Главная Блог Развитие речи Ребенок не умеет читать: что делать?
Ребенок не умеет читать: что делать?
0
7792

Вы решили самостоятельно обучить малыша чтению? Соблюдайте поэтапность обучения, чтобы не требовать от ребенка слишком многого и не спровоцировать отказ от чтения. Алгоритм обучения чтению прост, но в то же время вызывает немало сложностей у детей и родителей. Перечислим основные этапы обучения чтению.

 

Шаг 1. Расскажите ребенку, как буквы собираются вместе, чтобы образовывать слова. Учите соединять слова из звуков.

Шаг 2. Подберите интересные книги с большими буквами, созданные специально для первого самостоятельного чтения.

Шаг 3. Ежедневно практикуйтесь в чтении.  Один из наиболее эффективных способов обучения детей чтению - это непосредственно само чтение. В первое время не стоит читать более 7-10 минут в день. Постепенно увеличивайте время, отведенное на чтение.

Шаг 4. Помогайте ребенку правильно прочитать незнакомые слова, подскажите, где расставить ударение или изменить интонацию. Вы заметите, что к концу прочитанного текста ребенок начнет узнавать часто встречающиеся слова и читать их бегло.

Шаг 5. Показывайте, как читаются знаки препинания, какую паузу следует выдерживать на месте запятой или точки.

 

Как только ребенок начал различать слова, предложения и знаки препинания на странице, можно с уверенностью говорить, что он читает. Но часто возникает ситуация, когда все сделано правильно, но у ребенка плохо получается читать. Почему это происходит? Выделяют 6 основных причин, снижающих скорость и качество чтения.

  1. Уровень восприятия и ориентировки в пространстве. Дети с невысоким уровнем восприятия часто заменяют одну букву на другую, дети с плохо развитым уровнем ориентировки в пространстве – переставляют слоги. Важную роль играет и величина бокового зрения.
  2. Уровень развития внимания. Недостаточно развитый уровень внимания проявляется в том, что ребенку сложно долгое время концентрироваться на чтении.
  3. Уровень развития памяти.
  4. Уровень развития мышления.
  5. Уровень развития речи. Дети с невысоким словарным запасом могут испытывать трудности при произношении слов, в понимании слов, они не умеют, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.
  6. Уровень самоконтроля. Невысокий уровень характеризуется тем, что ребенку тяжело дается сам процесс чтения, ему сложно прилагать волевое усилие для выполнение однообразного занятия, при чтении он может перескакивать через строчку.
 

Кроме того, на показатели чтения могут влиять индивидуальные особенности ребенка (работоспособность, скорость психических процессов, импульсивность, тревожность).

Все перечисленные навыки можно успешно развивать путем игр, заданий и упражнений. Необходимо выработать план занятий, подходящий ребенку. К примеру, если вы заметили, что ребенок путает правую и левую стороны, пишите, как можно больше графических диктантов, развивайте ориентацию в пространстве с помощью игр. И помните, что регулярное чтение и выполнение упражнений непременно приведут к отличным показателям чтения!

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Читайте также
Пословицы для детей дошкольного возраста
Пословица – краткое изреченье, поученье, придуманное народом. Изучение пословиц развивает речь и оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка.
Дневник читателя: образец для 1, 2, 3 и 4 классов.
Как помочь ребенку сделать летнее чтение увлекательным? Нужно заполнять правильный "Дневник читателя" и проходить викторины с увлекательными вопросами для 1, 2, 3 и 4 классов.  Читательский дневник теперь на IQsha!
 
40 способов привить любовь к чтению
Начинающие читать дети не получают удовольствия от процесса сложения букв в слова. Наша задача - научить их наслаждаться не только печатным словом, но и всем, что связано с использованием родного языка.
Найди звук в слове
Распознавание звуков в словах - важное умение, тренировка которого сформирует у ребенка навыки грамотного письма. На первом этапе анализа слова научите ребенка слышать в слове тот или иной звук независимо от его места - в начале, середине или конце слова.