Когда рождается ребёнок, он ещё не умеет говорить, и его плач — это первый способ коммуникации с окружающим миром. Именно в этот момент зарождается речь! Сначала малыш просто слышит слова, понимает их значение, а уже потом старается произнести их. Если у ребёнка возникают трудности с говорением, на помощь приходит логопедия — наука о нарушениях речи и способах их исправления.
Чтобы быть ловкими, сильными и выносливыми, мы разминаем мышцы с помощью утренней гимнастика. Язык, губы, щёки — это тоже мышцы, и для них нужна зарядка, чтобы речь была чёткой, ясной, активной. Комплекс таких логопедических упражнений называют артикуляционной гимнастикой. Она полезна для любого ребёнка, ведь почти все дети в первые годы жизни коверкают произношение каких-либо звуков. Если у малыша нет серьёзных нарушений речи, то выполнять несложные логопедические упражнения можно и дома.
Артикуляционная гимнастика — это один из самых доступных и эффективных способов, которые помогут развить у ребёнка активность языка, губ, щёк и координировать их движение. Для того чтобы малыш научился произносить звуки правильно, может быть достаточно только этой несложной гимнастики.
Причины логопедических нарушений у детей
К сожалению, число детей с нарушениями речи растёт с каждым годом. Этот факт беспокоит всех: и родителей, и медиков, и педагогов. Очень важно своевременно найти причину нарушения, так как это поможет подобрать адекватную коррекцию и лечение.
Почему же возникают сложности в формировании речи? Учёные разделили все причины на внешние (эндогенные) и внутренние (экзогенные), а также включили в список неблагоприятные условия среды.
К внутренним причинам относят органические и биологические.
Органические причины — это все нарушения или недоразвития, которые происходили в период беременности мамы и случились во время родов. Внутриутробное развитие ребёнка во многом зависит от состояния здоровья женщины, её психологического состояния, а также социально-бытовых условий. Гипоксия плода, интоксикация, резус-конфликт — всё может стать причиной речевой патологии. В натальном периоде (время родов) малыш может получить родовую травму, асфиксию (кислородную недостаточность). Также затяжные или стремительные роды могут стать причиной отклонений в речи.
Биологические же причины нарушений речи наступают в постнатальный период (послеродовый).
В каких случаях нужно заниматься речью ребёнка?
Раньше бытовало мнение, что обращаться к логопедам нужно не раньше трёхлетия, а соседки по дому советовали идти к специалисту даже после пяти лет. “У меня самой дети заговорили только после трёх, так что не стоит волноваться!” — так говорят многие добрые советчики. Но всеми специалистами и учёными уже давно доказано, что речь ребёнка формируется с самого рождения. А значит, в каждом определённом возрастном периоде малыши должны развивать говорение.
К логопеду стоит обращаться в любом возрасте, если вы замечаете, что у вашего ребёнка есть какие-то сложности с речью. Давайте разберёмся, когда именно и какие трудности могут стать причиной для обращения к логопеду.
Обращайтесь к логопеду, если:
до 1 года ребёнок не произносит никаких звуков, нет гуления и лепета (“агу”, “гу”, “гы”), не появляются первые слова из повторяющихся слогов (“би-би”, “та-та”, “ка-ка”);
с 1 до 2 лет у малыша не появляются слова, а остаётся только лепет;
с 2 до 3 лет ребёнок не понимает, что вы ему говорите, много говорит на “своём” языке, но при этом почти не произносит обычных слов или отказывается говорить, но всё понимает;
с 4 до 6 лет у малыша “каша во рту”, т.е. он много звуков произносит нечётко, невнятно, смягчает их (“масина” вместо “машина”, “тяй” вместо “чай”);
после 6 лет ребёнок не выговаривает звуки [Р], [Л], плохо запоминает и пересказывает, не может определить последовательность звуков в слове, заикается, не может ответить на вопрос;
в начальной школе трудно осваивает чтение, делает много ошибок в написании слов.
Даже если вы не замечаете никаких проблем с речью, то не стоит пренебрегать консультацией логопеда. Этот специалист может дать рекомендации по развитию речи, заметить сложности в произношении звуков. Также советуем провести логопедическую диагностику будущему первокласснику, чтобы избежать возможных трудностей в школе.
Проблемы с речью у детей
Если вы заметили, что у ребёнка есть проблемы с говорением, не стоит паниковать и искать виновных. Первым делом сравните речевые навыки малыша с возрастными нормами (вдруг вы слишком много ожидаете от ребёнка). Если же вы все-таки нашли отклонения от нормы, то следует определить причину. Для этого:
обратитесь к отоларингологу для проверки слуха;
проконсультируйтесь с неврологом;
запишитесь на консультацию к логопеду.
Неправильное произношение звуков
Неправильное произношение звуков встречается у большинства детей. Многие из них достаточно быстро налаживают верное звукопроизношение во время занятий с логопедом или после посещения врача-ортодонта, который может определить, укорочена ли у ребёнка подъязычная уздечка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие
Это нарушение связано с плохим различением звукосочетаний в словах, при этом слух и интеллект у ребёнка полностью сохранны. Иначе говоря, малыш понимает значение слова, но не различает, из каких звуков оно состоит. К признакам этой проблемы относятся нечёткое произношение отдельных фонем, отсутствие разницы между твёрдым и мягким звуками, замена сложных звуков на простые (р-л) и др. Только специалист после тщательной диагностики может поставить фонетико-фонематическое недоразвитие.
Общее недоразвитие
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это комплекс нарушений различных сторон речи: звуковой, лексической, грамматической, семантической. Ребёнок не только плохо произносит слова, но и неправильно строит предложения, не понимает структуру слова. Малышу сложно составить рассказ по картинке, сконцентрироваться, запомнить что-то. ОНР бывает различной степени в зависимости от причин возникновения, поэтому ребёнок с такой проблемой должен получать комплексную помощь и от педагогов, и от врачей.
Патологии нервной системы
Патологии нервной системы, хромосомные мутации, травмы могут стать причинами речевых трудностей. Например, алалия — это нарушение речи, связанное с поражением определённого участка коры головного мозга, из-за чего у детей либо полностью отсутствует речь, либо она недостаточно сформирована.
Принципы организации домашних логопедических занятий
Исправить речевые нарушения у ребёнка можно только совместными усилиями специалистов и родителей. Ведь даже самые лучший логопед не исключает домашней работы. Потому для достижения наилучшего эффекта занятия должны проходить регулярно и системно.
Перед логопедами стоит задача — правильно подобрать домашние задания и показать родителям методы и приёмы работы дома. Помощь родителей здесь обязательна, потому что закрепление и автоматизация полученных ребёнком навыков проходят в естественных условиях, а не на занятиях у логопеда. Дома малыш более расслаблен, спокоен, и при соблюдении некоторых принципов работы он будет с удовольствием выполнять необходимые упражнения.
О чём важно помнить, проводя логопедические занятия?
домашние упражнения необходимо превратить в игру;
соблюдайте режим дня, чтобы у малыша оставалось время и на отдых, и на прогулку, и на логопедические упражнения;
постарайтесь выполнять все задания вместе с ребёнком, не перекладывая их на братьев, сестёр, бабушек или дедушек;
разделите выполнение упражнений на несколько частей, чтобы длительность занятия была не более 15 минут;
если ребёнок в какой-то момент отказывается от занятий, перенесите его на другое время, но обязательно выполните в течение дня. Дисциплина — залог успеха;
начинайте занятия только тогда, когда малыш выспался, погулял, поиграл, а также сыт и спокоен;
подходите к выбору места для занятий творчески. Не обязательно сидеть за столом, одни упражнения можно выполнять на прогулке, другие — сидя на ковре или даже во время поездки;
после каждого занятия отмечайте успехи ребёнка! Это очень мотивирует малыша для дальнейшей работы;
артикуляционная гимнастика, как и утренняя зарядка, показана абсолютно всем, поэтому выполняйте её вместе с малышом;
задания по развитию мелкой моторики ребёнок должен выполнять самостоятельно, без помощи взрослых, но обязательно под их контролем;
при выполнении заданий на развитие связной речи помогайте малышу только наводящими вопросами. Не просите его повторить за вами правильно составленное предложение или фразу.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Логопедические занятия для развития речи ребёнка
Для того чтобы речь малыша к школе была грамотной и развитой, нужно начать заниматься уже с раннего детства. Вся работа по развитию речи направлена на:
расширение словарного запаса,
улучшение связной речи,
развитие слухового внимания,
становление речевого выдоха,
укрепление артикуляционного аппарата,
развитие мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика
В классической артикуляционной гимнастике каждое движение нужно выполнять на счёт от 1 до 10. Начинаем с 5 повторений, постепенно доводя их до 10.
“Бегемотик”
Широко открываем и закрываем рот.“Лопатка”
Расслабляем язык и высовываем его.“Иголочка”
Широко открываем широко рот, далеко высовывая напряжённый язык."Щётка"
Приоткрываем рот, проводим языком по всем зубам по кругу, как будто чистим зубки.“Заборчик”
Широко улыбаемся, чтобы были видны зубки.“Дудочка”
Складываем губы в трубочку и вытягиваем их вперёд.“Заборчик и дудочка”
Чередуем два этих упражнения, чтобы каждое положение фиксировалось на 5-7 секунд."Блинчик"
Аккуратно покусываем расслабленный язык, начиная с кончика, и постепенно высовываем его изо рта.
“Часики”
Приоткрываем рот, чуть-чуть высовываем язык и двигаем им вправо-влево в уголки рта.“Качели”
Приоткрываем рот в улыбке, затем по очереди ставим язык за верхние и за нижние зубы.
“Варенье”
Представляем, что верхняя губа намазана вареньем и его нужно слизать. Облизываем языком верхнюю губу справа-налево, не по кругу.
Занятия для развития мелкой моторики
Непослушный шарик
Ребёнок должен прокатить шарик по заданной траектории: по столу или игровому полю. Взрослый объясняет малышу: “Непослушный шарик хочет убежать, а ты его не отпускай!”. Шарик можно катить ладонью или одним пальцем, главное, чтобы он не убежал.
Сортировка мелких предметов
Смешиваем в коробке два или три вида мелких предметов (фасоль, горох, макароны, пуговицы, камушки, крышечки) и просим малыша разложить их по сюжету. Например, курочку накормить горохом, а уточку — фасолью, куколке нужны пуговицы для платья, а щенку — крышечки для игр. Важно, чтобы ребёнок учился брать мелкие предметы двумя или тремя пальчиками.
Пирог с изюмом
Что может быть лучше, чем помогать маме готовить вкусный пирог? Попросите малыша украсить тесто изюмом и покажите, как нужно брать изюминки — большим и указательным пальцами (“пинцетный захват”).
Лепка
Для лепки пригодятся любые фактуры — пластилин, тесто, глина. Можно просто лепить фигурки или геометрические предметы, растирать по пластилину, контуру рисунка или вдавливать мелкие предметы (бусины, фасоль, горох).
Шнуровка
Игры со шнуровкой обычно быстро наскучивают малышам, поэтому всегда можно разнообразить это полезное для мелкой моторики упражнение. Например, попросите ребёнка помочь зашнуровать свои ботиночки или папины кроссовки, а потом продеть шнурок сквозь дуршлаг или шумовку.
Бумага
Игры с бумагой разнообразны: сминайте шарики, рвите её на кусочки, заворачивайте в бумагу подарки и сделайте аппликации или игрушки-оригами (самолётики, лягушки).
Погремушка
Из пластиковой бутылки можно сделать весёлую погремушку! Покажите малышу, как через узкое горлышко сложить в бутылку фасоль, камешки и сухие макароны. Одной рукой придерживаем ёмкость, а пальцами второй опускаем туда предмет.
Открути
Откручивание и закручивание крышечек и баночек отлично развивает работу головного мозга. Для более старших ребят задание можно усложнить, попросив откручивать одновременно двумя руками.
Конструктор
Игры с различными конструкторами полезны не только для мелкой моторики, но и для развития пространственного воображения, мышления, координации движений.
Читаем книгу
Попросите малыша не спеша перелистывать страницы книги. Чтобы задание было интересным, спрячьте среди страничек маленькие сюрпризы, например, записку от гномика, сухие листочки, ленточку.
Клубок
Наматывание ниток, шнурков и лент на карандаш или палочку заставляет ребёнка включить в активную работу сразу обе руки. Более старшие дети могут освоить сматывание ниток в клубок.
Собираемся на улицу
Застегнуть кофту, натянуть на ноги носки, надеть шортики, развязать шнурки и т.д. — всё это прекрасные упражнения для развития мелкой моторики детей.
Пальчиковые игры
Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития обнаружили ещё в 70-х годах ХХ века. Это объясняется расположением в головном мозге речевых центров, которые находятся вблизи моторных центров. Поэтому, стимулируя моторику, мы частично активируем зоны мозга, которые отвечают за речь.
Нейролингвистические эксперименты доказали, что даже у младенцев значительно активизируются лобные и височные зоны мозга, если ежедневно проводить легкое поглаживание ладоней, разгибание и сгибание пальчиков.
Вспомните первые стишки “Сорока-ворона” или “Ладушки”, которые и есть пальчиковые игры для самых маленьких. Так наши предки на интуитивном уровне занимались развитием своих деток.
Пальчиковые игры — это не только развитие речи, но и формирование представлений об окружающем мире, развитие фонематического восприятия, ориентации в пространстве, мышления, координации движений, психо-эмоциональное развитие.
Давайте разберёмся, какие пальчиковые игры подходят для детей до 1 года:
от 0 до 6 месяцев
сгибание-разгибание пальчиков, поглаживание ладоней с обеих сторон, лёгкие хлопки, массаж пальчиков на обеих руках.
Это правый кулачок,
Рядом левый кулачок.
Постучали вдруг-вдруг
Кулачками тук-тук.
Наши пальчики играли
(открываем и закрываем ладошку)
И немножечко устали.
(поглаживания тыльной стороны кисти)
Каждый пальчик расцелуем,
(поцеловать кончик каждого пальчика)
Ветерком его обдуем.
(дуем на ладошку)
с 7 месяцев до 1 года
массаж, выполнение простых упражнений (пальчики здороваются друг с другом, колечки), игры с мячиками разных фактур (прокатить, переложить, сжимать), сортировка мелких предметов, сминание бумаги.
Все игры проводите под лёгкие ритмичные стишки. Если вы не запомнили их, то позанимайтесь пальчиковой гимнастикой даже под простое проговаривание в ритм.
Растираем мы ладошки
Поиграем мы немножко:
Та-та, ба-ба,
Ту-ту, бу-бу.
Ма-ма, па-па,
Ми-ми, пи-пи.
Пальчик-пальчик, чмок-чмок,
Пальчик-пальчик, скок-скок,
Пальчик-пальчик, стук-стук,
Пальчик-пальчик, друг-друг.
С детками постарше для пальчиковых занятий подойдут любые предметы: карандаши, ложки, бумага, камушки и многое другое. Здесь пригодятся более серьёзные стишки, потому что дети уже вслушиваются в сюжет и с интересом подыгрывают взрослому.
Трёхлеткам можно показать, как с помощью пальчиков изобразить зайку или козу. А если сомкнуть ладошки и переплести пальцы друг с другом, то получится ёжик.
С детками постарше для пальчиковых занятий подойдут любые предметы: карандаши, ложки, бумага, камушки и многое другое. Здесь пригодятся более серьёзные стишки, потому что дети уже вслушиваются в сюжет и с интересом подыгрывают взрослому.
Для дошкольников пальчиковые игры наполнены более сложными элементами.
Вверх по лесенке иду,
Фрукты, ягоды несу.
(пальцами перебираем вверх по руке до локтя)
Для сестрёнки апельсин,
В корзинке он всего один.
(отгибаем по одному пальчику из кулака)
Два спелых абрикоса маме
Несу я бережно в кармане.
(крепко сжимаем два кулачка)
Три зелёных сочных груши
Для брат старшего Андрюши.
(показываем три пальца на одной руке, а пальцами другой зажимаем на кончики, затем меняем руки)
Упражнения на звукоподражание, логоритмика
Логоритмика — это одна из эффективных методик для развития речи. Она объединяет в себе музыку, слова и движения. Сначала показываете упражнения детям, а затем ребята делают их самостоятельно. Доля музыки или движений зависит от скорости восприятия ребёнка. Главное, чтобы малыш успевал выполнять все задания, проговаривая слова.
Логоритмические упражнения для дошкольников:
Изображаем животное
Медведь — переваливаемся с ноги на ногу, заяц — прыгаем, кошка — идём медленно и осторожно, собака — ходим на четвереньках, птица — машем руками, и т.д.Звукоподражаем
Как кричит гусь? Га-га-га! Как лает собачка? Гав-гав-гав! А теперь покажем кошечку! — Мяу-мяу-мяу, и т.д.Показываем стихи
Проговариваем стих и показываем все действия по сюжету.
Зайчик прыгал по дорожке,
(прыгаем прямо)
А потом устал немножко.
(присели на корточки)
Морковкой сочной подкрепился
(подносим кулачок ко рту и открываем-закрываем рот)
И дальше прыгать устремился.
(прыгаем прямо)
Игра “Кто как поет?”
Музыка с мамой
Упражнения по методике Екатерины Железновой.Подвижные игры под музыку
Передаём мяч или платочек, прячем и отыскиваем игрушку, ищем предметы по названию.Физкультминутка под музыку и стихи.
Мы как часики идём —
Тик-так, тик-так.
(выполняем наклоны туловища)
Как жираф листву берём —
Вот так, вот так!
(тянем вверх обе руки и сжимаем пальцы)
Спрячемся, как гриб под листик,
(приседаем и складываем руки домиком над головой)
Подпрыгнем выше, как пушистик.
(делаем ушки на голове и прыгаем).
О других вариантах игр читайте в нашей статье.
Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения
Дыхательная гимнастика очень важна для здоровья ребёнка. Так малыш учится правильно дышать, развивает лёгкие, улучшает газообмен и эмоциональное состояние.
Дыхательные упражнения для развития речи помогают отработать плавность вдоха и выдоха, нормализовать ритм, увеличить длительность выдоха, усилить воздушную струю.
Какие упражнения подойдут детям для дыхательной гимнастики:
сдуть с ладони снежинку из туалетной бумаги/ватку/кусочки фольги;
задуть свечки;
пускать мыльные пузыри;
дуть в трубочку с мыльной водой;
погреть ладошки воздухом;
дуть на бумажную фигурку на ниточке: бабочку, цветок, муху, облачко, листочек;
играть на дудочке, губной гармошке, свистульке;
сдуть со стола шарик от пинг-понга, пёрышко, пластиковый стаканчик, бумажный самолётик;
накрошить в банку пенопласт, закрыть крышкой и вставить через крышку трубочку. Дуть в трубочку, чтобы получилась белая буря.
Тренируем дифференцированный вдох-выдох:
вдох носом — выдох через рот;
вдох-выдох через нос;
вдох-выдох через рот;
вдох одной ноздрёй — выдох другой;
вдох через одну ноздрю — выдох через обе;
вдох носом — выдох толчками через рот.
Подключаем голос и делаем следующие упражнения:
пропеваем долго на одном выдохе гласные звуки. Начинаем с одного, постепенно доводя до пяти звуков (А, И, О, У, Э);
пропеваем слоги/пары слогов на одном выдохе;
произносим на одном выдохе слова: дни недели, названия месяцев, слова из 3, 4, 5 слогов;
говорим на одном выдохе короткие пословицы, загадки.
Музыкальные игры
Дети с нарушениями речи часто не умеют петь, а только проговаривают слова. Это связано с поверхностным дыханием. Также малышам бывает трудно повторить музыкальный ритм, согласовать движения с музыкой и словами и запоминать тексты песен.
Чтобы справляться с такими трудностями, важно заинтересовать ребёнка. Для этого отлично подходят музыкальные игры, которые развивают слух, моторику, координацию, дыхание и мышление.
Какие музыкальные игры подойдут детям дошкольного возраста?
Повторяем ритм на барабане, бубне, металлофоне. Начинайте с простого ритмического рисунка, постепенно усложняя его.
Дублируем звук музыкального инструмента словами: барабан — бам-бам-бам.
“Паровозик” — сначала ребёнок выбирает картонную нотку. Если возьмет жёлтую, то он паровозик, а если зелёную, то машинист. Машинист поёт песенку, а паровоз гудит. Игру можно продолжать, сочиняя новые сочетания звуков.
Весёлые песенки-звукоподражалки, например, “Гуси-гуси, га-га-га” или “Есть у нас лошадка Игогошка”.
Простукивание на бубне, барабане коротких слов и стишков.
Танцы с простыми движениями и словами.
Пополнение словарного запаса
Найди!
Называем любой предмет или живой объект и просим ребёнка отыскать его.
Мама и детёныш
Называем животное-маму, а ребёнок говорит название детёныша.
Какое это?
Говорим ребёнку слово и просим его подобрать нужное прилагательное. Например, дождь — мокрый, снег — холодный, ёж — колючий, бумага — гладкая и т.д. Также в этом отлично помогут рифмованные загадки.
Что делает?
Есть два варианта игры: в первом случае вы говорите слово и просите малыша рассказать, что этот объект делает. Например, курица — кудахчет, клюёт зерно. Если малыш дает только один ответ, спрашиваем, что ещё может сделать этот предмет.
Во втором варианте игры взрослый задаёт простой вопрос, например, ”кто летает?”, а ребёнок отвечает.
Назови такой же
Просим назвать предмет, похожий на тот, который назовём сами. “Что такое же белое, как и мороженое?” (такое же широкое, как диван; такое же длинное, как жираф и т.д)
Сравни
Предлагаем сравнить разные предметы: камень и пластилин, лимон и варенье, ромашку и розу, и т.д.
Замени слово
Называем любое слово и просим найти ему замену из нескольких вариантов. Например, как заменить слово учитель? Варианты: врач, учебник, педагог, чаща.
Недружные слова
Нужно назвать антонимы к словам: холодный — горячий, тёплый — прохладный, мягкий — твёрдый, яркий — тусклый, весёлый — грустный, и т.д.
Скажи ласково
Мяч — мячик, стол — столик, стакан — стаканчик.
Добавь слово
Говорим одно слово, а ребёнок повторяет его и добавляет своё. Дальше взрослый называет два предыдущих слова и произносит третье. Ребёнку уже нужно назвать цепочку из трёх слов и добавить своё. Игра продолжается так долго, пока игроки могут произнести все слова, начиная с самого первого.
А ещё поиграйте вместе в рифмы! Это весёлое и увлекательное занятие поможет расширить словарный запас, разовьёт кругозор и воображение малыша.
Скороговорки для развития речи
Скороговорки — это весёлый способ помочь ребенку исправить “фефекты фикции”. Главное, заинтересовать малыша. Учите вместе скороговорки и соревнуйтесь, кто быстрее справится. Потом ребёнок сможет блеснуть среди сверстников не только этим навыком, но и прекрасной дикцией.
Сначала скороговорку нужно прочитать очень медленно, чтобы верно произнести все звуки. Затем выясните значение слов, разберите смысл и непонятные фразы, расставьте все акценты. Потом вместе медленно и чётко проговорите медленно всю скороговорку. Когда ребёнок самостоятельно сможет произнести все слова без запинок, постепенно увеличивайте темп.
35 самых лучших скороговорок для дошкольников
Батон, бублик, баранку пекарь испёк спозаранку.
Ворона воровала цыплят, а Варвара караулила.
Водовоз вёз воду из водопровода.
До города дорога в гору, от города с горы.
В огороде рос горох, а за речкой — гречка.
Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно.
Жёлудь в лужице лежит, жёлтый лист над ним кружит.
Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
Заколдованный замок на все запоры замкнут.
Наша река широка, как Ока. Как Ока, широка наша река. Так, как Ока, широка наша река.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
Есть у Ляли кукла Лёля, Лёля сделана из льна — Ляле нравится она.
Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Уронила белка шишку, шишка стукнули зайчишку.
В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах.
Очень горячий чай в чистой чёрной чашке.
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
У хрюшки хвост крючком, а у хорька торчком.
Графу выписали штраф, потому что он не прав.
У Тамары-тараторки тридцать три скороговорки.
Сидел воробей на сосне, заснул воробей и свалился во сне.
Пётр Первый пошёл погулять, поймал перепёлку и пошёл продавать.
Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.
Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru