Помните детскую песенку: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»? Родители желают своим детям счастливой и успешной жизни, а дружеское общение — одна из важных составляющих.
Но как помочь, если у ребенка совсем не получается завести друзей? Хорошая новость — научить ребенка общаться и дружить можно, для этого нужно единственное условие — люди.
Как помочь ребенку найти друзей
Детская дружба — это навык ребенка, а не родителя. Первыми друзьями малыша являются игрушки. В возрасте примерно 2 лет ребенок начинает с интересом разглядывать детей в песочнице. Значит пришло время выходить «в свет».
Учим здороваться. Первое с чего начинается любое общение — приветствие. Однако, это не такое простое действие для ребенка. Если ребенок не здоровается с другими людьми, сверстниками, то важно усвоить: заставлять нельзя. Постарайтесь избегать таких фраз: «Ну что ты стоишь, скажи тёте "Привет"», «Поздоровайся, что ты молчишь?». Если ребенку меньше 5 лет, то у него еще не сформированы «социальные условности», ребенок живёт в мире привязанностей. А все вокруг — это чужие и незнакомые люди. Задача родителя показать малышу, как начинать общение, не принуждая его. Лучше так: «Сейчас мы зайдем к моей знакомой, давай поздороваемся с ней. Сначала я скажу, а потом ты». И вот вы поздоровались первой, а ребенок — промолчал. В этом нет ничего страшного. Всё нормально! Не акцентируйте внимание. Постепенно ребенок привыкнет и научиться приветствовать других людей, преодолевая стеснения.
Просмотр и обсуждение мультфильмов. Ключевое здесь — обсуждение просмотренного мультика, в котором дети общаются, проходят совместные испытания, организуют команду. Спросите у ребенка, как главный герой познакомился с новыми друзьями. Тем самым вы акцентируете его внимание, что общаться — это не страшно. Узнайте, что один герой сказал другому. Так ребенок потренируется говорить фразы, которые ему пригодятся в общении со сверстниками.
Круг общих интересов. Поддержите увлечения вашего ребенка — спорт, рисование, гимнастика, вариантов много, и запишите его в кружки или секции, где он сможет встретить детей с похожими интересами. Ребенку, у которого пока не хватает уверенности в себе, чтобы поддерживать разговор на любые темы, гораздо легче начать общаться на тему общего увлечения. Робототехника, авиамоделирование, театральное искусство — вариантов великое множество. Дети с общим увлечением скорее всего схожи и по темпераменту, в таком случае дошкольники быстрее находят общий язык, взаимопонимание и поддержку друг у друга.
Встречи со сверстниками. Если ребенок хочет пригласить домой «коллегу» по песочнице или товарищей из детского сада, с которыми хотел бы подружиться, поддержите это желание. В комфортной атмосфере дома вашему ребенку будет легче общаться и находить общий язык с другими детьми.
Поддержите детское желание. Начинайте общаться с другими детьми вместе с вашим ребёнком во время прогулки на детской площадке. Иногда дети не готовы брать инициативу в свои руки. На первых порах необходимо помочь ребёнку представиться и начать совместную игру с другими детьми. Инициируйте общие игры (дворовые активные игры, создание песочных замков, игра в мяч). Со временем ваш ребёнок будет чувствовать себя гораздо смелее, и сможет уже без вашей помощи окунуться в мир игры с товарищами. Есть важный нюанс: возможно детское общество так вас полюбит и примет в свой круг, что придётся играть всё время.
Учитывайте детский темперамент. Если ваш маленький человек не проявляет задатки тамады и жажду общения, то достаточно помочь ему найти приятных по духу и интересам товарищей, и научить играть и общаться в комфортном темпе. Не стоит ждать от спокойного и тихого ребёнка, что он будет лидером во всех играх или главным организатором детского баловства. Важно видеть детей такими какие они есть, и развивать их согласно темпераменту и возрасту, не обязательно дружить со всем двором, если нет такого желания, достаточно освоить базовые навыки общения.
Разговор по душам. Объясните ребенку, что никто не рождается мастером общения, это просто навык, и его можно тренировать. Поговорите с ребенком о том, как завести разговор, как задавать вопросы и как проявлять интерес к другим. Отличная идея — поиграть дома в ролевую игру, чтобы попрактиковаться в спокойной обстановке. После этого можно будет перейти к коротким разговорам на улице. Например, можно сказать так: «Давай подойдем к этим детям которые катают самосвал, чтобы вместе поиграть? Я скажу им свое имя, а потом ты — свое». После прогулки обязательно похвалите ребенка за проявленную смелость, преодолеть стеснение и пообщаться с другими ребятами бывает совсем непросто.
Почему развитие навыка общения важно начинать с раннего детства?
Навык общения, по другому его называют мягкий навык «soft skills», необходимо тренировать с детства. Умение выстраивать диалог, объединяться в команду, совместный поиск решения задачи помогают ребятам лучше адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире.
Современные дети достаточное количество времени проводят в гаджетах. И это ни плохо, ни хорошо — это данность. Мы с вами не должны лишать ребенка необходимого навыка цифрового развития, но важно соблюдать баланс.
Навык живого общения невозможно развить только по советам или во время просмотра мультика. Важно учиться играть, общаться с другими людьми в режиме офлайн, уметь попросить о помощи и выстраивать доверительные отношения с семьей и близкими друзьями.
Результаты не заставят себя долго ждать:
- укрепление самооценки и веры в себя;
- более спокойное проживание любых эмоций, ведь у ребёнка есть близкие люди которые всегда поддержат и помогут;
- развивается социальный интеллект, который, как и умение быть в обществе, можно развивать исключительно на практике;
- освоение новых учебных и игровых высот — благодаря совместному творчеству с друзьями, процесс идёт быстрее и интереснее;
- умение просить о помощи, что является основой для основ безопасного поведения.
Курс по безопасности для детей
Что делать если у ребенка нет друзей?
Если малыш пришел к вам со словами: «Со мной никто не хочет дружить», значит, вам нужно отложить дела и уделить ему время. Поддержите, а не обесценивайте его переживания. Вместо шаблонной фразы «Ничего страшного, найдутся друзья, не переживай!», скажите примерно так: «Дружба — это важно, давай подумаем вместе, что как это исправить».
Дружба — это процесс, и чтобы подружиться с кем-то может потребоваться время и терпения. Попросите его рассказать о ситуации, после которой он сделал вывод, что с ним никто не хочет дружить. Возможно, все не так и плохо, и ребенок просто столкнулся с первым опытом отказа. Обсудите с ребенком, что в общении со сверстниками важно уметь слушать друг друга, учитывать желания других людей, проговаривать свои, вместе придумывать общие игры и шалости. Общаясь, мы учимся выстраивать свои границы, и уважать чужие, договариваться и обмениваться любимыми игрушками, принимать отказы и порой отказывать и самим.
Поддерживайте своего ребенка, показывайте что верите в его способности проявить себя. Иногда нужно просто подождать, пока дети встретят похожих по духу и интересам товарищей. Но если вы замечаете, что ваш ребенок сильно страдает из-за отсутствия друзей, и это влияет на его эмоциональное состояние, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или школьному консультанту. Специалисты могут предложить дополнительные стратегии и поддержку.
Главное, помните, что каждый ребенок уникален, и у всех свои темпы развития дружеских отношений. Поддержка и понимание семьи это укрепление детской веры в свои силы, и лучший подарок, который можно сделать своему ребенку.
Ещё больше интересных статей:
Soft skills для детей — какие и зачем развивать?
Кризис 5 лет у ребёнка - советы родителям
Как определить темперамент ребёнка?
эксперт сайта интеллектуального развития детей IQsha
Надежда Васильева,
онлайн педагог, эксперт раннего развития дошкольников, игровой практик IQsha.ru