На первый взгляд может показаться, что учить детей шахматам — дело сложное. Особенно, если сам не умеешь :) Но это только кажется. Постичь азы шахмат и научиться играть на минимальном уровне можно в любом возрасте! Пусть ребёнок ещё не умеет читать и писать, он всё равно сможет познакомиться с доской, фигурами, шахматной нотацией и попробовать себя в игре. Ну а взрослому никогда не поздно прокачать мышление и узнать что-то новое!
Шахматы для дошкольника
Именно в дошкольном возрасте лучше всего начинать погружение в это увлекательное интеллектуальное занятие. Дети ещё не окунулись в школьную жизнь, и есть время на неспешные и вдумчивые игры. К тому же в этом возрасте малыши особенно легко воспринимают новую информацию, особенно если она подаётся в увлекательной форме.
Занятия шахматами с детьми — отличный способ выйти на новый уровень интеллектуального развития, прокачать память, внимание, развить логическое и образное мышление, научиться рассуждать, ставить цели и достигать их.
Как заинтересовать ребенка игрой
Все дети любят играть. Разные дети выбирают разные игры, поэтому предлагаем несколько способов привить интерес к шахматам у детей:
Вдохновить личным примером
Пожалуй, самый лучший вариант. Если вы не играете в шахматы, самое время начать! Приготовьтесь, что это может быть непросто, ищите логические связи, тренируйте восприятие геометрии доски. Если погрузиться в процесс и иметь план занятий, то самостоятельно учиться игре в шахматы можно без особых сложностей. Подключайте к этому процессу ребёнка: на первых порах можно просто находиться рядом, позволять играть фигурками в детские игры без шахматных правил.
Если у вас уже есть опыт, пробуйте по чуть-чуть обучать ребёнка: знакомьте с доской, фигурами, их возможностями, объясняйте цель игры. Приобретите себе сборник шахматных задач, решайте сами и показывайте малышу, как интересно бывает находить ответ на сложный вопрос. Играйте с другими взрослыми. Рано или поздно ребёнок захочет научиться шахматам, чтобы сыграть с вами и даже победить!
Придумать интересные метафоры
Узнайте про историю шахмат, перескажите её своими словами, порассуждайте, на что похожи фигуры. Читайте детские книги про шахматы и смотрите вместе мультфильмы.
Погрузить в шахматную культуру
Возможно, у вас амбициозные дети? Тогда смело рассказываем про шахматные турниры: медали, кубки и грамоты уже ждут своих героев! А для следующего уровня игроков предусмотрены и ценные призы. Шахматы — это не просто игра, это вид спорта. Люди путешествуют по всему миру для участия в соревнованиях. Профессиональные игроки и любители анализируют и изучают партии других шахматистов, к гроссмейстерам и опытным игрокам приходит слава!
В обществе всегда особенно ценилось умение играть в шахматы. Стать частью этого — достойная цель!
С чего начать игру в шахматы прямо сейчас
Берите в руки доску и фигуры. Множество интернет-ресурсов предлагают играть в онлайн-режиме, но ничто не сравнится с живой партией с фигурами, которые можно взять в руки. Поэтому начинайте осваивать игру потихоньку, сейчас расскажем, как это сделать:
Что рассказать про шахматную доску
Давайте начнём с доски: что мы видим? Череду тёмных и светлых клеточек. В быту мы часто слышим фразу “в шахматном порядке”. 8 рядов и 8 столбцов, 64 клетки - это есть такой порядок. За долгую историю развития шахмат использовать доску с таким количеством клеток оказалось самым оптимальным. Именно она пригодится в игре в классические шахматы. Также есть разные варианты этой игры, например, на троих с доской-треугольником.
Сбоку от полей мы видим буквы (по горизонтали) и цифры (по вертикали). Для современных детей наглядным объяснением координат на доске будет аналогия с навигатором. Чтобы он построил нам верный маршрут, ему надо знать точки (местонахождение) старта и финиша. На шахматной доске координаты полей задаются буквами и цифрами, как в игре “Морской бой”, только буквы тут используются латинские. Это ещё одна зацепка для расширения детского кругозора: что такое латинский алфавит? Кто на нём говорил? Где он сейчас используется?
Итак, клеточки на шахматной доске почти всегда подписаны: по вертикали цифрами, по горизонтали — буквами. Как дошкольнику запомнить правильное расположение доски? Ведь неверный старт может повлиять на исход партии… Для самых маленьких можно взять за правило: белые начинают ходить первыми, значит, с их стороны должна быть цифра 1. Детей постарше научите проверять доску — правое нижнее поле всегда белое. В этом кроется хорошая тренировка распознавания, где право и лево. Объяснить необходимость такого правила можно так: вдруг начнётся партия, а на доске нет ни букв, ни цифр? Надо быть готовым и не растеряться!
