Падежи русского языка
Одна из важнейших тем начальной школы — это падежи. Взрослым падежи кажутся понятными и доступными, но для детей — это новая информация, которую нелегко сразу усвоить. Им сложно запомнить названия падежей и их последовательность, вопросы и вспомогательные слова.
Как быстро запомнить падежи и научиться их различать? Читайте в нашей статье!
Падежи и их вопросы
В русском языке всего шесть падежей, и у каждого есть свои вопросы, а также слова-помощники, которые помогают верно задать вопрос к слову.
Именительный падеж
Запоминается легче остальных, потому что он самый первый. Его вопросы "кто?" и "что?". Чтобы запомнить их, представьте, что вы вышли на улицу незнакомого города и спрашиваете: “Что это? Кто это? — это стол, а это мальчик”. У именительного падежа есть ещё одна интересная особенность: этот падеж не любит предлоги и всегда используется без них.
Родительный падеж
Этот падеж идёт следом за именительным и постоянно спрашивает у него "кого?” или “чего?". В быту обыграть родительный падеж поможет забавная ситуация: например, дома у вас есть кот. Вы купили колбасу и оставили её на столе. Вдруг зазвонил телефон, вы вышли из комнаты, а вернувшись, не увидели ни кота, ни колбасы. Они пропали! Нет (кого?) кота, нет (чего?) колбасы. Всё просто: хитрый кот схватил колбасу и быстро спрятался.
Дательный падеж
Подсказка прячется в самом названии: дать (кому?) коту, (чему?) книге. Этот падеж любят предлоги “к” и “по”, поэтому часто стоят рядом с ними: кот бежит за колбасой (по чему?) по столу, перед сном мы ставим тапочки (к чему?) к кровати.
Винительный падеж
Этот падеж "винит" всё и всех вокруг, поэтому всегда ходит со словом-помощником "виню" (кого? что?). Например, виню (кого?) кота, он украл колбасу со стола. Виню (что?) карандаш, он сломался, и я не раскрасил картинку.
Творительный падеж
Чтобы его запомнить, можете использовать слова-подсказки “доволен” и "горжусь". Я горжусь (кем?) братом, он победил в соревновании. Доволен (чем?) своей новой книгой.
Предложный падеж
Вновь говорящее название! Этот падеж всегда берёт с собой предлоги — обычно это на, в и о. Чтобы вопросы запомнились, называйте слова-подсказки: “говорю” и “думаю”. Думаю (о ком?) о маме, говорю (о чём?) о погоде.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Как запомнить падежи?
Самое сложное для детей — запомнить названия шести падежей, их очерёдность и вопросы. Давайте рассмотрим каждый случай и все способы, которые помогут усваивать знания эффективно и весело.
Запоминаем названия падежей
Самый лучший вариант — придумать ассоциации к падежам. Подберите к каждому интересное или забавное значение, которое будет вызывать приятные эмоции, например:
Именительный — это может быть имя любимого героя мультфильмов, кличка животного, которое важно ребёнку, или собственное имя.
Родительный — отталкиваемся от названия. Кто кого родил?
Дательный — давать и дарить. Мы любим дарить подарки. Ключевое слово — подарки.
Винительный — какой фрукт приходит на ум? Конечно, виноград!
Творительный — как чудесно творить, создавать новое своими руками! А что любит делать ваш ребёнок? Рисовать, лепить или дуть мыльные пузыри? Тогда его ассоциацией может быть рисунок или картина.
Предложный — а не пойти ли нам гулять? Предложи, куда пойдём?
Вот так у нас получилась цепочка ассоциаций: моё имя, мои родители, подарки, виноград, рисунки и прогулки. Теперь достаточно вспомнить эту фразу, а вместе с ней и падежи. Для каждого ребёнка это будет своя фраза, важная только для него.
Запоминаем последовательность падежей
Чтобы помочь детям легко и надолго запомнить названия падежей, используйте акростихи. Это рифмованные строки, в которых первые буквы указывают на названия падежей. Самый популярный вариант:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
Этот забавный акростих очень быстро запоминается.
Существует масса других акростихов, которые можно использовать, например:
Инна Родила Девочку Верочку, Такую Припевочку.
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку.
Иван Разрушил Дом, Вика Теперь Плачет.
Вы можете взять готовые строчки, а можете создать их самостоятельно. Пусть ребёнок придумает такой стишок, в котором будут только близкие и понятные ему слова и события.
Ещё один интересный способ запомнить падежи — тактильный. Он подходит детям, которым нравится прикасаться к предметам, поэтому и падежи должны стать для них осязаемыми. Для этого можно использовать пальцы. Именительным падежом будет большой палец левой руки, а остальные пять будут находиться на правой. Ребёнок называет падежи по порядку и по очереди загибает пальцы рук. Также можно взять счётные палочки, пуговицы на одежде, ручки или фломастеры — любые подручные средства.
Запоминаем вопросы к падежам
Здесь лучше всего помогают смешные фразы и стихи. С их помощью можно быстро усвоить материал. Важно, чтобы образы в этих небольших стихотворениях были яркими и легко запоминались.
Я первый, именительный,
Смелый и решительный
Сразу знаю: кто и что
Съел, нашёл, пошёл в кино.
Мне предлоги не нужны,
Дома пусть сидят они.
Вторым по счёту я иду,
Кого тут нет — всем расскажу!
И без чего мы суп не сварим,
Кого за главного оставим?
а все вопросы дам ответ,
Когда всех старших дома нет.
Родительным меня зови
Среди других легко найди.
Знакомься, это дательный!
Надёжный и внимательный.
Открытки пишет он кому?
Или скучает по чему?
Найти ответ нам очень просто:
Задай лишь эти два вопроса!
И про предлоги не забудь:
Нам с К и ПО проложен путь.
Хотя без них он проживёт
И один гулять пойдёт.
К незнайкам непочтительный,
Ведь я падеж винительный.
Усердных очень я люблю,
Всегда пятёрки им дарю.
Во что сегодня поиграем?
Кого на праздник приглашаем?
Тебе готов я подсказать,
Чтоб в дневнике увидеть “пять”!
С предлогами дружить не прочь,
Но и без них смогу помочь.
Привет, творительный падеж!
Я полон радостных надежд.
Горжусь я кем?Творю я чем?
Узнаешь скоро ты совсем!
Мне все художники друзья
Любуюсь их картинами я.
С собой беру я три предлога,
Запомни их ты очень строго.
Послушай: перед, под и над.
Творительный им очень рад!
Случай со мной сложный,
Ведь я падеж предложный.
Без предлогов не прожить —
Шагу не могу ступить.
Если рядом есть друзья,
Обо всём скажу им я!
Для детей с логическим складом ума и развитой зрительной памятью хорошо подходят таблицы, в которых отражены названия падежей, их вопросы и слова-помощники.
Отлично помогают усваивать материал практические упражнения. Например, возьмём слово “птица” и придумаем такую сказку, чтобы к этому слову мы смогли задать все падежные вопросы. Если ребёнку пока сложно придумать историю, можно составить отдельные предложения:
Именительный — однажды к нам в окошко залетела (кто?) птица.
Родительный — у (кого?) птицы было повреждено крыло.
Дательный — мы дали (кому?) бедной птице попить.
Винительный — я никогда не видел (кого? что?) такую птицу.
Творительный — мы с родителями неделю ухаживали за (кем?) птицей, пока она не выздоровела и не улетела.
Предложный — я долго думал (о ком?) об этой птице.
Используя наши простые советы, вы поможете ребёнку быстро запомнить падежи, а также легко определять их и задавать к к словам верные вопросы.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений