Развитие творческого воображения у дошкольников подразумевает под собой способность ребёнка нестандартно мыслить, проявлять воображение, фантазию. Развитию этих качеств способствуют специальные игры и упражнения, творческие задания. Становление творческих способностей происходит по двум направлениям. Первое направление - это овладение специальными средствами (рисование, музыка и другие). Второе - развитие воображения как такового.
Развиваем творческое начало
Создаем подходящую среду. Для проявления творческих способностей важно, чтоб у ребенка был материал для творчества. Например, для рисования необходимы как минимум цветные карандаши и бумага. Покажите ребенку, как можно использовать нестандартные материалы - например, на лист с нарисованной цветочной феей вместо лица или платья можно приклеить настоящий цветок.
Поощряем творчество. Все творческие проявления ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему самокритичность. Вы можете завести альбом и помещать туда наиболее удачные рисунки либо другие плоды творчества ребенка. Таким образом вы покажете ребенку, что гордитесь и уважаете его творчество. Кроме того, это будет для ребенка стимулом для создания законченных и оригинальных произведений. Не нужно преувеличивать достижения ребенка, старайтесь объективно оценивать его работу – расскажите, что именно вам понравилось в рисунке или поделке. Но и не в коем случае не смейтесь над его работами. Поддерживайте и развивайте творческое начало в ребенке!
Развиваем воображение. Развитие воображения происходит путем интеллектуальных упражнений и решения различных творческих задач.
Рассуждаем. При любой возможности рассуждайте вместе с ребенком. Побуждайте его к тому, чтобы при минимуме исходной информации (например, дерево растет) получить максимум рассуждений и его собственных умозаключений (начиная от описания дерева, закачивая предположением, что бы было, если бы деревьев не было). Старайтесь, чтобы в процессе познания дети использовали все средства восприятия - зрение, осязание, обоняние, вкус и слух. Пусть дети учатся выделять основные функции и признаки предметов, ведь на этом основана одна из основных составляющих воображения – создание ассоциаций.
Придумываем загадки. Сочинение загадок – прекрасный тренажер для воображения. Покажите детям последовательность сочинения – и они смогут придумывать загадки сами.
- ответь, на что похож заказываемый предмет. Например, расческа похожа на пилу, на забор, на траву.
- ответь, чем он отличается от перечисленных. Например, от пилы – тем, что расческа не пилит; от забора тем, что на нее нельзя залезать; от травы – тем, что не растет.
- составь загадку, используя слова-связки «как», «но не». Например: «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет. Что это такое?».
Не забывайте о том, что хоть вся жизнь дошкольника пронизана фантазией и творчеством, воображение развивается с опытом. Чем больше ребенок знает, видел, создал сам – тем более богатым будет его воображение. Предоставляйте ребенку возможность фантазировать и творить – и его воображение может дать чудесные плоды в будущем.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Айкьюша рекомендует:
"Учимся клеить. Рабочая тетрадь KUMON" Эта рабочая тетрадь поможет ребенку приобрести навыки работы с ножницами и клеем. В ней собраны задания, которые познакомят его с разными формами, разовьют пространственное и творческое мышление. | |
Учебник Уроки развития внимания и воображения. 5-6 лет. Александр Быстров, Елена Быстрова Предлагаемая книга поможет развить внимание и воображение вашего малыша. Пособие создано на основе авторской программы развития детей старшего дошкольного возраста, которая уже более 15 лет дает неизменно положительный результат. Большинство заданий нестандартны и направлены на получение ребенком нового опыта, на "включение" ранее не задействованных зон в его психике. Малыш проверит свое внимание, находя отличия между картинками и "выпавшие элементы", потренирует воображение, представляя по рисунку вкус, запах, тактильные ощущения. В книге приоритетными являются принцип обучения в процессе игры и творческий подход к выполнению заданий. | |
Одно из условий проведения занятия - хорошее настроение у вас и вашего малыша. Занятие должно проходить в спокойной обстановке. Хорошо, если вы сможете заниматься с ребенком в утренние часы. Если такой возможности нет, убедитесь, что ребенок отдохнул и готов к занятиям. | |
Авторы комплекта "Ступеньки к школе" М.М.Безруких, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО, и Т.А.Филиппова, ведущий научный сотрудник института, кандидат биологических наук, предлагают 14 тетрадей, книгу для педагогов и родителей. В пособиях представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. | |
"Сила детского воображения. Как превратить стресс в радость" Шарлотта Резник Автор рассказывает, как обучить ребенка простым, эффективным и необычным навыкам выживания в современном мире с его бесконечными стрессами. В этом уникальном руководстве вы познакомитесь с девятью приемами, позволяющими ребенку справиться со стрессом и страхами посредством обретения внутренней силы и уверенности с помощью собственного воображения. | |
Готовимся к школе: Развиваем воображение и творческие способности Вам кажется, что у детей воображение намного богаче и оригинальнее, чем у взрослого? Это не так. У них еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого дети создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых. Помогите вашему ребенку освоить "искусство придумывания"! Если вы поведете его в мир фантазий, то ребенок легко последует за вами. Как это сделать? В игре! |
Какие способы для развития творческого потенциала лучше применять у конкретного ребёнка можно понять, исходя из индивидуальных особенностей. Определите типы темперамента, протестируйте ребёнка и вы сможете понять, какой подход лучше использовать в конкретном случае.