Что рассказать про шахматные фигуры
На доске друг напротив друга выстроились два войска: армия белых и армия чёрных. Кто победит в этом сражении? Кто окажется сильнее и проворнее? Вот в чём главный вопрос шахматной партии!
Есть легенда, что шахматная игра стала олицетворением сплочённости войска. Основной урок, который вынес раджа из той легенды, — умение ценить своих подчинённых и работать в команде. Именно поэтому королю были даны только скромные ходы всего в 1 клеточку. Поэтому шахматы, кроме развития логики, памяти, внимания, учат ещё и эмоциональному интеллекту, умению оценивать ресурсы, понимать баланс и верно выстраивать свои действия в быстро меняющихся обстоятельствах.
Игра пешками
Самые отважные, маленькие, уязвимые, но при этом единственные способные к превращению в любую фигуру (кроме короля) — это пешки. Ошибочно думать, что они ещё и самые слабые и их не жалко отдавать противнику. Ведь шахматисты даже не называют пешки “фигурами”, потому что к ним относят всё, кроме пешек. Такое мнение может сложиться только в начале знакомства с шахматами. Более опытные игроки понимают особую роль пешек, их невидимые неопытному глазу возможности. Да, пешка — скромная персона на доске, способная ходить только один раз максимально на две клеточки вперёд. Далее всю игру ей доступны ходы только на одну клетку, и ни шагу назад! Не в этом ли их смелость?
Ещё одна важная особенность пешки (кроме умения превращаться в любую фигуру при достижении противоположного края доски) — захват фигуры соперника не по пути её хода. Ходит пешка только вперёд, а “поедание” случается на клетку по диагонали. Поэтому игроку всегда надо быть внимательным: пешка не так проста, как кажется. Можно подойти к ней напрямик, но нельзя оказаться на поле её боя.
В начальной позиции пешки располагаются на второй от игрока горизонтали: под цифрой 2 — для белых и под цифрой 7 — для чёрных.
Слоны и ладьи
Обычно именно с ладьи начинается знакомство юного шахматиста с фигурами. Все фигуры, кроме пешек и короля могут ходить на любое количество клеток. Ходы ладьи просты для понимания начинающим игрокам: только по вертикальным или горизонтальным линиям. Захват происходит на конечной точке, как у всех фигур.
Маршрут же слона располагается по диагоналям доски. Здесь можно предложить ребёнку сделать самостоятельное открытие, проанализировав ходы этой фигуры на белом поле. Окажется, что слоны способны ходить только по тому цвету клетки, на которой они стояли в начале. То есть слон, который был на белом поле в начале партии, никогда не сможет попасть на чёрное. Это важная особенность слонов. Поэтому их называют чернопольными или белопольными, по цвету клеточки в начальной позиции.
Покажите ребёнку, в чём выгода ходов ладьёй и слоном. Есть ситуации, когда слон шустрее ладьи, а иногда он просто не может оказаться на нужном поле, досадно!
Король и ферзь
Следующей фигурой, с которой надо познакомиться после слона и ладьи, будет ферзь. Это самый сильный персонаж на доске. Он может ходить как ладья, по прямым линиям, и как слоном, по диагоналям. Вместе с ладьёй ферзь относится к тяжёлым фигурам. Дайте понять ребёнку, что играть только им — большая ошибка, которую допускают все новички. Только в результате слаженной работы всей армии возможна победа. Одна, даже самая сильная фигура не сможет выполнить все задачи партии, а иногда игра только ферзём может привести к его потере или даже к поражению в партии.
Король — самая важная фигура на доске. Остаться без него невозможно, на короля можно только нападать (шах) и заключать в невозможные обстоятельства (пат — ничья, или мат — поражение). Задача своей армии не только идти в нападение на противника, но и надёжно охранять короля. Движется эта фигура только на одну клетку в любом направлении. Скромно? Да. Но даже такие маленькие ходы могут привести к победе при грамотном руководстве.
Какую важную особенность ходов королей надо держать в голове? Два короля никогда не могут стоять рядом! Это правило надо запомнить: между ними всегда должно быть поле (пустое или с другой фигурой). Это особенно важно в конце игры, когда на доске остаётся мало фигур и король занимает важную активную позицию, загоняя короля противника в ловушку.
Добавьте коня
Самая сложная фигура для объяснения юным игрокам, при этом самая запоминающаяся — конь. Неспроста мы можем слышать крылатую фразу “ход конём”, которая обозначает неожиданный поворот событий, обходной манёвр или хитрый приём в противостоянии в обычной жизни.
Дошкольникам, знакомым с алфавитом, можно дать правило “конь ходит буквой Г”. Однако это сложно для понимания более маленьких детей, ведь Г может смотреть в разные стороны (зеркально). Поэтому юным игрокам просто проговаривайте ход по клеточкам: “раз-два-поворот”.
Только конь может прыгать через фигуры, как свои, так и соперника. Эту особенность легко запомнить детям, ведь настоящий конь тоже умеет прыгать через препятствия.
Начальная позиция на доске
Как любая игра, шахматная начинается со старта, с исходной позиции. Это одно из первых знаний, которым должен обладать юный шахматист. Для самых маленьких можно использовать игру “Наведение беспорядка”. В верно расставленных фигурах ребёнок сначала наводит беспорядок — меняет верное расположение на любое другое по своему желанию. Взрослый сидит с закрытыми глазами, а потом, открыв их, возвращает фигуры на верные места. Затем меняемся ролями.Не торопитесь во время игры. Старайтесь делать полезные замечания, которые помогают запомнить верное расположение в начале турнира: второй ряд от игрока — линия пешек, на углах ставим башни-ладьи. После них к центру встают кони, следующие — слоны. Так в центре осталось два поля: поле цвета армии занимает самая сильная персона, ферзь, последняя клеточка — для короля.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Правильные названия фигур
Иногда вместо названия “ладья” можно услышать слово “тура”. Современные шахматисты используют только первый вариант, поэтому называйте эту фигуру сразу правильно. Возможно, кто-то в вашем окружении будет использовать устаревшее определение, однако тренеры настоятельно рекомендуют именовать фигуры установленными названиями: не офицер, а слон (хотя фигурки слонов чаще всего похожи именно на рыцарей), не королева, а ферзь. Однако правило “королева любит свой цвет” позволяет детям запомнить верное расположение в начале партии. Лучше замените это на объяснение: ферзь — самая сильная фигура, поэтому всегда встаёт на клетку своего цвета, а король — на оставшуюся.
О шахматной нотации
Шахматная нотация — специально разработанный способ записи шахматных ходов, партии.
Обозначение фигур (в скобках указан английский язык):
- Король (King) — Кр (K)
- Ферзь (Queen) — Ф (Q)
- Ладья (Rook) — Л (R)
- Конь (Knight) — К (N)
- Слон (Bishop) — С (B)
- Пешка (Pawn) — не записывается
Иллюстрация шахматной нотации:
- е4, е5;
- Kf3, Kc6...
Чтобы каждому было просто “прочитать” любую партию с любого места, был изобретён специальный письменный язык. Нужно ли изучать шахматную нотацию детям? Да, но с оговоркой по возрасту и знаниям в шахматах. Конечно, не стоит привлекать к этому пятилетку, который не умеет читать и писать. Это будет серьёзной ошибкой. Для начинающих игроков достаточно понимания координат доски: латинские буквы по горизонтали, цифры по вертикали, на их пересечении — координата поля. Когда игрок уже хорошо ориентируется на пространстве доски, понимает смысл игры, видит взаимодействие фигур и при этом освоил грамоту, можно вводить изучение шахматной нотации, учиться читать чужие партии и записывать свои. В знакомстве с шахматной грамотой можно ориентироваться на желаемую цель: для чего нужно её изучить? Если шахматист ещё не наиграл достаточное количество партий, не понимает, как анализировать чужие, то изучение нотации будет лишним. Для понимания можно указывать координаты начала и окончания хода, например, “Пешка е2 идёт на е4”, использовать упражнения на скорость и внимание. Для этого приготовьте карточки с координатами полей и условными обозначениями фигур. Начните по очереди переворачивать карточки и выставлять фигуры на доску по выпавшим комбинациям. Засекайте время: чем меньше его будет уходить на определённое количество карточек, тем лучше результат.
Как научить правилам игры в шахматы
Проще всего рассказывать о правилах постепенно, не загружая ребёнка сразу. Первым делом научитесь правильной начальной расстановке и отдельно ходам фигур. Для этого используйте простые упражнения, например, как за минимальное количество ходов дойти до цели.
Как ферзю выйти из лабиринта? При расстановке на доске лучше использовать не фигуры, а посторонние предметы для создания преград.
Какой фигурой быстрее совершить захват чёрной пешки?
После знакомства с ходами фигур начните изучать их взаимодействие. Для этого на доске выставьте не простые препятствия, а фигуры противника, которые обладают своими возможностями. Например, как здесь белому ферзю дойти до своего короля, не попадая на поля, подконтрольные сопернику? Одна ошибка — и ферзя “съедят”!
Какой пешкой пойти в начале партии, чтобы слон мог выйти вперед?
Вы поняли, как ходят фигуры? Можем начинать партию! Запоминаем правило: первыми ходят белые!
После того, как вы разберётесь с азами, можно переходить к более сложным понятиям и процессам: понимаю ценности фигур, рокировке, битому полю при ходами пешкой и др.
Пробуйте чаще играть! Да, в самом начале будет не очень понятно, чем лучше ходить и как создавать свой план действий, но без практики перейти к более сложной игре невозможно. Только с опытом получится принимать и применять новые знания.
Объясняем шах, мат и пат
В чём смысл игры в шахматы? Пожалуй, именно это знает любой “чайник”: поставить мат сопернику. “Шах и мат!” — образное бытовое выражение, которое означает полную победу над соперником. Получается, в шахматах сначала надо поставить шах, а потом мат? Давайте разберёмся!
Цель игры — создать невозможные условия для короля противника. “Съесть” его нельзя, в этом вся загвоздка: короля можно только закрыть. Поэтому армия прилагает все усилия для создания такого положения, при котором главная фигура не сможет ничего сделать. Это и есть мат.
Шах — это серьёзная угроза королю, нападение на него.
В такой ситуации спрятаться от шаха можно:
закрывшись другой фигурой,
сделав ход королём,
“съев” угрожающую фигуру. Поэтому не стоит делать шах фигурой, которую можно потерять.
Если вам объявлен шах, то армия должна среагировать на это, предприняв какое-то действие. Если защиты не будет и после этого сохранится угроза шаха (например, в иллюстрации выше будет сделан какой-то другой ход, не решающий проблему), то будет засчитан невозможный ход. В этом случае неверно сходившая фигура возвращается на место и игрок должен совершить действие, которое избавит его от шаха. В турнирах, чаще всего после второго невозможного хода, назначается поражение. Таким образом, партия может закончится не на мате, а на втором невозможном ходе.
Важное дополнение: начинающие игроки всегда обозначают шахи словами, в то время как более опытные не произносят этого слова. Поэтому надо быть вдвойне внимательным: следить на только за своими атаками, но и за атаками противника.
Ещё один вариант невозможного хода — когда из-за неверного действия защищённый король оказывается под ударом, получается, что мы сами создаём своему королю шах.
Кроме шаха и мата есть третий вариант окончания игры — пат. В переводе с шахматного — ничья. Интересно, что игроки могут в любом месте после первого хода каждой стороны объявить ничью и добровольно закончить на этом сражение. А вот пат — эта такая ничья, при которой король не находится в угрозе, а ходить ему никуда нельзя. Он закрыт так, что его ход невозможен, то есть он сам себя подвергнет опасности, выйдя на шах. В таких ситуациях объявляется пат, ничья. “Патовая ситуация” — ещё одно выражение, которое вошло в обиход из шахматной игры, обозначающее безвыходное положение.
Игровой формат в домашних условиях
Вы решили играть в шахматы с ребёнком? Отлично! Главное — контролируйте продолжительность занятий. Ориентируйтесь на малыша: не допускайте скуки, 10 минут вначале будет достаточно. Если интерес сохраняется, можно заниматься и дольше. Обязательно устраивайте перерывы со сменой деятельности: поиграйте в ладушки, сделайте пальчиковую гимнастику. Следите за концентрацией внимания, не нагружайте сильно малыша.
Добавьте в домашние занятия эмоциональности: демонстрируйте больше красочных реакций во время игры: королю шах — “Ой-ой-ой, мне надо прятаться!”. Сыграйте в волшебный мешок: соберите все фигуры в шапку или пакет и попросите малыша с закрытыми глазами вытащить одну. Ребёнок должен назвать её и поставить на верное место в начальной позиции. Для тренировки логики и мышления также предлагайте угадывать цвет фигуры с закрытыми глазами. Да, это может показаться странным, но только на первый взгляд, ведь если на доске стоит два белых слона, то оставшиеся в мешке слоны — чёрные!
Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх
Прекрасный (но не способный заменить реальную игру с осязаемыми фигурами и живым соперником) инструмент — онлайн-платформы по игре в шахматы. Самые популярные ресурсы — это международные сайты chess.com и lichess.org.
Их функционал позволяет не только сражаться с игроками со всего мира, но и проходить обучение, а также принимать участие в турнирах и следить за партиями других. Это уникальный шанс наблюдать игру гроссмейстеров в режиме реального времени из дома!
Советы родителям по обучению шахматной игре с нуля
Доска и фигуры в лёгкой доступности
Если в вашем доме есть раритетные или ценные шахматы, то не нужно отдавать их в игру детям, равно как и нельзя давать в них поиграть только под присмотром или только в определённое время. Пусть ценные шахматы стоят высоко и используются по особым случаям. Для детей же в простом доступе должны быть шахматы, которые не жалко. Особенно это важно для малышей. Пусть они играют в фигуры по-своему: строят цепочки поездов по клеткам, устраивают разговоры между фигурами, сравнивают их по внешнему виду и больше их трогают. Тактильная память чрезвычайно важна в юном возрасте. Не переживайте, что дети придумывают свои игры с фигурами, именно так рождается дружба с шахматами.Прививайте уважение к шахматам
Бесспорно, нужно это делать с самого начала знакомства, но не усердствуйте в этом. Потерялась фигура? Не беда, заменим деталью из конструктора. Если спустя долгое время фигуру так и не удалось найти, поищите “потеряшку” на сайтах досок объявлений. Там часто продаются фигуры из неполных комплектов. Но лучше всего сразу приобрести два комплекта одинаковых шахмат на случай потери. Как показывает практика, играющим детям одной доски и одного комплекта фигур бывает мало.Не торопитесь
В шахматах множество нюансов, запомнить всё и сразу невозможно.Отрабатывайте сложные моменты
Как отличить ход слона от ладьи? Используйте тактильные ассоциации! Нажмите кончиком пальца на слона — он острый, как и его ход, что заканчивается углом клетки. Ладья же имеет широкое окончание, как и окончание её хода — плоская сторона клетки. Поставьте на доску только две фигуры и ходите ими по очереди, наблюдая за их возможностями. Увидели, что слон ходит только по белым клеткам? Добавьте чернопольного! Приобретите книгу, учебник, сборники задач для детей и потренируйтесь решать их вместе. Обратите внимание на книги и сборники задач Игоря Сухина.Больше участвуйте в шахматном обучении
Это можно делать и пассивно: например, просите ребёнка быть вашим тренером. Через обучение другого малыш сам лучше запомнит множество правил и особенностей игры.Предлагайте игру-наоборот
Или по-другому поддавки. Цель — быстрее избавиться от своих фигур. Иногда так играют без короля, чтобы было меньше путаницы. Будьте аккуратны с этой игрой, ориентируйтесь по ребёнку: ему можно поддаться, если вы понимаете, что малыш не разгадает ход. Чаще всего разгаданные неправильные ходы негативно оцениваются малышом.Определите периодичность игр дома
Лучше чаще и по чуть-чуть, так больше и качественнее воспринимается информация.Проводите интегрированные занятия
Предложите слепить фигурки из пластилина или глины, а доску нарисовать самостоятельно; придумайте рассказ про шахматное королевство и нарисуйте сюжетные картины или комиксы.Поищите соперников
Иногда в парках встречаются желающие поиграть в шахматы, попробуйте сразиться с ними. Пусть это будут люди пожилые, наверняка среди них найдутся те, что захотят передать часть своих знаний молодёжи. Можно также поискать начинающих среди детей: часто ребята сами рады играть и заводить новые знакомства. Обратитесь в спортшколы: иногда тренеры по шахматам разрешают посещать занятия новичкам. Это хорошая практика игры для детей, не умеющих писать, т.к. на занятиях требуется вести записи. Начинающие юные игроки смогут пока без зачисления в спортивную школу получать знания в упрощённом варианте.Заглядывайте на шахматные турниры
Если пока уровень владения игрой не позволяет участвовать в таких состязаниях, просто приходите посмотреть на ход партий. Лучше приходить к концу, чтобы застать награждения, так как часто турниры длятся довольно долго, и ждать окончания всех партий дети без мотивации не захотят.Хвалите ребёнка за любые достижения
Правильно расставил фигуры в начале партии — хорошая память, отлично запомнил! Увидел нестандартную возможность — острый ум, внимательность! Выгодно “съел” фигуру соперника — прекрасное решение проблемы!
Открывайте мир шахмат вместе с детьми, ведь это отличная возможность прокачать множество способностей в любом возрасте!
Анастасия Барышникова,
тренер по шахматам, эксперт домашнего и онлайн-обучения