Позади остался кризис трёх лёт, кажется, что взрослым можно выдохнуть и расслабиться, но не тут-то было! Дети растут, и наступает новое испытание для родителей — возраст почемучек. Сто тысяч разных «Зачем?» и «Что это?» сыпятся на мам и пап без остановок. И если на одни вопросы мы можем быстро дать простой и понятный ответ, то тема «Откуда берутся дети» может озадачить практически любого родителя. Что, когда и как говорить детям, которые заинтересовались этим? Можно ли не говорить на эту тему, избегая разговоров «об этом»?
Почему важно объяснить?
Познание — это ключевая деятельность в развитии человека. Знакомясь с окружающим миром, шаг за шагом расширяя свой кругозор, дети формируют свой багаж знаний. Эти знания могут носить прикладной характер (как правильно одеваться), быть научными (правила решения математических задач), художественными (изображать мир в образах), абстрактными (знания о космосе). Абстрактное мышление позволяет познакомиться как с объектами, которые физически абсолютно недоступны человеку, так и с теми вещами и процессами, с которыми предстоит встретиться в будущем.
Для ребёнка вопрос его появления на свет как раз относится к последнему типу знаний. Маленький человек не может понять, как это происходит, но в нужном возрасте всё равно с этим столкнётся. Задача взрослых — подготовить малыша к такому событию. Если родители вовремя не станут источником знаний, то ребёнок найдёт его в другом месте. И в этом случае уже нет гарантий бережной и качественной подачи интимного знания. А значит, взрослые упускают формирование ориентира в межполовых отношениях и дальнейшей судьбе своего ребёнка.
Как правильно ответить?
Итак, вы услышали от малыша неудобный вопрос. Как же правильно ответить? Прежде всего, помните, что важно не только, что, но и как вы скажете. Специальные научные исследования вывели «Правило Меграбяна» или иначе «55-38-7». По этому принципу 55% информации между людьми передаётся невербальным путём (мимика, жесты), 38% — паравербальным путём (интонация), а 7% — непосредственно словами. Поэтому успокаиваемся, не отводим взгляд, не закрываемся, не скрещиваем ноги или руки на груди и, тем более, не отворачиваемся.
Какие ещё аспекты невербального общения могут носить отрицательный характер:
направленные от ребёнка носки обуви взрослого (расценивается как неуважение, пренебрежение),
жест, когда взрослый кладёт руку на голову малыша (давление, указание, кто главный, а кто в подчинении),
частое почёсывание носа, поправка причёски, поглаживание подбородка выдают озадаченность, неуверенность, размышления.
Постарайтесь сделать так, чтобы поза и выражение лица были доброжелательны, без стеснения и негатива. Самый лучший вариант общения с ребёнком на любую важную тему, не только во время разговора о появлении детей, — это открытая позиция. В это время взрослый должен находиться глазами на уровне ребёнка: вам надо присесть или малыш должен встать, например, на стул. Положение туловища фронтально к ребёнку, руки, пальцы, ноги не переплетены, взгляд прямой. Можно также расположить руки ладонями вверх, что создаст ещё бОльшую обстановку доверия и принятия. В голове обязательно держим добрый настрой!
Так как великая роль невербального общения проявляется везде, то можно даже порепетировать перед зеркалом разные позы и использовать их потом не только при общении с малышом на серьёзные темы, но и в повседневной жизни.
Итак, идём дальше: что и как говорить?
Советы о содержании беседы
Основное правило, которого должны придерживаться родители, отвечая на неудобные «почему» детей, — давать ответ ровно на поставленный вопрос.
— Мам, а как я родился?
Вариант 1, неправильный:
Все версии из категории добрых аистов, капустных историй, удачных магазинных покупок и других альтернатив правде.
Помните, перед вами — равноправный собеседник, который обратился за нужной ему информацией. Да, ему мало лет. Однако ничто не мешает нам использовать доступные способы объяснений, как, например, в случае с красавицей-осенью, зимушкой-зимой и т.п. Ведь мы только одушевляем природные события при рассказах о временах года, но не говорим неправду и не сочиняем сомнительные истории для передачи знаний. Разве что, кроме разговоров про Дедушку Мороза :)
Рано или поздно ребёнок узнает правду, и тогда авторитет взрослого будет подорван.
Вариант 2, снова неправильный:
— Ох, это было так сложно! Мы приехали в роддом за пару дней до твоего рождения. Персонал был такой невнимательный, а я не успела выбрать тебе кроватку…
Перегруз ненужными деталями уводит от сути. Так рождается подозрение и недоверие из-за ухода от темы разговора. Согласитесь, что и нам, взрослым, неприятно вместо желаемого ответа на свой вопрос получать массу неважной информации. Почему мы тогда думаем, что дети перенесут это нормально?
Как правильно ответить? Это будет зависеть от возраста и подготовленности ребёнка.
Рекомендации по возрастам
Пятилетке вовсе не обязательно знать всё о различии половых органов. Такая информация не по возрасту может привести к негативным последствиям в виде отвращения к себе и близким, а также нежелания и боязни взрослеть. Неуместно и десятилетнего, уже почти подростка, насильно выводить на откровенные беседы, потому что у него уже появляется стеснение от этой темы. Давление недопустимо, поэтому правильность подачи будет полностью зависеть от возраста и подготовленности ребёнка.
Дошкольный возраст
Как рассказать, откуда берутся дети, если ребёнку мало лет? Во-первых, надо понять, что родителям всегда будет казаться, что их малыш недостаточно взрослый даже по окончании школы. Потому здесь важно не потерять опорные точки. Самый лучший возраст для начала разговора с детьми на тему секса — именно дошкольный. Это не значит, что мы сразу излагаем все технические аспекты, вовсе нет. Мы закладываем фундамент здоровых отношений между мужчиной и женщиной, в результате которых ребёнок появляется на свет.
В этом возрасте нужно объяснить о главной роли чувств, при этом нужно не забывать и о важных деталях: как ребёнок оказался в мамином животике? Где рождаются дети? Что такое пуповина и пупок? Как извлекают ребёнка из живота? и т.п. Помним, что нагружать малыша дополнительной информацией, если на неё нет запроса, не нужно! Можно показать шов от кесарева сечения и спокойно объяснить, что иногда, в некоторых случаях, врачи вынуждены проводить такую операцию. Она проходит под тщательным наблюдением в больнице. Маме, если и было больно, то эта боль была временной и не идёт ни в какое сравнение с огромной радостью от первой встречи с малышом.
Важен также рассказ о роли папы. Пренебрежительное отношение к роли отца недопустимо. Даже в самой сложной жизненной ситуации надо постараться поблагодарить его за появление крохи на свет, пусть даже его роль, как родителя, только в этом и заключалась.
В целом, старайтесь не давать оценочных, особенно негативных, суждений, делайте упор на факты и отвечайте только на поставленный вопрос, не перегружая деталями.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Младший школьный возраст
Попадая в коллектив, ребёнок может сталкиваться с альтернативной информацией, которая противоречит семейной. Мы можем порадоваться успехам первоклассника в математике, а вот будем ли мы рады, если он похвастается знаниями по нашей теме разговора? Психологи рекомендуют не пускать этот процесс на самотёк и брать управление им в свои руки.
Сами инициируйте разговоры, объясняйте и демонстрируйте доверие и готовность 24/7 отвечать на любые вопросы. Обещайте не ругаться и сдерживайте это обещание.
Начинайте больше просвещать о безопасности, присмотритесь к соответствующим книгам, например, “Откуда берутся дети” К. Дейнс, “Как я появился на свет?” К. Януш, М. Линдман и “Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология” К. Верду, Ж. Коэн, Ж. Кантан, Ж. Торджман.
Для начала ознакомьтесь с книгами самостоятельно, возможно, какие-то из них подойдут для чтения и дошкольникам.
Дети постарше
Браться объяснять подросшему ребёнку, откуда берутся дети, может быть сложно из-за смущения со стороны школьника. Дети предподросткового возраста уже осознают интимность этой темы и стараются отшучиваться, отбрыкиваться и уходить от разговора, приговаривая, например, что они и так уже всё знают.
Остаётся признать, что дети растут, превращаясь из наивных почемучек в колючих кактусов. Помните, что любые метаморфозы сопряжены с кризисными ситуациями, поэтому будьте бережны с детьми. Чтобы процесс передачи знаний меньше травмировал обе стороны, рекомендуем, кроме разговоров и рассказов, предложить подросткам специальные книги для самостоятельного прочтения. Можно вручить авторов, указанных выше, или использовать следующие пособия: “Давай поговорим про это” Р. Харриса в качестве первой части и “Давай поговорим о том, откуда берутся дети” как продолжение того же автора. Обратите внимание и на энциклопедии по анатомии. В них тема различия полов, зачатия, беременности и родов рассматривается наряду с другими особенностями строения человеческого тела.
Самое главное — запаситесь терпением и не давите на ребёнка, показывайте вашу готовность к разговорам “об этом” и не теряйте нить доверия.
Ошибки родителей
Кроме неправильных вариантов поведения родителей, о которых мы рассказали выше, возможны и другие ошибки, например:
желание пристыдить и вызвать чувство вины за такие неудобные вопросы;
насмешки и высказывания, задевающие ребёнка;
отсыл ко второму родителю.
Любые оплошности, допущенные при обсуждении этой деликатной темы, могут иметь серьёзные последствия. Поэтому попробуйте заранее подготовить нужные фразы, не допускайте излишней откровенности, возьмите за правило не давать неверной информации и не стыдиться самого вопроса.
Помните, что любые формулировки могут быть использованы только в том случае, если действительно совпадают с вашими взглядами на жизнь. Определитесь, какими ценностями вы готовы делиться с ребёнком, и вперёд, к новым горизонтам родительства! Удачи вам!
Анастасия Барышникова,
социальный педагог-психолог, арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения