Как разговорить ребенка

развитие речи у детей 3 4 лет

Первое слово ребёнка — это незабываемый момент счастья для каждого родителя! А дальше смешные названия предметов и животных, непереводимый “детский” язык”, из которого потом постепенно возникает привычная нам речь. Малыш учится выражать словами свои эмоции, желания, описывает мир и события вокруг. Речь — важнейшая составляющая нашей жизни, которая неразрывно связана с мышлением, вниманием, памятью и, конечно, воображением. Потому своевременное и полноценное формирование речи у детей является основным условием гармоничного развития ребёнка. 

Развитие речи по возрастам

Речь малыша формируется с самого рождения и проходит много этапов, начиная от гуления и заканчивая свободной беседой. Эксперты выделяют следующие периоды развития речи ребёнка:

как ребенка научить разговаривать

  • Рождение. Первый крик младенца.

  • 2 - 4 мес. Активное гуление, малыш произносит звуки и слушает их.

  • 5 - 8 мес. Появляются согласные звуки, дети постепенно учатся подражать взрослым, произносить слоги (ба-ба-ба, тя-тя-тя и т.д.)

  • 9 мес. - 1 год. Малыш соотносит словосочетания с конкретными предметами (би-би — машина, гав-гав — собака и т.п), способен повторять за взрослыми, активно использует жесты. Самое время создавать все условия для активации речи.

  • 1 - 1,5 года. Ребёнок называет предметы и части лица и понемногу объединяет слова в простые фразы.

  • 1,5 - 2 года. Активный словарь малыша расширяется до 60-80 слов.

  • 2 - 3 года. Речь ребёнка в 2 года выходит на новый уровень: активно растёт словарный запас, а сами слова соединяются в короткие фразы. Малыш уже может выразить простую просьбу.

  • 3 - 4 года. Появляется словотворчество — дети придумывают забавные слова из тех, что знают, потому что развитие идёт не по дням, а по часам. К четырём годам словарный запас детей достигает примерно 1,5-2 тысячи слов.

  • 4 - 5 лет. Возраст “почемучек”. Дети уже достаточно хорошо освоили родной язык и тянутся к изучению всего вокруг, учатся писать буквы, могут описать картину или пересказать сказку, поделиться впечатлениями от увиденного. Ребёнок пытается осмыслить абстрактные понятия, понять смысл слов “любовь”, “счастье”, “жизнь”.

  • 5 - 6 лет. Продолжается совершенствование речевой системы. Словарный запас обогащается и систематизируется, а звуковая сторона речи почти полностью сформирована. Диалоги и монологи становятся более совершенными. Дети уже могут определять место звука в слове, составляют из звуков слова, а также многие ребята уже умеют читать.

  • 6 - 7 лет. Возраст связной речи, когда дети учатся читать и уже без труда склоняют слова, различают изменения в словах и рифму (“соль-лось”, “дар-дал”). Всё это результат совокупной работы нескольких систем мозга. 

Как ребенка научить разговаривать

логопедические упражнения для детей

Как же вдохновить малыша на общение? Как разговорить молчуна? Для нормального становления речевой деятельности необходимо:

 — нормальное созревание различных структур головного мозга; 

 — дыхание, голос, артикуляция - всё должно работать скоординированно; 

 — развитый слух, зрение, двигательные навыки и умение выражать эмоции;   

 — и, конечно, ребёнку необходимо формировать среду, которая обеспечивает потребность в общении.

Если у малыша нет проблем с здоровьем, всё в порядке с двигательной активностью, артикуляцией и дыханием, то остается позаботится только о создании позитивной среды, в которой ребёнок почувствует потребность в общении.

Детские посиделки

логопедические занятия для детей 3 4 лет

Дети всегда стремятся подражать взрослым. Это же так весело надеть мамины туфли или отремонтировать кран, как папа! Принимать гостей — тоже очень важно, интересно и по-взрослому. 

А давайте устроим детские посиделки! Пригласите в гости друзей с хорошо говорящими детьми, соседских ребят с детской площадки. В домашней обстановке малышу будет проще раскрепоститься и начать разговаривать. Главное — не навязывайте ребёнку  нормы общения: “Поздоровайся с тётей”, “Скажи мальчику” и т.д. Цель детских посиделок — в создании условий, когда ребёнку необходимо говорить. Дети смотрят, как разговаривают между собой другие сверстники, а потом учатся повторять за ними, называют предметы и проигрывают взрослые ситуации.

Эмоции

почему ребенок не разговаривает в 2 года

Весело “бибикайте”,  громко и задорно гудите, как паровоз “Тууууу-тууу”, а ещё мычите, кукарекайте, и всё это с улыбкой, задором и нараспев. Дети очень любят эмоционально окрашенные игры и с удовольствием включатся в занятие. С малышами пропевайте различные напевки, не забывая при этом чётко произносить звуки. Не стесняйтесь артикулировать ярче и эмоциональней, чем в обычной жизни. Ведь дети учатся разговаривать не только слушая речь, но и смотря на наш рот. Что происходит на лице, когда он слышит “Мяу”? Покажите! 

Игры на дыхание

Эти логопедические упражнения для детей вы можете легко выполнять с малышом дома и без особой подготовки. Задействуйте дыхательную систему, которая непосредственный участник любой речи. Задача родителей — поиграть с ребёнком в такие игры, которые помогут малышу развивать мышцы губ и научат длинному выдоху. Вот несколько примеров дыхательных игр для детей 2-3 лет. 

  • “Снегопад” 

Возьмите салфетку и нарвите вместе с ребёнком много разных по размеру кусочков-“снежинок”. Пусть они будут разного размера, чтобы у малыша была возможность потренировать различный выдох. Начните с простого: кладите по одной “снежинке” на ладошку и попросите ребёнка сдувать её с вашей руки. Со временем усложните задание: положите все “снежинки” на стол и начните сдувать их вместе. 

  • “Мыльные пузыри” 

Мыльные пузыри — прекрасный инструмент для развития дыхания. Устройте соревнования: кто надует самый большой или маленький пузырь, чей пузырь дольше не лопнет и пролетит как можно дальше?

  • “Кораблики”

Запустите бумажные кораблики в тазу или ванне. Покажите ребёнку, как может разогнаться кораблик, если на него дунуть очень сильно. Юный моряк будет очень стараться, чтобы повторить за вами и заставить своё судно быстро плыть .

  • “День рождения”

Устройте день рождения любимой игрушки. Украсьте полку для игрушек гирляндам и флажками, спойте вместе песенку, поводите хоровод. Но какой же день рождения без торта со свечами? В качестве тортика возьмите булочку или пирожное и поставьте на него свечки. Ваш малыш будет с радостью помогать задувать их и загадывать заветное желание.

“Я тебя не слышу”

логопедические упражнения для детей

Иногда приходится прибегать и к хитрости, чтобы разговорить ребёнка. Например, создавайте ситуации, когда вы словно не понимаете, что хочет ваш малыш. Притворитесь, что жесты и знаки, которые показывает вам малыш, вам совершенно непонятны, но делайте это очень мягко, без резких отказов, чтобы не доводить до истерики. Если ребёнок просит пить, показывая на стакан, то попробуйте “не понять” его безмолвную просьбу, а скажите: “Да, это стакан. Ты что-то хочешь?”. Если малыш продолжает выражать свою просьбу без слов, не идите у него на поводу, а озвучьте, что не можете ничего понять: “Я не понимаю. Ты хочешь пить?”. Чётко произнесите слово “пить”, чтобы ребенок смотрел на ваш рот и видел артикуляцию. Если малыш нервничает и продолжает молчать, не настаивайте и скажите нужную фразу за него. Периодически используйте этот приём в разных ситуациях, чтобы не закреплять у ребёнка привычное ему поведение и стимулировать речь. 

Смотрим книги

Совместный просмотр книг с яркими картинками, обсуждение сюжета — всё это помогает не только разнообразить пассивный словарь, но и найти ответ на вопрос “как разговорить ребёнка”. Сочные картинки, необычные персонажи и их приключения отлично стимулируют речь. 

Живое общение 

Наиболее важным условием для развития речи является живое общение. Ни один мультик или игра не заменят бытовых диалогов, просьб и обращений.  Разговаривайте с малышом, рассказывайте всё, что видите, обращая внимания на необычные детали окружающих предметов, и активно вовлекайте в диалог: “Ты съел кашу?”,  “Кого это ты нарисовал?”, “Какая машинка тебе нравится?”.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Играем и развиваемся

Играйте с ребенком в сюжетные и ролевые игры: например, возьмите любимые игрушки и придумайте сюжет, в котором они будут участвовать. Разговаривайте за них, пойте песенки, разыгрывайте диалоги со стихами и считалочками. Даже если ваш малыш пока говорит только несколько слов, он уже может участвовать в игре, а значит будет видеть необходимость общения. Детям легче “разговаривать” в знакомых и привычных ситуациях, так что не упускайте возможность пообщаться с ребёнком в играх.

Отметим, что если вас что-то беспокоит в речевом развитии малыша, не бойтесь обращаться за консультацией к специалистам — логопедам и дефектологам. Советы в духе “Да заговорит ещё!”, “Все мальчики поздно начинают”, “А у моей знакомой...” вредны тем, что вы можете упустить драгоценное время для стимулирования речи.

Развитие речи — это сложный процесс, в котором важен каждый этап. Если вы задаётесь вопросами “Почему ребенок не разговаривает в 2 года?” или “Как научить говорить ребенка в 3 года?”, то это уже повод обратиться к специалистам.

педагог сайта интеллектуального развития детей IQsha

Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru

Понравилось? Поделитесь с друзьями: