Первоклассники воспринимают школу как новый уровень игры, а родители осознают всю ответственность, которая будет сопровождать их ближайшие 9-11 лет. И в этом большая разница! Давайте разбираться, как не переложить на детские плечи непосильный пока ещё груз важных решений, но и не допустить превращения школы в игровую площадку.
Правильная мотивация — залог успешной учебы
Перед поступлением в школу дети проходят диагностику у психолога. Не стоит этого бояться! Проверка направлена на определение сформированности психических процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления, речи, воображения), а также мотивации ходить в школу.
У каждого малыша не только свой уровень подготовленности, но и стимул посещать учебное заведение. Например, один ребёнок ходит в школу играть, другой — дружить и общаться, а третьему важны только успехи в учёбе. Также встречается самая зрелая и одновременно редкая мотивация — это получение знаний и сам процесс обучения. Если вы определите такой стимул, вам будет проще помочь малышу “дозреть” до правильной, то есть учебной мотивации.
Если ваш ребёнок ещё играет как в детском саду, то потребуется время и терпение. Главное, не включайте строгость и жёсткую дисциплину, иначе малыш просто “выйдет” из этой игры. Тогда восстановить доверие к школе будет очень сложно!
Дети, которые приходят в учебное заведение дружить, будут болтать на уроках и расстраиваться, если с ними мало общаются. Такому ребёнку нужно помочь научиться выстраивать отношения с одноклассниками без ущерба для занятий. Для этого больше интересуйтесь его жизнью вне уроков и вместе обсуждайте школьные дела и ситуации.
В первом классе оценок не ставят, но это не значит, что ребёнок, который идёт в школу за достижениями, не будет к ним стремиться. Здесь главное — дать понять малышу, что вы его любите и гордитесь им при любых достижениях. В противном случае, он вырастет перфекционистом, который будет стараться оправдывать чьи-то ожидания.
Учебная мотивация — это правильный стимул для каждого школьника. Давайте разберёмся, как её сформировать у первоклассника.
хвалите ребёнка не за оценки, а за его усилия, упорство, старания. Акцентируйте внимание на важность знаний, их роль в достижении результата;
поощряйте рассуждения в ходе разговора, задавайте и отвечайте на вопросы;
посещайте вместе с малышом тематические мероприятия, рассказывайте о том, что вам интересно;
обращайте внимание, как знания пригождаются в повседневной жизни.
Готов ли ребёнок к школе
Одни родители считают, что в 6,5 лет идти в школу нормально, а другие же уверены, что и в 8 лет ещё рано. Как же понять, когда дошкольник готов сесть за парту?
Успешное обучение зависит не только от интеллектуальных способностей ребёнка, но и от его психоэмоционального и физического развития.
Адаптация первоклассников
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым условиям жизни, которые появляются с началом учёбы в школе. Каждый первоклассник переживает этот процесс по-своему. Адаптация связана с физическим и психоэмоциональным состоянием ребёнка и может длиться от 2 до 6 месяцев.
Физическая адаптация
Организм малыша подстраивается к новым нагрузкам. Особо ощутимый стресс проходит в первые две-три недели. В это время дети могут быть сильно уставать, капризничать, плохо себя вести из-за снижения саморегуляции. Важно, чтобы родители терпимо пережили этот период, поддерживая своего первоклашку.
Социально-психологическая адаптация
Дети по-разному вливаются в школьную жизнь. Кому-то на это понадобится всего одна четверть, а некоторым будет сложно первое полугодие. Основная задача родителей — отслеживать состояние своего школьника. Плохое поведение, сложности во взаимоотношениях в классе, сильное нежелание ходить в школу — всё это может указывать на трудности адаптации.Причины для этого могут быть разные. Например, неадекватные требования педагога или родителей, регулярные неудачи в школе, конфликты с одноклассниками, перегрузка дополнительными занятиями. В таких случаях нужно вовремя разобраться с причиной трудной адаптации, чтобы в дальнейшем избежать нарушений психического здоровья.
Для того чтобы помочь первокласснику легче адаптироваться к школьной жизни, используйте наши практические советы.
Интересуйтесь, что происходит с ребёнком в школе
“Чем занимались на переменах?”, “Как тебе урок математики: скучно или интересно?”, “Тебя сегодня спрашивали?”, “С кем нравится общаться из одноклассников?” и т.д. Предложите вместе составить список к 1 сентября.Давайте право на ошибку
Ошибаться — это нормально. Если ребёнок что-то сделал не очень хорошо или допустил ошибку, то поддержите его фразами “Ты очень старался”, “У тебя уже лучше получается”, “А вот тут ты сделал просто замечательно!”, “В следующий раз у тебя обязательно всё получится!”.Соблюдайте режима дня
Очень важно, чтобы у новоиспечённого ученика был чёткий режим дня с качественным отдыхом и полноценным питанием. Не стоит совмещать занятия в секции или кружке с началом учёбы, так ребёнок будет перегружен.Помогайте
Переступая порог школы, малыш становится учеником, но в первые недели ему трудно охватить всю зону ответственности, которая на него неожиданно свалилась. Помогайте, но не выполняйте за него все школьные обязанности: собирать учебные принадлежности, брать форму, готовиться к урокам. Со временем ребёнок привыкнет и будет делать всё сам.Отслеживайте свои чувства
Первый класс — это очень волнительное время для всей семьи. Ваша тревога понятна, но постарайтесь не передать её ребенку. Говорите с малышом о новом этапе жизни спокойно, без эмоционального приукрашивания. К моменту поступления в школу дети уже должны знать основы безопасности, но не лишним будет напомнить ещё раз.
Режим дня
Каждый ребёнок привыкает к школе в своём темпе: одни делают это быстрее, другим требуется больше времени. Но особенно сложными для всех становятся первые 2-3 недели. Довольно часто к концу первой четверти дети чувствуют усталость, у них снижается аппетит, ухудшается сон и настроение. На лицо признаки психоэмоционального перенапряжения.
Чтобы помочь ребёнку легче адаптироваться к новому жизненному этапу, обязательно наладьте режим дня. Имея чёткий план, соблюдая график сна и бодрствования, учёбы и отдыха, а также уделяя достаточно времени игровой деятельности, дети меньше чувствуют тревогу и лучше восстанавливаются.
Начинайте соблюдать режим, максимально приближенный к школьному, уже с конца лета, а не с 1 сентября. Если ребёнок ходит в сад, ему будет гораздо проще перейти на школьный график.
Если же малыш не посещал садик, то перестраиваться на новый лад придётся немного дольше. Конечно, хочется дать своему ребёнку больше бегать во дворе, подольше поспать, а вечером посмотреть кино допоздна. Но на то мы и взрослые, которые понимают, как будет сложно малышу спустя несколько недель. В наших силах позаботиться о ребёнке, подготовив его организм к школьному распорядку дня.
Обязательно приучите малыша завтракать горячей сытной пищей. Это будет давать ему энергию, так нужную за школьной партой.
Вот примерный распорядок дня будущего школьника:
07:00 — подъём, водные процедуры, утренняя гимнастика, переодевание и уборка постели;
08:00 — завтрак;
09:00 — занятия по подготовке к школе. Проведите два урока по 25-30 минут. Затем обязательно устройте перерыв в 20-30 минут. На переменке можно вместе сделать разминку или предложить малышу самостоятельно поиграть, но не сидеть с гаджетами;
11:00 — прогулка перед обедом;
12:30 — обед;
13:30 — дневной сон или спокойное время (почитать книгу, послушать спокойную музыку);
15:00 — свободное время малыша, полдник, прогулка, подвижные игры;
17:30 — спокойные игры (рисование, лепка, конструктор и т.д.) Когда ребёнок пойдёт в школу, в это время он будет делать домашнее задание;
18:30 — ужин;
19:30 — свободное время, игры, прогулка;
20:30 — подготовка ко сну;
21:00 — сон.
Как только малыш станет первоклассником, его режим дня, безусловно, поменяется, но не так сильно. Возможно, придётся вставать чуть раньше, если занятия в школе будут начинаться с 8 утра. Обязательно давайте ребёнку время для подвижных игр, ведь в школе он много времени проводит сидя за партой.
Если малыш посещает спортивные секции, обязательно следите, чтобы он не переутомился. Если же ребёнок только мечтает о спорте, то определиться с выбором вам поможет наша статья “Виды спорта для детей”.
Правильный отдых
К сожалению, первоклашки часто становятся заложниками родительских амбиций. Например, досуг детей может быть организован чересчур активно: и музыкальная школа, и уроки английского, и танцы, а ещё два раза в неделю бассейн. День юного школьника расписан по минутам, и в этом режиме нет времени на полноценный отдых, чтобы просто погулять или поиграть! Такой активный образ жизни приведёт ребенка к истощению.
Норма прогулки для младших школьников — 3-3,5 часа в день. Пусть малыш подольше прогуляется после школы, поиграет во дворе перед ужином или выйдет вечером на прогулку. Тогда его сон будет крепким и спокойным.
Не стоит пренебрегать дневным отдыхом. Нередко дети устают после школы, но не хотят ложиться спать, ведь они уже “большие”. Расскажите ребёнку, что “большие” тоже хотят спать в обед, но не всегда могут из-за работы.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Самостоятельность ребёнка
7 лет — идеальный возраст для формирования самостоятельности. Конечно, первоклассник ещё не готов к полному самоконтролю, поэтому ему требуется ваша помощь. Вот несколько рекомендаций, которые помогут развить у ребёнка самостоятельность.
Домашнее задание выдают школьнику, а не родителям. С первых школьных дней давайте малышу возможность выполнять уроки самостоятельно! Не делайте их за него или только в вашем присутствии, не сидите всё время рядом. Даже первоклашке достаточно всего пару дней показать, как и что делать в домашнем задании. Если ребёнок просит помощи, конечно, не стоит отказывать! Подойдите, помогите, а потом займитесь своими делами. Если малыш с первого класса привыкнет делать уроки без взрослых, то потом вам не придётся проводить все выходные за школьным столом со своим семиклассником.
Проверять домашнее задание — это работа учителя, а не родителя. Проверяйте домашку, только если ребёнок сам попросит об этом. Учитесь доверять своему школьнику! Безусловно, первоклашке нужно помогать с проверкой, но не превращайте это в систему. Научите малыша самостоятельно проверять выполненные задания.
Ни в коем случае не кричите и ругайте за ошибку! Это показатель, что ребёнок ДЕЛАЛ домашнее задание, а вот результат второстепенен. Сначала скажите школьнику, что у него хорошо получилось, а потом спокойным голосом укажите на ошибки Помогите разобраться с теорией к заданию, если ребёнок не понимает тему. Криком вы добьётесь только отторжения, ведь после скандала малыш не захочет садиться за домашку из-за страха сделать ошибку.
Собирать школьные принадлежности и учебники с тетрадями в рюкзак — это тоже зона ответственности ребёнка, к которой его нужно приучать. Сначала помогаем: показываем и учим, что нужно брать с собой в школу. Затем постепенно даём возможность самому собрать свои вещи и аккуратно сложить их в портфель.
Отметки — это не то, о чём первым делом нужно спрашивать после учёбы. Сначала узнайте, что интересного сегодня было в школе, а только потом уточните, какие оценки получил ваш ученик. Первоклассникам в основном не ставят их, но все равно имеется определённая система оценивания. Однако для ребёнка это не самое важное, ведь у него стооолько всего разного и интересного происходит помимо уроков. “В класс залетела большая муха и мы всем классом её выгоняли!”, “На уроке физкультуры я забил гол!”, “Я поругалась с Мариной из-за расчёски” и т.д. Вот что важно для человека в этом возрасте! Выслушайте, помогите советом и дайте возможность почувствовать вашу безусловную поддержку.
Не критикуйте, используя фразы: “Вот если бы ты на уроке не вертелся, то уже давно бы решил эту задачу”, “Наверняка болтаешь на уроках? Давно бы уже всё сделал, если бы внимательнее в школе был!” и прочие. Такими комментариями вы выпускаете собственную злость и убиваете в ребёнке все желание учиться.
Если у малыша бывают сложности с самоконтролем, нет желания учиться, а также случаются конфликты с одноклассниками, не вводите дома жёсткую дисциплину и не требуйте нормального поведения. Так вы ничего хорошего не добьётесь, а ребёнок может замкнуться. Тогда уже возникнут настоящие сложности. В каждой школе есть психологи, которые помогут разобраться в трудностях учебной адаптации. Обратитесь к ним за консультацией, чтобы в дальнейшем избежать больших проблем.
Как правильно организовать выполнение домашних заданий?
Согласно закону №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Простыми словами, в первом классе могут вводить домашние задания, решение об этом принимается внутри самой школы. Чтобы выполнение домашки не превратилось в наказание, предлагаем вам несколько рабочих правил, которые помогут первокласснику без стресса привыкнуть к новым обязанностям.
Превращаем в привычку
Выполнение домашнего задания должно стать привычным. Для этого необходимо придумать определённый ритуал, чтобы мозг настраивался на учёбу. Например, это может быть включение настольной лампы или перевод смартфона в режим “Не беспокоить”, а то и вовсе оставить гаджет в другой комнате.Ничего лишнего
На столе не должно быть лишних вещей. Фоторамки, сувениры, копилки и другие предметы будут привлекать внимание ребёнка. Тогда ему будет сложнее сосредоточиться над домашкой, а время выполнения только растянется.Съешьте “лягушку”
Приступайте к выполнению домашнего задания с самого сложного предмета. Как советуют педагоги и психологи, сначала съешьте “лягушку” — урок, который кажется самым тяжёлым, а потом всё пойдёт легче. Ведь полный сил ученик быстрее и лучше справится с трудной задачей.Не забывайте про отдых
Обязательно делайте перерывы между выполнением домашки по разным предметам. Небольшие “переменки” нужны ребёнку для расслабления мозговой активности. Лучше всего свободную пятиминутку провести активно: перекусить, сделать разминку, а не залипать в гаджет.Во всём мера
Письмо — это самый сложный урок для первоклашки. Тут и решать ничего не надо, но зато ровное вырисовывание соединений и букв становится неимоверно трудным занятием. Не заставляйте ребёнка переписывать снова и снова палочки-крючочки. Обязательно похвалите своего ученика за старание и найдите хотя бы одну букву и палочку, которую он сделал лучше всех.Воспитывайте самостоятельность
и не выполняйте домашку за ребёнка! Это очень плохая идея, даже если вы это делаете из самых добрых побуждений. Ребёнок должен нести ответственность за выполнение домашней работы с первого класса.
Собираем портфель
Кто главный помощник первоклассника? Конечно, портфель, рюкзак или ранец! Выбор “помощника” — это дело ответственное. Ведь он должен служить верой и правдой своему хозяину целый год, а то и два. Желательно, чтобы ранец был с жёсткой ортопедической спинкой, имел широкие лямки (не менее 4 см), был укомплектован несколькими карманами и весил не более 700 грамм. Важно: полностью собранный портфель для первоклассника должен иметь вес не более 1,5 кг.
А теперь давайте разберёмся, что должно быть в школьном рюкзаке ученика 1 класса.
Полный список принадлежностей на родительском собрании выдаёт учитель. Мы подготовили для вас топ самых нужных принадлежностей для любого первоклассника. Что нужно первокласснику в школу:
дневник;
тетради в клетку и косую линейку (иногда учителя просят закупать одинаковые тетради для всего класса);
обложки на тетради и учебники;
пенал;
ручки с синей и зелёной пастой;
простой карандаш, точилка, ластик;
цветные карандаши, фломастеры;
линейка 20 см;
акварельные краски, кисточки, альбом;
цветная бумага;
цветной и белый картон;
клей-карандаш, клей ПВА;
ножницы
пластилин, доска для лепки.
Также каждому ребёнку не лишним будет иметь в школьном рюкзаке маленькую упаковку влажных салфеток и небольшую бутылку с водой.
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу?
Если малыш вдруг начал отказываться ходить в школу, то сначала выясните причину этого. Их может быть несколько:
Адаптация
Если первоклассник в начале года не хочет идти в школу, то это может быть процессом адаптации. Организм испытывает стресс из-за увеличения нагрузки, и в результате дети становятся раздражительным, плаксивыми, быстро утомляются. Если причина в этом, то лучше всего уменьшить список домашних и внеучебных дел и регулярно хвалить ребёнка (“Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня только две. Молодец!”) и соблюдать режим дня.Конфликт с учителем
К сожалению, часто встречается ситуация, когда малыш и учитель “не совпали”. Например, это может быть из-за разности темпераментов. Учитель-холерик преподает в быстром темпе, а ребёнок-флегматик не успевает воспринимать материал. В результате новоиспечённый школьник хочет избежать сложных для него ситуаций и отказывается идти в школу. В таком случае нужно мягко обсудить с учителем возникшую сложность и вместе найти решение.Конфликты с одноклассниками
Иногда дети испытывают на себе насмешки сверстников, подтрунивания. В таких случаях малыши, которых дразнят, могут отказаться ходить в школу. Самостоятельно такой конфликт разрешить не удастся. Необходимо поговорить с учителем и обратиться к школьному психологу.Неоправданные ожидания
Если ребёнка настраивали, что в школе будет всегда интересно и весело, а оценки будут только хорошие, то, столкнувшись с реальностью, первоклашка может сильно разочароваться. С самого начала честно говорите с малышом, рассказывая, что в школе дают много новых знаний. Однако чтобы чему-то научиться, придётся трудиться, а ещё нужно соблюдать школьные правила. Совершать ошибки — это нормально, ведь только так мы сможем стать лучше. Обратите внимание, что нагрузка в начальной школе также влияет на впечатления от учебного процесса.
Проводите больше времени со своим будущим первоклассником, говорите с ним, играйте, мечтайте и делитесь своими эмоциями. Начните готовиться к школе заранее, например, используя наши игровые упражнения, тогда и адаптация для всех пройдёт легче и мягче.
Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru