Под режимом дня понимается чередование отдыха и разных активностей, причем с обязательной сменой деятельности. Правильный распорядок - это ключ к эффективности и защита от переутомления.
Говоря о режимных моментах, уделите внимание и питанию детей - насколько оно сбалансировано? Дефицит определенных нутриентов может вызвать проблемы с памятью, внимательностью, концентрацией. Для работы мозга важно поступление в организм белка, витаминов В и Е, железа, цинка, магния.
Контроль за выполнением домашнего задания
Современный образовательный процесс предполагает изучение нового материала в школе, а его закрепление - дома. Если ребенок испытывает негативное отношение к обучению, то и выполнение “домашки” может стать настоящей пыткой и для самого школьника, и для родителей.
С первого класса организуйте учебный процесс так, чтоб ребенок знал, в какое время он выполняет домашнее задание. На это должно быть выделено определенное время в расписании.
Первое время родитель может читать задание и объяснять его. Со временем отдайте эту функцию ребенку. Пусть школьник сам читает задание, своими словами поясняет вам, что требуется сделать, а затем приступает к выполнению. Если домашка непонятна, загляните вместе с ребенком в классную работу, чтобы найти алгоритмы выполнения, задайте наводящие вопросы.
Задание выполняется самостоятельно. Если возникли трудности, ребенок обращается к родителю. Задача последнего - стимулировать поиск ответа на вопрос (с помощью совместного решения похожего задания, примеров из учебника или жизни, правильно поставленных вопросов).
Домашка выполняется в черновике или проговаривается устно, после чего записывается в тетрадь. Завершите выполненное задание самопроверкой.
После того, как все уроки сделаны, предложите ребенку сразу собрать портфель на следующий день. Так сформируется полезная привычка, которая станет обязанностью.
Мотивация в младшей и в старшей школах
Мотивация в средней школе должна постепенно переходить от внешней к внутренней. Если первоклашку мы можем мотивировать похвалой и подарками, то с подростком такой метод либо перестанет работать, либо превратится в шантаж (“А что вы мне купите, если я закончу четверть без троек?”).
Пробудить внутреннюю мотивацию можно через осознание ребенком, что он сделал открытие. Этого помогут добиться занятия, выстроенные по принципу проблемного метода: ученику дается проблема, а он сам находит решение, словно делает открытие.
Конечно, не каждая школа может похвастаться столь захватывающей методикой преподавания, но если вы, как родитель, заинтересованы этим вопросом, вы найдете решение. Верно?
Также важно психологически подготовить ребенка к поступлению в школу - рассказать о возросших обязанностях и том, что вы всегда рядом. Поддерживайте его эмоционально, но не опекайте - больше доверия и свободы.
Помощь и адекватная оценка ситуации
Большинство родителей одинаково неверно реагируют на отсутствие мотивации к учебе и плохие отметки. Речь идет о ругани, криках, а иногда и физическом наказании.
Говоря объективно, это никогда не изменит ситуацию, как и страшилки о профессии дворника. Лучшим решением станет понимание, почему нет интереса к учебе и как работать с этим.
Ребенок и сам не рад низким оценкам, возможно, испытывает дискомфорт из-за непонимания школьной программы или слов учителя. Родитель должен помогать и поддерживать. Проверьте, говорите ли вы своему школьнику такие фразы: “Я в тебя верю”, "У тебя обязательно получится”, “Мы справимся с этой сложностью вместе”.
Приучение детей к самостоятельности
Самостоятельность невозможна без веры в собственные силы, ответственности и силы воли. Воспитывайте эти качества задолго до поступления в школу. Начать можно с того, что в некоторых ситуациях давать сыну или дочери свободу выбора. И даже если этот выбор приведет к не самым приятным (главное, неопасным) последствиям, это будет хорошим уроком. Ребенок не будет бояться ошибок.
Также, начиная уже с дошкольного возраста, определите для чада круг его обязанностей: чистить зубы и умываться, складывать вещи после прогулки и убирать игрушки. Постепенно круг ответственности расширяется и усложняется, и уроки обязательно входят в эту зону. Постарайтесь усвоить это в первую очередь, тогда и у ребенка не возникнет возражений.
Предложите вместе составить список покупок, например, что нужно первокласснику в школу. Учёт детского мнения автоматически повышает желание быть причастным к делу.
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребенка учиться
Вредны любые сравнения ребенка: "А вот я в твоем возрасте/старшая сестра/отличник Петька”. Фразы в духе “сын маминой подруги” вызовут еще большее отторжение от школы и испортят отношения между вами. Дети младшего школьного возраста и вовсе могут расценить это как нелюбовь к себе - того, кого хвалят, и любят больше. А он, такой неидеальный в учебе, и вовсе нелюбим.
Следующий запрет - переходить на личности. Слова сильно ранят даже взрослых, и особенно детей, когда они звучат из уст значимого человека. Уже доказано, что если ребенка регулярно называть не сообразительным, несобранным, неаккуратным, рано или поздно он воспримет это как данность. Если мама-папа так говорят, значит я такой и есть.
Помните, что мы, взрослые, умеем вешать ярлыки не только словами, но и взглядом, голосом, мимикой. Тут достаточно вспомнить цитату из одной книги: “Когда мама сердится, она будто толкается взглядом”.
Советы психолога
Обучение требует от детей сил, спокойствия и хорошего настроя. Логично, что прежде чем сажать ребенка за уроки, позаботьтесь, чтоб он был сытым, отдохнувшим и хорошо себя чувствовал.
Конечно, большинство мам и пап в первую очередь кормят своих школьников и лишь потом отправляют делать домашку. Но при этом уже с порога, едва ребенок зашел домой, начинается напоминание про уроки: “Раздевайся, мой руки и ешь быстрее, тебе еще уроки делать”.
Вспомните себя: когда перед нами стоит какая-то задача, которая постоянно крутится в голове, это очень тревожит и раздражает. А теперь представьте, что об этой задаче постоянно напоминает авторитетный для вас человек. Поэтому сначала дайте ребенку отдохнуть и отвлечься от школы, а потом уже напоминайте про домашку.
Также позаботьтесь об организации рабочего места - оно должно быть светлым, удобным, приятным школьнику. Вспомнить тему и быстрее вникнуть в задание поможет совместный просмотр классной работы или конспектов предыдущих уроков. Это, кстати, позволяет быстро понять, если ребенок не совсем хорошо усвоил материал. В таком случае сначала ликвидируем пробел, а потом приступаем к выполнению домашних упражнений.
Поощряйте увлечения чада, не говорите “Опять ты со своим компьютером! Лучше б математику решал”. Напротив, постарайтесь “подвязать” хобби и школьные предметы. Например, тот же язык программирования напрямую связан с математикой.
Если у ребенка возникают вопросы, даже не связанные с обучением, возьмите за правило подробно и с увлечением отвечать на них. Не знаете ответа - обратитесь к интернету, книгам, более старшим родственникам. Это будет формировать любознательность ребенка, научит его искать ответы и задавать вопросы - не только окружающим, но и себе.
Воздержитесь от критики в стиле “Тут ошибка, там двойка. Ну ты совсем что ли?”. Если что-то не получается, сядьте с ребенком и проанализируйте, почему так получилось. Помните главное правило педагогики - критикуем не ребенка, а поступок, и лучше делать это наедине. Порицание даже на глазах бабушек-дедушек, папы, сестер может обидеть. И, конечно, не забывайте хвалить даже за самые небольшие победы.
Айкьюша и команда