Вы решили самостоятельно обучить малыша чтению? Соблюдайте поэтапность обучения, чтобы не требовать от ребенка слишком многого и не спровоцировать отказ от чтения. Алгоритм обучения чтению прост, но в то же время вызывает немало сложностей у детей и родителей.
Перечислим основные этапы обучения чтению:
![](/upload/imglib/3/3/5/i335661/id335661.jpg?size=imglib-size-250)
Шаг 1. Расскажите ребенку, как буквы собираются вместе, чтобы образовывать слова. Учите соединять слова из звуков.
Шаг 2. Подберите интересные книги с большими буквами, созданные специально для первого самостоятельного чтения.
Шаг 3. Ежедневно практикуйтесь в чтении. Один из наиболее эффективных способов обучения детей чтению - это непосредственно само чтение. В первое время не стоит читать более 7-10 минут в день. Постепенно увеличивайте время, отведенное на чтение.
Шаг 4. Помогайте ребенку правильно прочитать незнакомые слова, подскажите, где расставить ударение или изменить интонацию. Вы заметите, что к концу прочитанного текста ребенок начнет узнавать часто встречающиеся слова и читать их бегло.
Шаг 5. Показывайте, как читаются знаки препинания, какую паузу следует выдерживать на месте запятой или точки. Учимся читать вместе!
![](/upload/imglib/3/3/5/i335671/id335671.jpg?size=imglib-size-250)
Как только ребенок начал различать слова, предложения и знаки препинания на странице, можно с уверенностью говорить, что он читает. Но часто возникает ситуация, когда все сделано правильно, но у ребенка плохо получается читать. Почему это происходит?
Выделяют 6 основных причин, снижающих скорость и качество чтения.
- Уровень восприятия и ориентировки в пространстве. Дети с невысоким уровнем восприятия часто заменяют одну букву на другую, дети с плохо развитым уровнем ориентировки в пространстве – переставляют слоги. Важную роль играет и величина бокового зрения.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
- Уровень развития внимания. Недостаточно развитый уровень внимания проявляется в том, что ребенку сложно долгое время концентрироваться на чтении.
- Уровень развития памяти.
- Уровень развития мышления.
- Уровень развития речи. Дети с невысоким словарным запасом могут испытывать трудности при произношении слов, в понимании слов, они не умеют, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.
- Уровень самоконтроля. Невысокий уровень характеризуется тем, что ребенку тяжело дается сам процесс чтения, ему сложно прилагать волевое усилие для выполнение однообразного занятия, при чтении он может перескакивать через строчку.
![](/upload/imglib/3/3/5/i335681/id335681.jpg?size=imglib-size-250)
Кроме того, на показатели чтения могут влиять индивидуальные особенности ребенка (работоспособность, скорость психических процессов, импульсивность, тревожность).
Все перечисленные навыки можно успешно развивать путем игр, заданий и упражнений. Необходимо выработать план занятий, подходящий ребенку. К примеру, если вы заметили, что ребенок путает правую и левую стороны, пишите, как можно больше графических диктантов, развивайте ориентацию в пространстве с помощью игр. И помните, что регулярное чтение и выполнение упражнений непременно приведут к отличным показателям чтения!
Занимательные задания для дошкольников по обучению грамоте также будут способствовать повышению уровня умения читать.