Каждый взрослый примерно представляет, как научить дошкольника азам математики, но не каждый догадывается, что математическому мышлению и основным математическим понятиям можно обучить, используя повседневные дела, навыки и предметы окружающего нас мира.
Приготовление пищи
Готовя еду, можно знакомить детей с понятием веса и размера, здесь пригодятся навыки счета и оценки результата. Например - отмерить три ложки сахара, один стакан молока, добавить четыре яйца. Дети любят возиться на кухне, а взрослые достигают цели – обучение ребенка математическим основам.
Действие по образцу
Составить образец-шаблон можно из окружающих нас повседневных вещей – скрепок, карандашей, деталей конструктора, варежек, прищепок, стикеров и многого другого.
Прочитав стихотворение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой, -
Создадим шаблон из цветной бумаги - желтый, красный, голубой и попросим ребенка его продолжить. С группой детей можно поиграть в шаблоны, например такие: построиться в ряд мальчик-девочка-мальчик-девочка, или сидит-стоит, подняты руки-опущены.
Изучаем фигуры
Строительство и дизайн – еще одна грань нашей повседневной жизни. Научить ребенка распознавать и идентифицировать простые геометрические фигуры, создавать из них новые объекты – еще одна задача, помогающая ребенку понять структуру и строение нашего мира. Предоставьте ребенку возможность для работы с формами – играя, ребенок изучает, как сочетать формы друг с другом, чтобы создать здания машины, дома и другие предметы.
Счет
Изучаем соответствие написанной цифры количеству предметов. Такими предметами могут быть пробки и крышечки, макароны, орехи, наклейки и многое другое. Выкладываем нужное количество предметов рядом с цифрой. Работать можно как в группе, так и индивидуально.
Математические игры
Для игры понадобится большой кубик с цифрами. Ребенок бросает его, и делает выпавшее ему число шагов, прыжков или проходит столько размеченных на полу квадратов. Играть можно в помещении или на улице, совмещая двигательную активность с изучением математики.
Оценка
Чем чаще дети оценивают, сколько предметов в этой кучке, банке или корзине, тем активнее они следят за подсчетом, чувствуют себя участниками процесса оценки, и тем точнее становятся их оценочные предположения .
Дети любят исследовать большое разнообразие материалов, особенно если они участвовали в сборе этих предметов.
Сравнение и сопоставление
Не обязательно иметь дорогие пособия, чтобы научиться этому навыку. Например используем нашу обувь. Изучим такие понятия, как размер, цвет, назначение, материал, принадлежность, назначение...
Сортировка
Многие предметы вокруг нас можно сортировать. Сортируем по цвету, текстуре, размеру, назначению. Это развивает способность организовать материалы для легкого их пересчета, разделения и добавления новых. Сортировка помогает детям в дальнейшем организовать свое пространство так, чтобы в нем удобно было действовать. Один из лучших способов развития таких навыков – уборка материалов после игры.
Мы привели лишь некоторые способы, как интегрировать математику в повседневную жизнь. Множество возможностей исследовать математику – вокруг нас.